Разработка урока истории "Внутренняя политика Петра I"

  • docx
  • 15.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок истории 10 кл Внутренняя политика Петра I.docx

Урок истории в 10 классе

Тема: Внутренняя политика Петра I

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием  технологии Mindmap и технологии проблемного обучения.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор; исторические карты; справочный материал; учебник.

Цели урока: : - дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России, продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям.

 - на основе полученных ранее знаний, чтения исторической литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразований; выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность проведения; сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.

Задачи урока:

Образовательная (предметные УУД): -    определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.;

Воспитательная(коммуникативные и личностные УУД): привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа

Развивающие (регулятивные УУД): - формирование и развитие культуры речи учащихся; развитие мыслительных способностей учащихся;

- формирование навыков работы в группах и парах;

- умение искать и извлекать нужную информацию в источниках различного типа;

- умение ясно, логично и аргументированно точно излагать свою точку зрения.

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Постановка учебной проблемы.

 

Беседа, работа с иллюстрацией: - Обратите внимание на слайд. Что на нем изображено? (Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил МикешинИван Шредер и архитектор Виктор Гартман.Всего памятник содержит 128 фигур – наиболее важных и значимых деятелей в истории России – правителей, просветителей, полководцев.

Обратим внимание на один из фрагментов композиции:

- Кто изображен? (Петр 1)

- Что символизируют фигуры вокруг?  Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу)

- что сделал Петр для России, достоин ли он украсить этот монумент? (….да…)

Обратимся к мнениям различных историков.

      Феофан Прокопович: «Петр - Солнце земли Русской»

      Н.М. Карамзин: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр»

      В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

      М. Щербатов: «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»          

- все ли историки считают Петра достойным правителем? Как оценивается его деятельность?

- Какова проблема нашего урока? (определить, какую роль сыграл Петр в истории России, какие итоги имела его деятельность)

- вы уже изучали деятельность Петра в 7 классе, сейчас повторяете и углубляете свои знания. Какие области деятельности Петра вы уже вспомнили на недавних уроках (внешняя политика)

- какие знания нам необходимо повторить еще, чтобы дать более объективную оценку? (внутренняя политика, реформы)

III.             Решение учебной проблемы.

Технология ММ: Петр проводил реформы во многих сферах. Давайте обозначим основные.

- в области государственного устройства

- военные

- социально-экономические

- культуры и быта                                                                       

Вы уже говорили о военных реформах, когда рассматривали Северную войну. Напомните их суть и обозначим на карте ММ.

 

Работа с терминами (задание на слайде презентации):

Вспомните, какие были основные органы власти в российском государстве до эпохи Петра. Для этого вам необходимо узнать понятие по определению:

Во главе государства находился – царь

Патриарх - высшее духовное лицо, глава православной церкви.

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии

Зе́мскийсобо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Сословно представительная монархия.

Открываем ваш учебник на странице 252-253 – как изменилась система власти, изобразите новую схему у себя в тетрадях.

Какая новая система стала складываться при Петре (абсолютизм)

Анализ видеоматериала:

Социально – экономические реформы Петра I. Посмотрите видеофрагмент и отметьте на ММ изменения, произошедшие при Петре.

Итак:

- подушное налогообложение

-налоги и сборы

- таможенный тариф (???)

- строительство мануфактур (???)

- указ о единонаследии (1714 г)

- табель о рангах (1722 г)

 

Осталось вспомнить реформы в области культуры и быта. Я думаю, вы без труда назовете мне их сами, для небольшой подсказки я покажу вам пару слайдов иллюстрации на которых помогут вам вспомнить реформы Петра в области культуры и быта.

По мере ответов вносите их на ММ. И не забывайте иллюстрировать.

 

Итак, мы вспомнили все реформы. Вернемся к проблеме нашего урока.

- Что необходимо решить? (верно, насколько преобразования Петра, его деятельность оказались положительными для государства)

Работа в группах: Сейчас мы разделимся на три группы. Каждой нужно выбрать один из представленных цветов.

Синий – адвокаты, защитники

Красный – прокуроры, обвинители

Зеленый – присяжные

Каждая группа получает небольшой пакет документов – это свидетельства современников, мнения историков и исследователей о Петре. Пару минут вы их просмотрите, пользуясь уже известными вам фактами, составите речь. Один из группы ее представит – сначала обвинительная речь прокурора, затем слово адвакатам, и подведет итог суд присяжных.

Выступления.

Итак, мы сделали с вами вывод. Хочу заметить, что мы ни в коем случае не выносим окончательный приговор. Присяжные высказали свое мнение, но каждый для себя может сам принять решение относительно деятельности Петра.

Рефлексия: при Петре стали впервые использовать уже знакомый вам флаг – наш триколор, попрошу вас нарисовать его у себя на листочках и закрасить один из цветов:

Белый -Осталось много вопросов

Синий - Были сомнения, но в целом справился

Красный - Все было понятно и интересно, пригодится в будущем

 

 Домашнее задание:Изобразить на  Mindmap деятельность Петра I, указав основные направления, причинно-следственные связи между ними.


 

Скачано с www.znanio.ru