Разработка урока истории "Внутренняя политика Петра I"
Оценка 4.6

Разработка урока истории "Внутренняя политика Петра I"

Оценка 4.6
docx
15.02.2020
Разработка урока истории  "Внутренняя политика Петра I"
Урок истории 10 кл Внутренняя политика Петра I.docx

Урок истории в 10 классе

Тема: Внутренняя политика Петра I

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием  технологии Mindmap и технологии проблемного обучения.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор; исторические карты; справочный материал; учебник.

Цели урока: : - дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России, продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям.

 - на основе полученных ранее знаний, чтения исторической литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразований; выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность проведения; сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.

Задачи урока:

Образовательная (предметные УУД): -    определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.;

Воспитательная(коммуникативные и личностные УУД): привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа

Развивающие (регулятивные УУД): - формирование и развитие культуры речи учащихся; развитие мыслительных способностей учащихся;

- формирование навыков работы в группах и парах;

- умение искать и извлекать нужную информацию в источниках различного типа;

- умение ясно, логично и аргументированно точно излагать свою точку зрения.

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Постановка учебной проблемы.

 

Беседа, работа с иллюстрацией: - Обратите внимание на слайд. Что на нем изображено? (Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил МикешинИван Шредер и архитектор Виктор Гартман.Всего памятник содержит 128 фигур – наиболее важных и значимых деятелей в истории России – правителей, просветителей, полководцев.

Обратим внимание на один из фрагментов композиции:

- Кто изображен? (Петр 1)

- Что символизируют фигуры вокруг?  Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу)

- что сделал Петр для России, достоин ли он украсить этот монумент? (….да…)

Обратимся к мнениям различных историков.

      Феофан Прокопович: «Петр - Солнце земли Русской»

      Н.М. Карамзин: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр»

      В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

      М. Щербатов: «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»          

- все ли историки считают Петра достойным правителем? Как оценивается его деятельность?

- Какова проблема нашего урока? (определить, какую роль сыграл Петр в истории России, какие итоги имела его деятельность)

- вы уже изучали деятельность Петра в 7 классе, сейчас повторяете и углубляете свои знания. Какие области деятельности Петра вы уже вспомнили на недавних уроках (внешняя политика)

- какие знания нам необходимо повторить еще, чтобы дать более объективную оценку? (внутренняя политика, реформы)

III.             Решение учебной проблемы.

Технология ММ: Петр проводил реформы во многих сферах. Давайте обозначим основные.

- в области государственного устройства

- военные

- социально-экономические

- культуры и быта                                                                       

Вы уже говорили о военных реформах, когда рассматривали Северную войну. Напомните их суть и обозначим на карте ММ.

 

Работа с терминами (задание на слайде презентации):

Вспомните, какие были основные органы власти в российском государстве до эпохи Петра. Для этого вам необходимо узнать понятие по определению:

Во главе государства находился – царь

Патриарх - высшее духовное лицо, глава православной церкви.

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии

Зе́мскийсобо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Сословно представительная монархия.

Открываем ваш учебник на странице 252-253 – как изменилась система власти, изобразите новую схему у себя в тетрадях.

Какая новая система стала складываться при Петре (абсолютизм)

Анализ видеоматериала:

Социально – экономические реформы Петра I. Посмотрите видеофрагмент и отметьте на ММ изменения, произошедшие при Петре.

Итак:

- подушное налогообложение

-налоги и сборы

- таможенный тариф (???)

- строительство мануфактур (???)

- указ о единонаследии (1714 г)

- табель о рангах (1722 г)

 

Осталось вспомнить реформы в области культуры и быта. Я думаю, вы без труда назовете мне их сами, для небольшой подсказки я покажу вам пару слайдов иллюстрации на которых помогут вам вспомнить реформы Петра в области культуры и быта.

По мере ответов вносите их на ММ. И не забывайте иллюстрировать.

 

Итак, мы вспомнили все реформы. Вернемся к проблеме нашего урока.

- Что необходимо решить? (верно, насколько преобразования Петра, его деятельность оказались положительными для государства)

Работа в группах: Сейчас мы разделимся на три группы. Каждой нужно выбрать один из представленных цветов.

Синий – адвокаты, защитники

Красный – прокуроры, обвинители

Зеленый – присяжные

Каждая группа получает небольшой пакет документов – это свидетельства современников, мнения историков и исследователей о Петре. Пару минут вы их просмотрите, пользуясь уже известными вам фактами, составите речь. Один из группы ее представит – сначала обвинительная речь прокурора, затем слово адвакатам, и подведет итог суд присяжных.

Выступления.

Итак, мы сделали с вами вывод. Хочу заметить, что мы ни в коем случае не выносим окончательный приговор. Присяжные высказали свое мнение, но каждый для себя может сам принять решение относительно деятельности Петра.

Рефлексия: при Петре стали впервые использовать уже знакомый вам флаг – наш триколор, попрошу вас нарисовать его у себя на листочках и закрасить один из цветов:

Белый -Осталось много вопросов

Синий - Были сомнения, но в целом справился

Красный - Все было понятно и интересно, пригодится в будущем

 

 Домашнее задание:Изобразить на  Mindmap деятельность Петра I, указав основные направления, причинно-следственные связи между ними.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок истории в 10 классе Тема:

Урок истории в 10 классе Тема:

Что символизируют фигуры вокруг?

Что символизируют фигуры вокруг?

Работа с терминами (задание на слайде презентации):

Работа с терминами (задание на слайде презентации):

По мере ответов вносите их на

По мере ответов вносите их на
Скачать файл