Конспект урока 8 класс «Круги кровообращения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8. «Функция венозных клапанов. Изменения при перетяжках, затрудняющих кровообращение». »
Цель урока: раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови. Особенности строения органов кровообращения в связи сих функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.
Оборудование.
Таблицы:
- «Строение сердца». - «Схема кровообращения».- «Кровеносная система»
Актуализация знаний.
1. Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая);
2. В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система - кровь движется только по сосудам);
3. Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах позвоночных животных?(появление малого (легочного) круга кровообращения в связи с выходом животных на сушу).
Изучение нового материала.
Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 годуУильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.
1. Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения:
1. В каком отделе сердца он начинается?
2. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
3. В каких происходит газообмен?
2. Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.
На рис. 51 учебника найдите малый круг кровообращения:
1. Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?
2. Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде?
3. Что происходит с легочной артерией в легких?
4. Где происходит превращение венозной крови в артериальную?
5. По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?
Составление схемы МКК:
Лабораторная работа №8 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»
Цель: познакомиться с функциями венозных клапанов.
Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.
Ход работы.
1. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.
2. Сформулируйте вывод.
Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?
В какой руке венозные клапаны были закрыты?
Закрепление материала.
Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке. Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________. Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.
Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через ________ в ____________.
По большому кругу кровь проходит за ________. По артериям большого круга течет ________ кровь, по венам - __________ кровь. В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по венам ________ кровь.
Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга:
«5» - полностью справился с заданием;
«4» - выполнил задание с 2 ошибками;
«3» - выполнил задание с 3 ошибками;
«2» - не справился с заданием, много ошибок.
Домашнее задание.
Параграф 21. Творческие задания:
1. В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.