Разработка урока кубановедения в 9 классе "Кубань в годы Великой Отечественной войны"
Оценка 4.6

Разработка урока кубановедения в 9 классе "Кубань в годы Великой Отечественной войны"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
9 кл
09.06.2020
Разработка урока кубановедения в 9 классе "Кубань в годы Великой Отечественной войны"
Разработка урока предназначена учителям истории и кубановедения для использования материалов при изучении Великой Отечественной войны, а также для военно-патриотического воспитания школьников.
Разработка урока кубановедения в 9 классе ( проект по ФГОС).docx

Разработка урока кубановедения в 9 классе

к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков по теме:

 

 

 

 

 

Кубань в годы

Великой Отечественной

войны

 

                                       

 

                                      

 

 

 

 

                                                                              Учитель кубановедения

                                                                                               МБОУ ООШ № 10 х. Садки                  

                                                               Приморско-Ахтарского района

                                                                                               Самодурова Е.Н.

 

 

Цели:

- формирование  метопредметных  компетенций;

- ознакомление с историей Кубани в годы Великой Отечественной войны;

- воспитание патриотизма, гордости за своих земляков , готовности  к защите Отечества, уважение к ветеранам войны и труда.

Образовательные ресурсы:

- А.А Зайцев, С.А. Лукьянов, А.Н. Еремеева, И.А. Терская. Кубановедение, 9 класс: учебник. –  Перспективы образования ОИПЦ, Краснодар, 2012;

-  историческая карта Общий ход военных действий во втором периоде войны (ноябрь 1942- декабрь 1943г.)

- историческая карта освобождение Северного Кавказа ( январь – октябрь 1943г.).

Тип урока: комбинированный урок.

I.       Фаза урока вызов.

Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.

1 шаг.

На доске написаны понятия: Великая Отечественная война, Кавказ, немецко-фашистские захватчики, «новый порядок», партизаны, патриотизм, героизм, самопожертвование.

Дать устный ответ на вопрос:

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова?

2 шаг.

Составить рассказ ( 3-4 предложения), используя слова, которые записаны  на доске.

3 шаг.

Инициация учащихся через постановку проблемного вопроса:

-Что вам известно из истории, художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне?

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ ( РЕАЛИЗАЦИЯ).

Непосредственный контакт с новой информацией.

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель:

Вставай Кубань! Народным гневом

Бурли, бушуй, мятись, вскипай.

На смертный бой с врагом скликай

Своих сынов отважных, смелых.

Вставай Кубань! Кубань вставай!

Смерть вражьей своре озверелой

 Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы Краснодарского края. Гнев и ненависть к врагу, стремление  его разгромить наполнили сердца кубанцев. Как набатный колокол, прозвучал этот боевой клич.

Битва за Кавказ является одной из ярких страниц в истории Великой Отечественной войны. Как известно, немецко-фашистские войска предприняли наступление на этом направлении летом 1942 года. Враг рвался к неисчерпаемым природным и другим богатствам Кавказа. Он стремился захватить его нефтяные районы, которые к тому времени давали стране решающую долю всей нефти и нефтепродуктов, хлебородные районы юга Российской Федерации, и прежде всего его жемчужину - Кубань. Борьба за Кавказ имела для нашей Родины жизненно - важное значение, она приняла крайне ожесточённый характер. Битва на Кавказе развернулась в 1942—1943 гг .

На этом направлении гитлеровским командованием было сосредоточено тринадцать пехотных, пять танковых, четыре моторизованные, три кавалерийские дивизии и более 1000 самолетов 4-го воздушного флота. Противник превосходил войска Южного фронта по пехоте в 1,4 раза, по артиллерии почти в 2 раза, по танкам в 9,3 раза, по авиации почти в 8 раз.

В целях объединения усилий на Северном Кавказе и лучшего руководства войсками Ставка Верховного Главнокомандования 28 июля 1942 г. Объединила войска Южного и Северо-Кавказского фронтов в один Северо-Кавказский фронт под командованием Маршала Советского Союза С. М. Будённого.

Лето 1942 г. выдалось жаркое, температура доходила до 40 градусов. Отступавшие по степным просторам Дона и Кубани, измотанные постоянными боями войска испытывали недостаток в воде и питании. От огня противника они несли большие потери. Многие части остались без артиллерии и танков. Авиационное прикрытие почти отсутствовало, не хватало боеприпасов, горючего. Создавался рубеж обороны по рекам Терек и Баксан, перевалам центральной части Главного Кавказского хребта, реке Кубань, чтобы прочно прикрыть Кавказ с севера - в полосе от Каспийского моря до Таманского полуострова.
В августе и сентябре войска с помощью местного населения (ежедневно на строительстве работали 90 тыс. местных жителей) создали глубоко эшелонированную оборону. На подступах к Орджоникидзе, Грозному и Махачкале было построено по 5-6-ти оборонительных полос, Строились укрепления и вокруг других городов. Наиболее прочная оборона была создана на туапсинском направлении. В это время продолжалась оборона восточного побережья Азовского моря.

Подразделения кубанских казаков столкнулись лицом к лицу с ненавистным врагом. Попытка противника прорвать оборону с ходу результатов не дала. Враг был встречен и остановлен мужественным сопротивлением добровольцев. Общая обстановка на Кавказском направлении продолжала осложняться. Противник потеснил наши войска к  Кущёвской. Тем самым Приморская группа войск Северо-Кавказского фронта оказалась в тяжелом положении. В этой обстановке корпус получил новую задачу - занять оборону на реке Еи. Весь личный состав готовил оборону. Создавалась противотанковая оборона. Мосты через реку Ею были подготовлены к взрыву, а в последствии взорваны. Река была мелкая, но топкая, густо поросшая камышом и трудно проходимая для танков. Особое внимание было уделено созданию системы огня. Казаки хорошо знали местность, поэтому позиции взводов, эскадронов, огневых средств выбрали так выгодно, что на противоположном берегу противник мог подвергнуться обстрелу на всех основных направлениях.
Огромную, неоценимую помощь, оказало население станицы Шкуринской. Женщины, старики и подростки рыли окопы и щели, помогали создавать и оборудовать различные оборонительные сооружения. В ходе боя многие из них отважно искали в зарослях кукурузы раненых, находили их, перевязывали их, оказывали необходимую помощь. Многие девушки и ребята добровольно вступали в ряды дивизии.
12-й Кубанской дивизии уготовано было принять боевое крещение на своей же родной кубанской земле. Во всех полках и эскадронах в конце июля был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего, в котором сообщалось о тяжелой обстановке, сложившейся на юге страны: немцы рвутся к Сталинграду, стремятся захватить Кавказ.
«Ни шагу назад без приказа высшего командования. Таков призыв нашей Родины», - говорилось в приказе Верховного Главнокомандующего.

Защищая свою землю, особенно отличились подразделения наших земляков под командованием майора Харкевича, Склярова, лейтенантов Вахрина и  Обревко. Высокую отвагу и храбрость проявили казаки эскадрона 4-го полка под командованием лейтенанта К.И.Авдиенко. Особо отличился командир 1-й батареи артиллерийского дивизиона лейтенант В.В.Мисюн, казаки 4-го эскадрона лейтенанта Кузнецова, полковая минометная батарея лейтенанта Тимченко.

Сопротивление советских войск с каждым днем возрастало. Очень помогли частям партизанские отряды.
За время боев в предгорьях Кавказского хребта фашисты потеряли свыше 50 тыс. солдат и офицеров и прекратили наступление на туапсинском направлении. Однако положение наших войск на Северном Кавказе к середине августа продолжало оставаться тяжелым: угроза прорыва танковых группировок противника к Грозному, Туапсе и Новороссийску не была ликвидирована.

 До последнего времени находятся новые свидетельства великих подвигов наших воинов. В 1962 г., например, на Марухском леднике Кавказских гор были обнаружены вмерзшие в лед останки советских воинов, геройски сражавшихся здесь против гитлеровских захватчиков осенью 1942 г. Рядом с павшими героями валялись стреляные гильзы и оружие. Установлено, что здесь дрались в окружении подразделения 810-го и 808-го полков 394-й стрелковой дивизии. Отрезанные от главных сил, без зимнего обмундирования, в условиях наступающей зимы, они сражались до последнего дыхания.
В ожесточенном бою 30 ноября 1942 г. за высоту 403.3 севернее Туапсе продвижение нашей пехоты задерживал вражеский дзот. Рядовой Леонтий Васильевич Кондратьев, уроженец Азова, подполз к дзоту и бросился на пулемет. Л. В. Кондратьеву, совершившему высокий подвиг, было присвоено звание Героя Советского Союза.

 В предгорьях Кавказа действовали партизанские отряды, которыми руководил южный штаб партизанского движения. Начальником штаба был секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б), член Военного совета Северо-Кавказского фронта П.И.Селезнев. Партизаны оказывали большую помощь воинским частям.

Можно приводить ещё множество примеров героизма и мужества наших земляков, сражавшихся за свою родную землю.

Победа нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками ковалась на фронте и в тылу. Все как один встали на защиту своей страны. Наши земляки отличились в боях мужеством, отвагой и любовью к своей земле. Гражданский долг тех, кто живет в России в ХХI веке – помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою отчизну, проявлять уважение и внимание к старшему поколению, не забывать трагические и исторические страницы своей истории.

                                      Задание №1.  

Используя рассказ учителя привести примеры мужества и героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

2 шаг.   

                                     Задание №2

Используя текст параграфа составить план ответа на вопрос:

Каковы основные события разворачивавшиеся на Кубани в годы Великой Отечественной войны?

1.

2.

3.

                           

                                                   Задание № 3.

Используя текст параграфа № 13 на стр. 64-67, составить таблицу:

                     Дата

                 Событие

 

 

 

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

1.Рефлексия содержания учебного материала.

Ответить на вопросы №  1, 2 на стр. 67.

1.     Какой вклад в победу над фашистами внесли жители Кубани?

2.     Почему Гитлеру удалось оккупировать территорию края? В чём заключался «новый порядок», который оккупанты установили на Кубани?

      2.Анализ собственной деятельности, её оценивание.

IV. Домашнее задание.

1.Параграф № 13, стр.64-67

2.Подготовить письмо кубанского школьника к участнику Великой Отечественной войны.


 

Разработка урока кубановедения в 9 классе к 70-летию освобождения

Разработка урока кубановедения в 9 классе к 70-летию освобождения

Цели: - формирование метопредметных компетенций; - ознакомление с историей

Цели: - формирование метопредметных компетенций; - ознакомление с историей

Вставай Кубань! Кубань вставай!

Вставай Кубань! Кубань вставай!

Подразделения кубанских казаков столкнулись лицом к лицу с ненавистным врагом

Подразделения кубанских казаков столкнулись лицом к лицу с ненавистным врагом

До последнего времени находятся новые свидетельства великих подвигов наших воинов

До последнего времени находятся новые свидетельства великих подвигов наших воинов

Задание № 3. Используя текст параграфа № 13 на стр

Задание № 3. Используя текст параграфа № 13 на стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020