Борьба М.В.Ломоносова за российскую науку
Путь Ломоносова в науку был не прост. В Академии наук крупные учёные были отстранены от управления и всеми делами ведал секретарь канцелярии И.Д.Шумахер, прибывший в Петербург из Страсбурга. Он самолично распоряжался деньгами академии, определял должности и характер работы академиков, стараясь столкнуть их между собой, пристраивая на работу в академии своих родственников и приближённых.
Нужна была огромная воля и большая вера в предназначение науки, чтобы устоять в борьбе. По возвращении в академию Ломоносов оказался на положении студента: ни приличного жалования, ни серьёзной научной работы, ничего не меняла даже диссертация на
латинском языке.
Борьба М.В.Ломоносова за российскую науку
Как адъюнкт (лицо, занимающее младшую ученую должность в академиях и в высших учебных заведениях; помощник академика или профессора) физического класса, Ломоносов избрал основным направлением своей научной работы химию, разработал проект лаборатории. Только через шесть лет, после неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была открыта в 1748 году.
Одновременно чинились препятствия в публикации научных трудов Ломоносова, принижалось значение его научных исследований и проектов. Однако Ломоносов не отличался покорностью и умел за себя постоять.
Сообщение учащегося о ссоре Ломоносова с профессорами академии.
Однажды в Академическом собрании, раздражённый оскорбительными и несправедливыми действиями Шумахера, Миллера и Винсгейма, Ломоносов на виду у всех показал Винсгейму кукиш. Столь же резко обошёлся он и с другим приспешником Шумахера, молодым адъюнктом И.Трускотом, незаслуженно получившим эту должность: «Ты что за человек? Ты адъюнкт. Кто тебя делал? Шумахер! Говори со мною по-латыни!» Но Трускот не знал латыни, хотя лица, занимающие научные должности в академии, обязаны были по тем временам владеть латинским языком. Показав беспомощность Трускота, Ломоносов заключил: «Ты никуда не годишься и недостойно произведен». И долго ещё слышались негодования его. Шумахера же, как подтверждают свидетели, он «вором назвал и прочих господ профессоров также бранил». Самому же Винсгейму в заключение пригрозил «поправить все зубы», если он вздумает пожаловаться. Таков был Ломоносов: терпеть несправедливость, невежество он не мог.
Обращение Ломоносова к поэзии
В это время он много работает, пишет диссертацию о строении вещества, обосновывает анатомическую теорию. В трудные минуты Ломоносов обращается к поэзии. Как раз в дни ареста из-под его пера выходят такие дивные, глубокие творения, как «Утреннее размышление о Божьем величестве» и «Вечерние размышления о Божьем величестве…»
Выразительное чтение отрывка стихотворения «Утреннее размышление о Божьем величестве» наизусть.
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!
В 1757 году Ломоносов был учреждён советником, членом канцелярии (головного ядра академии). Это укрепило его позиции, и он предпринимает энергичные усилия к тому, чтобы академия наук стала действительно учреждением науки, а не службы. Он стремится привлечь специалистов, настаивает на увеличении выпуска учебных книг на родном языке, борется с непорядками академической обсерватории.
В 1758 году ему поручается руководство научной частью академии, в 1760 году он назначается куратором университета и гимназии, которым надлежало стать основной базой академической науки.
В это же время он ярко борется с противниками русской науки
Просмотр видеофрагмента
Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…»
- О чём свидетельствует написание стихотворения?
- Как вы полагаете, если не в первый раз направляется поэт к владыкам государства, возможно к самой императрице, просить помощь для развития науки, если он далеко не всегда встречает понимание и поддержку, какие чувства его обуревают?
Сообщение об Анакреоне
Заглавие показывает, что время и место действия ограничены и определены: дорога в Петергоф, год 1761-й. Стихотворение похоже на дневниковую запись, хотя это перевод, но перевод своеобразный.
Произведение является оригинальным переложением стихотворения «К цикаде», приписывавшегося Анакреону
Сообщение об Анакреоне
Анакреон – древнегреческий поэт.
Лирика Анакреона сохранилась в незначительных фрагментах. Её основные мотивы – земные радости, чувственная любовь, вино, предпочтение беззаботной жизни в обществе милой подружки прочим занятиям.
Сборник игривых стихотворений, написанных в духе Анакреона и ошибочно предписываемых ему, вызвал многочисленные подражания и распространился в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Стихи такого рода относятся к анакреотике (анакреотической поэзии).
В России переводили предписываемые Анакреону стихи и писали анакреотические стихотворения М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин и поэты «пушкинской плеяды» (П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков) и мн.др.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Анакреона «К цикаде»
Я считаю тебя счастливым, цикада,
Потому что на вершинах деревьев
Немного влаги выпив,
Словно царь поешь ты,
Будто всё, что ты видишь в полях,
И что питают леса – твое.
Ты собеседник земледельцев,
Ничем нисколько не вредишь;
Ты уважаемый среди смертных
Сладкий вестник лета;
Тебя любят Музы,
Любит и сам Феб.
Он дал тебе звонкую песню,
И старость не мучит тебя.
Искусный, из земли рожденный, любящий песни,
Не знающий страданий, не имеющий крови в теле,
Ты почти подобен богам.
Почему Анакреон обращается к образу цикады?Сообщение о цикаде
Цикада - это членистоногое насекомое. Обычно цикады бывают длиной от 1 до 5 см, но некоторые тропические виды могут быть длиной до 15 см. У цикады есть два больших выпуклых глаза по бокам головы и три маленьких глаза между ними, поэтому считается, что она заблаговременно может обнаружить приближение врагов.
Цикады, объясняет Сократ, изначально произошли от людей, которые жили раньше времени муз. Когда пришли музы и начали петь, некоторые человеческие существа пришли в такой восторг, что забыли о еде и хотели лишь петь, что привело их к смерти. Эти воздыхатели муз превратились в цикад, их задача заключалась в том, чтобы сообщать музам, кто из людей в наибольшей степени посвятил себя музам и какой именно из муз.
Подумайте, почему в поэтическом сознании М.В.Ломоносова рождается образ беззаботного кузнечика?
Сообщение о кузнечике
Кузнечик - у китайцев олицетворяет изобилие, многочисленных сыновей, доблесть и удачу. У европейцев - безответственность, непредусмотрительность, летние наслаждения. У греков золотой кузнечик олицетворяет знатность греческого аристократа.
Ломоносов был, вероятно, знаком: «сверчок, кузнечик или коник полевой значит негодного стихотворца, враля и Аполлона».
В древних Афинах кузнечик считался символом знати, владеющей землёй. Члены аристократических кланов носили изображения золотых кузнечиков в качестве отличительных знаков своего положения.
Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…»
- Найдите в стихотворении строки, передающие восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика.
- Как вы понимаете последние строки? В чём автор видит счастье, блаженство?
- Какой мотив является преобладающим в стихотворении М.В.Ломоносова?
Домашняя работа
1.Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...».
2.Индивидуальные задания:
-подготовить пересказ статьи учебника «На родине В.А.Жуковского»;
-выучить наизусть стихотворение «Майское утро» и фрагменты стихотворения «Сельское кладбище», «Певец во стане русских воинов», «Послание императору Александру»;
-подготовить экскурсию по галерее портретов В.А. Жуковского;
-подготовить сообщение «В.А.Жуковский и А.С. Пушкин»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.