Разработка урока по математике 5 класс на тему: «Распределительный закон умножения»
Класс: 5 класс
Продолжительность: 45 минут
Цели урока:
Образовательные: Установление новой важной связи между сложением и умножением чисел при изучении темы «Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания».
Развивающие: Развитие стремления открывать и исследовать новое, способности находить и выражать оригинальные идеи, умения анализировать результаты своей деятельности, выявлять места и причины затруднений, умения ставить цели урока и подводить итог.
Воспитательные: Развитие интереса к предмету, создание условий для формирования чувства взаимопонимания, толерантности, взаимовыручки, самоконтроля.
Познавательные: владеют общим приемом решения заданий.
Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний и умений (устный счет – 10 мин)
3. Формирование умений и навыков (25 мин)
4. Физкультминутка (4 мин)
5. Итоги урока (3 мин)
6. Постановка домашнего задания (2 мин)
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности-1 мин
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока. Учитель обеспечивает мотивацию, создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Я сегодня хочу начать урок с таких слов, которые будут сегодня девизом нашего урока: «Считайте несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».
Я. А. Коменский
2. Актуализация знаний – 10 мин
Устный счет:
25+65+75
5*12*4
34+17+83
76*5*2
27+123+16+234
25*8*4
3. Формирование умений и навыков – 25 мин
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, зафиксировать новый способ действий в знаковой, вербальной форме.
Организуется работа в группах по четыре человека. Каждая группа получает задачу, которую необходимо решить различными способами (Подсчитаем двумя способами число квадратов, изображенных на рисунке:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перейдем к обсуждению проделанной нами работы и ее результатов. Сколько разных способов рассмотрели?
Обсудим 1 способ решения данной задачи:
В каждом ряду расположено 3 синих и 5 красных квадратов, а всего в каждом ряду (3+5) квадратов. В четырех же рядах всего 4*(3+5) квадратов.
Сравним полученные выражения при 2 способе решения задачи:
Синие квадраты расположены в четырех рядах по 3 квадрата в каждом, т.е. синих квадратов 4*3. Красных квадратов 4*5, а всего 4*3+4*5 квадратов
Что в них общего?
Сравните ответы – результаты задачи при решении первым и вторым способом. В таких случаях говорят, что числовое значение первого выражения равно числовому значению второго выражения. Какой вывод можно сделать из этого факта?
Одно и то же число квадратов подсчитано двумя способами, поэтому 4*(3+5)=4*3+4*5
Верно!
Запишите соответствующие равенства к задаче. Давайте составим буквенное выражение для задачи, для этого разные числа заменим разными буквами.
Сколько различных букв нам необходимо для записи буквенного выражения? Что можно записать при помощи буквенного выражения?
а*(в + с) =а*в + а*с
Так, наверное, у нас тоже получился какой – то закон? Как его прочитать? Попробуйте перевести его с математического языка на русский.
Чтобы число умножить на сумму двух чисел, можно это число умножить на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.
Это свойство назвали распределительным свойством умножения относительно сложения.
Отметим, что распределительный закон верен не только для двух, но и для любого числа слагаемых. Например, верно равенство: 9*(3+4+5+6) =9*3+9*4+9*5+9*6.
Как вы думаете, почему его назвали распределительным?
Ребята устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего затруднения; перерабатывают информацию.
Переход от произведений, а * (в + с) и, а * (в – с) соответственно к сумме, а * в – а * с называют раскрытием скобок.
Переход от суммы, а * в + а * с к произведению, а * (в + с) и от разности, а * в – а * с к произведению, а * (в – с) называют вынесением общего множителя за скобки.
4. Физкультминутка – 4 мин
Решение заданий из учебника:
№ 108 (1, 2 столбик)
№ 111
№ 113 (а, б)
5. Итоги урока – 3 мин
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся
6. Постановка домашнего задания – 2 мин
Обсудить и записать домашнее задание.
П. 1.8 № 108 (3 столбик)
№ 109
№ 113 (б, г)
Спасибо всем за урок!
Ребята воспринимают информацию, записывают в дневник домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.