Тема урока: «Столбчатые и круговые диаграммы»
Класс:6 класс
Место урока в данной теме: Урок является первым в теме «Столбчатые и круговые диаграммы».
Форма работы: групповая.
Цель: ввести определение столбчатая и круговая диаграмма, ознакомить впринципом их построения.
Задачи урока:
Образовательные:
l Сформировать представление о сборе первоначальных данных. Научить представлять необходимые данные в табличной форме.
l Научить представлять информацию при помощи столбчатых и круговых диаграмм.
l Научить читать диаграммы.
Развивающие:
l Совершенствование умственной деятельности: наблюдение, анализ, сравнение, классификация, конкретизация, умение делать вывод.
l Развитие познавательного интереса к математике.
l Развитие творческой деятельности.
Воспитательные:
l Воспитание навыков учебного труда.
l Воспитание ответственности и усидчивости.
l Воспитание самостоятельности, и одновременно умения работать в коллективе.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация полученных ранее знаний
3. Введение нового материала
4. Закрепление материла.
5. Рефлексия.
Конспект урока.
1) Организационный момент.
Добрый день. Садитесь. До начала занятия проверьте готовность к уроку. Все ли принадлежности лежат на партах? Хорошо, если все готовы, приступим.
2) Актуализация знаний
Сегодняшний урок посвящён теме « Столбчатые и круговые диаграммы». Но до того, как приступить к изучению новой темы, ознакомимся с информацией, которую для нас собрал ... (имя ученика). Вчера по моей просьбе он провел опрос обучающихся с 5 по 9 классы, на темы их любимые фрукты. И вот какие ответы были получены: яблоко, банан, банан, апельсин, яблоко, мандарин, апельсин, апельсин, мандарин, яблоко, банан, апельсин, груша, банан, яблоко, мандарин, апельсин, груша, груша, банан, яблоко, банан, мандарин.
Насколько удобна такая информация? Чем она неудобна? (Из этого списка не прямо не видно, сколько человек было опрошено, какой фрукт набрал большее количество голосов, какой меньшее).
А в каком виде было удобно представить эти данные. (В виде таблицы).
Совершенно верно, табличное изображение упорядочить информацию. Данные будет легко систематизировать, а составить таблицу довольно просто. Давайте еще раз вспомним как это делается. Сколько, по вашему, должно быть столбцов в таблице и какие названия они будут носить? (Два столбца: название фрукта и количество человек его выбравших).
Наименование фрукта |
Количество человек |
яблоко |
5 |
мандарин |
4 |
апельсин |
5 |
груша |
3 |
банан |
6 |
Но собранную информацию можно представить и в другом виде, в виде круговой диаграммы. Посмотрите, как это будет выглядеть.
Как вы думаете, для чего нужны диаграммы? ( С их помощью можно наглядно представить данные, а так же более легко выполнить сравнение и проанализировать данные).
3) Введение нового материала
И так, тема нашего сегодняшнего урока «Диаграммы»
Дадим определение диаграммы. «Диаграмма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.»
Их использование довольно широко. Их можно встретить в учебниках, книгах, журналах, с их помощью иллюстрируются необходимые данные.
Представленная ранее диаграмма носит название круговой. Так как она представлена в виде круга, разбитого на части – сектора. Каждый сектор представляет собой часть данных.
Рассмотрим другую диаграмму. «Количество медалей, завоеванных российскими спортсменами на зимней олимпиаде в Корее в 2018 г.»
Компетентностно-ориентированное задание. Начальная обработка информации, уровень 1.
Посмотрите, какую информацию можно получить, проанализировав данную диаграмму? (Сколько медалей завоевала сборная?Каких медалей было больше и т.д.).
А теперь ответьте на мои вопросы:
ü Сколько медалей было завоевано сборной за олимпиаду? (24)
ü Медалей какого достоинства было завоевано больше всего? (серебро 10).
ü Какую часть составляют бронзовые медали? (1/4).
ü Какой процент золотых медалей? (33%).
А теперь перерисуйте эту диаграмму в тетрадь. (это сделать трудно, так как не все умеют хорошо рисовать).
Ну что ж тогда давайте представим данные с помощью другой диаграммы, которая носит название столбчатой. Здесь каждый вид данных представлен отдельным столбцом.
Эта диаграмма значительно облегчает работу. Данные из нее извлекать проще, сравнивать их так же легче. И главное, вы легко сможете начертить ее в тетради.
Для облегчения работы посмотрите видеоролик, о том, как строить столбчатые диаграммы. (2 мин)
Попробуйте это сделать.
А теперь давайте попробуем построить столбчатую диаграмму по нашей первой задаче про фрукты:
ü И так, проводим оси.
ü По горизонтали будут идти названия фруктов, а по вертикали количество голосов, которое за них отдано.
ü Не забываем про масштаб, 1 голос будет равняться 1 см.
ü Отмечает количество голосов и проводим столбцы.
ü Диаграмма готова.
Не забываем, что расстояние между столбцами должно быть одинаковым, так же как и ширина столбцов должна быть равной.
В завершение подведем небольшой итог:
ü Что удобнее таблица или диаграмма?
ü Как строиться столбчатая диаграмма?
ü Какие требования предъявляют к столбчатой диаграмме?
Вывод
Столбчатые диаграммы значительно облегчают анализ данных и их сравнение.
4) Закрепление материала.
Практическая работа
Первое заданиеДля закрепления пройденного материала, поработаем в группах в сети Интернет. Ваша задача составить: I группа – круговую диаграмму, II группа – столбчатую диаграмму. Диаграммы строим по количеству медалей, полученных нашими олимпийцами на Олимпиаде в Сочи. Как я уже говорила, данные для построения ищем в сети Интернет. Вопросы есть? Работаем!
Второе задание. Так же по работе в сети Интернет. Работаем на сайте https://www.gismeteo.ru/diary/321141/
Инструкция
1. Переходим по ссылке на сайт.
2. Задаем параметры для получения дневника наблюдений в правом верхнем углу 1. Россия; 2. Нижегородская, Обход; 3. Май, 2018 и нажимаете «получить дневник»
3. Ответьте на вопросы
ü Самый теплый день?
ü Сколько дней было с температурой больше +10 градусов.
ü Какой день был самым холодным?
ü Сколько дней было с температурой от 0°до 10°
ü Сколько дней - от 10° до 20°
ü Сколько дней - выше 20°
А теперь попробуйте самостоятельно построить диаграмму (по выбору), используя данные последних трех пунктов
Третье задание Постройте круговую диаграмму по следующим параметрам: в семье Зориных бюджет распределяется следующим образом:
1) На оплату коммунальных услуг – 10%
2) Одежда – 10%
3) Оплата кредита – 5%
4) Проезд – 15%
5) Питание – 40%
6) Развлечения – 5%
7) Прочие платежи – 15%.
Молодцы!!!
5. Рефлексия.
Перед вами картинка с изображением дерева, у вас листочки разных цветов. Цвет обозначает, как вам было интересно работать на уроке (зеленый – интересно; желтый – не очень; красный – не интересно). Выбираете нужный листочек подписываете его и размещаете листочек на дереве на той высоте – на сколько вы поняли тему.
6.Домашнее задание
п.11.2, №1015, 1016
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.