Урок 6. Тема урока: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели: познакомить
учащихся с новыми баснями разных авторов, вспомнить ранее изученные басни;
учить анализировать басню (язык, поступки героев, особенности построения;
учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения, находить мораль-поучение в произведении;
способствовать расширению литературоведческого словаря: басня, мораль, олицетворение;
развивать артистические навыки, учить в игре передавать характерные черты героев;
развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы
воспитывать уважительное отношение к писателю и его творчеству, вызвать желание читать басни Крылова и других баснописцев.
воспитывать высокие нравственные качества, непримиримое отношение к человеческим порокам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, карточки, портрет писателя, книги,
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я желаю вам ребята, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы
пришли учиться, думать, узнавать много нового.
2.Актуализация знаний.
Учащиеся выразительно читают басню «Квартет», показывают инсценировку басни.
3.Изучение нового материала.
- Сегодня мы будем говорить о Крылове и познакомимся с новой басней.
Рассказ учителя о памятнике Крылову
Крылов стал первым писателем, которому поставили памятник в 1855 году в Санкт – Петербурге. Он имеет название «Дедушке Крылову»
Чтение басни учителем
Беседа по первичному восприятию
- Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?
Самостоятельное чтение басни учащимися
Словарно – лексическая работа:
Попрыгунья, кум, нужда, тоска, голод, плясать
4.Закрепление темы. Анализ текста басни
- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?
- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Есть домик у Стрекозы?
- Прочитайте, где жила Стрекоза?
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Настали ли нужда и голод для Муравья?
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
- Можно ли его назвать жадным?
- Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)
- Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)
Чтение басни по частям
2 человека – автор
девочки – стрекоза
мальчики – муравей
«Синквейн» (по слайду)
«Диаграмма Венна»
Муравей
Трудолюбивый, серьёзный, ответственный, умный.
Стрекоза
Легкомысленная, весёлая, глупая, безответственная, беззаботная.
5.Итоги урока.
С какой басней И. А. Крылова сегодня познакомились?
- Сколько действующих лиц в басне?
- Чему учит басня “Стрекоза и Муравей”?
6.Задание на дом:
• Выучить басню наизусть.
• Нарисовать иллюстрации к басне.
• Записать в тетрадь пословицы о труде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.