лучшедома
разработка урока на тему: А.П.Платонов "Юшка" в 9 классе

разработка урока на тему: А.П.Платонов "Юшка" в 9 классе

docx
20.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

разработка урока.docx

Тема урока:  А.П.Платонов «Юшка»

Цели урока:

Образовательная: ознакомить с  рассказом  А.П.Платонова «Юшка»

Развивающая: развивать навыки аналитического чтения.

Воспитательная: воспитание чувства милосердия, гуманизма.

Формируемые элементы компетенций:

К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

К 2 - обладает хорошими навыками беглого, сознательного чтения про себя на русском языке, составления вопросов к тексту.

К 3 - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений русской литературы в жизненных ситуациях.

Оборудование: учебник, иллюстрации,  иллюстрации, раздаточный материал, презентация.

                                                  Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие. Речевая разминка. Класс делится на группы:

1- группа «Художники», 2 – группа «Спортсмены», 3 – группа «Программисты»

Эпиграфы:                                                   Добро из добра приходит.

                                                                           (Пословица)

                                                         Побеждай зло добром.

                                                                                 (Библия)

Верю я, придёт пора,

                                                  Силу подлости и злобы

                                                  Одолеет дух добра.

                                                                              Б.Пастернак.

 

II.Актуализация знаний.

Беседа по фрагменту повести «Алые паруса» А.Грина.

Задание группам: Ответьте на вопросы.

 Группе «Художники» - Расскажите о том, как Грей впервые увидел Ассоль. Что поразило его в девушке? Что узнал он об Ассоль со слов местных жителей? Почему капитан не поверил злым рассказам?

Группе «Спортсмены» - Расскажите, как Ассоль увидела корабль с алыми парусами. Как отнеслись к его появлению жители Каперны?

Группе «Программисты» - Как вы понимаете слова Грея: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»?

III.Изучение нового материала.

А.П.Платонов (Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899 году, 28 августа.

Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» – окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся большой и тёплой любовью.

Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских. О нём не раз писали губернские газеты как о талантливом самоучке-изобретателе. Мать – домохозяйка. Семья была большая (11 детей), а Андрей – старший, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет.

Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста.

В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию. В 1924 году поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом «Красной звезды». Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года участвовал в боях за освобождение Украины.

Словарная работа:

Неостывающий – sovib qolmaydigan

бредущий – bitta – bitta qadam tashlab yuradigan

терзать - qiynamoq

упрекать – ta’na qilmoq

лютая ярость – qattiq g’azab

навзничь - chalqancha

тщедушна – zaif, nimjon

Слово «Юшка» означает юродивый, блаженный. Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали своё имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь.

Чтение текста учащимися.

IV.Закрепление изученного. Задание группам:

1- группа. Портрет Юшки.

Каким видят люди Юшку? Что знают о нём? Что думают? Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

2 – группа. Отношение детей к Юшке.

Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Чем является зло для детей?

3 – группа. Отношение взрослых к Юшке.

Почему взрослые обижают Юшку?  Как они его называют? Чем отвечает им Юшка?

Проследим за поведением, чувствами и состоянием героев:                                                        Дети

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали, кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

Радовались                                                                                                                                      Юшка

Ничего не отвечал и не обижался

…шёл тихо и не закрывал лицо

…шёл и молчал

…не трогал их и не отвечал им

…говорил «Чего вы, родные мои?...»

Радовался                                                                                                                                         Антитеза в поведении героев

Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

Почему?

(Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его.)

Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.

В «Словаре русского языка» С.Ожегова – два значения слова терзать:

1. Разрывать на части.

2. Мучить нравственно.

        Какой Юшка на самом деле?

Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий,

терпеливый, чуткий, умеет сострадать,

сочувствовать, человеколюбивый,

милосердный, бескорыстный, он побеждает зло

добром, он живёт по законам Божьим.

Решение проблемной ситуации.

Как вы думаете, в наше время есть  люди похожие на Юшку? Можно ли зло побеждать добром?

     Задание группе  «Художники»: нарисовать портрет Юшки. Каким вы его представляете?

Группе «Спортсмены»: найти в тексте строки, где говорится о том, когда Юшка чувствовал себя здоровым.

Группе «Программисты» составить рассказ на тему: современный Юшка.

      Группам задание: составить синквейн «Юшка»

Юшка

Трудолюбивый, добрый

Помогает, сочувствует, умеет сострадать

Юшка живёт по законам божьим.

Благожеланный

V.Итоги урока. Мозговой штурм. Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.

Случайно ли это имя взял А. Платонов?  Выставление оценок. Награждение победителей.

VI.Задание на дом: написать сочинение на тему: 1) «Моё отношение к Юшке»

2) «Что я хотел сказать о Юшке на уроке, но постеснялся»

3) «Случай из моей жизни. Как моя любовь помогла другому человеку»    

Учитель русского языка школы № 7 города Ангрена Ташкентской области Дусматова Хонбиби Аблазизовна 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)