Тема: Причастие в 10 классе.
Цели урока: Обучающие: Пополнить знания учащихся о причастии, использование их в речи. Систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.
Развивающие: Пополнить словарный запас учащихся.Формировать навыки грамотного чтения и письма. Развивать орфографическую зоркость
Воспитательные: привить интерес к изучению русского языка
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями
К 3 - стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Учебник «Русский язык»,предметные рисунки, опорные таблицы, слайдовая презентация.
Работа с иллюстративным материалом. Составление кластера, диалогов и монологов по ситуации.
Ход урока:
I.Организационный момент.
С добрым утром! Начат день,
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать
Всем работать, отвечать!
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один
Сможем ты и я!
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
II.Опрос пройденной темы.
Учащиеся читают свои рассказы о сверстниках, которые достигли больших успехов в учёбе.
III.Изучение нового материала
Причастие (sifatdosh) – это особая форма глагола. Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?
Дети читают – читающие дети. Признаки глагола у причастий – вид, переходность, возвратность, время (прошедшее и настоящее).
Причастия изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
Причастия бывают действительные (aniq) и страдательные (majhul).
Страдательные причастия образуются от переходных глаголов. Они имеют полную и краткую форму.
ПРИЧАСТИЕ
1. Обозначает временной признак по действию.
Выглянувшее из-за тучи солнце осветило лес.
2. Имеет признаки глагола и прилагательного.
3. Отвечает на вопросы
какой? ( что делающий? что делавший? что сделавший?
что делаемый?
что сделанный?)
4. Изменяется по родам, числам и падежам (как прилагательное), поэтому имеет окончание.
прочитанный рассказ
прочитанная повесть
прочитанное произведение
прочитанные книги
5. Полные причастия и причастные обороты в предложения являются определением, а краткие причастия - сказуемым.
Я вышел в темнеющий сад.
Все задачи решены верно.
6. Причастные обороты (ПО) обособляются, если стоят после определяемого слова (ОС).
Ветер, дующий с яростной силой, мешал идти.
Примечание: причастия и ПО, стоящие перед ОС, обособляются, если ОС выражено личным местоимением. Уставшая, она решила отдохнуть.
7. Причастие образуется с помощью 12 суффиксов:
-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-;
-ем-,-ом-,им-; -енн-, -нн-, -т-
Причастие с зависимыми словами - это причастный оборот.
Проведённый опыт - проведённый в лаборатории опыт;
опыт, проведённый в лаборатории.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятой.
Упражнение 1. Измените предложения по образцу. Подчеркните причастные обороты.
Образец: Выпускники знают иностранные языки и могут получить хорошую работу. - Выпускники, знающие иностранные языки, могут получить хорошую работу
«Запустите корабль в море Знаний». Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
ЗАЛИВ
ПРАВИЛ
МОРЕ ЗНАНИЙ
IV.Закрепление темы. Упражнение 2. Из двух простых предложений сделайте одно с причастным оборотом, выделив его запятыми.
Образец: Биологи проводили эксперимент. Они очень волновались. - Биологи, проводившие эксперимент, очень волновались.
«Кто быстрее». Упражнение 3даётся для самостоятельного выполнения. кто выполнит первым, получит карточку поощрения.
Образец: Профессор провёл (что?) опыт. Опыт, проведённый (кем?) профессором, вызвал большой интерес.
1.Генетики запатентовали новую технологию. Технология, запатенто- ванная генетиками, заинтересовала всех.2.Биохимики разработали новый способ защиты растений. Новый способ защиты растений, разработанный биохимиками, нашёл применение в сельском хозяйстве. 3.Учёные изучили местные сорта яблок. Местные сорта яблок, изученные учёными, более морозоустойчивы.
Упражнение 4 выполняется устно.
Упражнение 5.
изменение – o‘zgarish отечественный – vatanga oid
насекомые – hasharot урожайность – hosildorlik
устойчивость – turg‘unlik созревание – yetilish
вредитель – zararkunanda закапывать – ko‘mmoq
1.Почему учёные назвали открытые ими гены «эскимосами»?
2. На каких растениях были проведены эксперименты?
3. Почему технология, запатентованная в Узбекистане, вызывает большой интерес во всем мире?
4. Можно ли считать продукцию с «нокаутированными» генами безопасной для людей?
5. Что вы знаете о новых достижениях генетики? Упражнение 6. Обратите внимание на выделенные причастия. Определите, действительные они или страдательные (полные или краткие). Укажите их время, род, число.
Образец: проведённых опытов - страдательное
причастие, полное, в прош.
Тесты
1) Укажите ряд, в котором все причастия несовершенного вида:
А.Улыбающийся, горящий, читаемый, бегущий.
В.Решившийся, порванный, льющийся, затеянный.
С.Гуляющий, вывезенный, смирившийся, трепещущий.
Д.Закричавший, переехавший, надоевший, остриженный.
2)В каком причастии пишется буква Я?
A. Та..щий С. Кол..щий
B. Гон..щийся D. Беле..щий
3)Сколько причастий употреблено в предложении?
Густые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб.
A. 1 B. 2 C. 3 D. 4
4)В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?
A. Преодолева..мый, завис..мый
B. Необита..мый, вид..мый
C. Слыш..мый, сопровожда..мый
D. Освеща..мый, уважа..мый
5)Укажите ряд, в котором все причастия совершенного вида:
A. Задерживаемый, нагруженный, дышащий, жалеющий.
B. Упавший, записанный, открытый, сохранившийся.
C. Поднимающийся, смешанный, заброшенный, искрящийся.
D. Оставшийся, освобожденный, оттаявший, возвышающийся.
«Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
V.Подведение итогов урока.
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
VI.Задание на дом: Упражнение 8. По материалам учебников, справочных изданий, интернета подготовьте рассказ об исследованиях в области биологии.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Чтение текста «История о причастиях»
Фразеологизм «стоит как вкопанный» обозначает «стоять неподвижно, замерев на месте от ужаса или удивления».
«Лежачего не бьют» - таким было правило кулачных боёв на Руси. Современное причастие лежащий имеет суффикс – ащ -.
Учитель русского языка и литературы школы № 7 города Ангрена Дусматова Хонбиби Аблазизовна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.