Разработка урока на тему "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"
Оценка 4.7

Разработка урока на тему "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
28.10.2021
Разработка урока на тему "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"
Конспект соц движения.docx

Тема урока: «Социальные и национальные движения.                              Оппозиция реформам»

 

Педагогические цели:

  способствовать формированию представления о социальных движениях первой четверти XVIII века;

  создать условия для выявления внутренних противоречий в российском обществе, проявившихся в ходе народных восстаний первой четверти XVIII века;

  содействовать дальнейшему формированию умений работать с историческими документами и картами; создать условия для развития интереса к истории своей страны.

Задачи:

   познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой   четверти  XVIII века;

  развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;

  способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока: комбинированный (с применением технологии критического мышления и ИКТ).

Планируемые результаты.

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания, приемы исторического анализа и сравнения для раскрытия сущности и значений событий и явлений прошлого; способность систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны.

Личностные: проявляют осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к мнению других людей, мировоззрению, гражданской позиции, культуре, религии, традициям; проявляют способность и готовность к диалогу.

Метапредметные.

Регулятивные: воспринимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого.

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять таблицы, план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

выделяют общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых событиях.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями.

 

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование:

·         Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А. А. История России. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.1; под. ред. А. В. Торкунова. - М. : «Просвещение», 2016.

·         Журавлева О. Н. История   России.    Поурочные    рекомендации. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

·         карточки для повторения, трафарет  таблицы, портреты  исторических  лиц;

·         карта «Российская империя  в первой половине  XVIII века»;

·         памятка описания восстания;

·         фрагменты документов, трудов историков;

·         памяткой написания характеристики исторической личности;

·         ноутбук, проектор, презентация «Народные движения России». (Режим доступа: http://www.open class.ru/node/144224).

 

ХОД УРОКА

I.                  Оргмомент.

II.               Актуализация знаний.

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, я предлагаю вспомнить изученное. Вы приготовили  друг другу  задания, давайте выполним их.

1.      Выполняем тесты с последующей проверкой.

Подготовленными дома тестами по теме «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» учащиеся обмениваются по часовой стрелке для выполнения (тесты предварительно проверены учителем), потом ещё раз  для проверки).

2.      « Давайте  познакомимся».

Учащиеся от имени исторических лиц коротко рассказывают о себе, одноклассники угадывают; демонстрируются портреты исторических деятелей, вывешиваются на доску.

1.«Я основатель новой династии царей, избран на Земском соборе в 1613 году». (Михаил Романов).

2.«Я, ребята, по национальности мордвин, Патриарх всея Руси, именно мне Алексей Михайлович Романов поручил осуществить церковную реформу» (Никон).

3.«Я же несгибаемой воли человек, сторонник старой веры, испытал в своей жизни много страданий, долго был в сибирской ссылке, о своей жизни написал произведение «Житие», сожжён на костре (Протопоп Аввакум).

4.«Я, ребята, первый император России, при мне Россия стала обладательницей мощной армии и флота, я прорубил окно в Европу» (Пётр I).

5.«Я уроженец станицы Зимовейской, в 1671 году меня предала казацкая верхушка, хотя именно я поднял восстание против  бояр, воевод  и других притеснителей  народа » (Степан Разин).

III.        Постановка учебной задачи.

Учитель:

 - А я, ребята, хочу показать вам портрет ещё одного исторического лица. Знаком он вам? Кто он? (Портрет Булавина без подписи). Я поместила его рядом  с  портретом  С. Разина. Какие  ассоциации у вас возникли? (Наверное, тоже руководитель восстания). Подберите синонимы к слову восстание.

Бунт, возмущение, волнения, выступление, мятеж, революция, вооруженное выступление и др. (Вывешиваются на доску)

-Какое понятие более узкое, а какое более широкое?

IV.            Изучение нового материала.

Учитель: Ваши ассоциации верны, мы будем говорить о народных восстаниях. Запишите дату и тему сегодняшнего урока «Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам».

- Впервые ли вы изучаете такие события?

- Какие цели мы поставим для овладения новым материалом? Что вам интересно узнать? (ученики сами формулируют цели урока).

-         Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века?

-         Если да, то назовите такие причины. Проводится  сравнительный анализ §8 стр.67 и §17  стр.146. Заполняется сравнительная таблица.

 

Причины народных выступлений  в России

XVII век

XVIII век

1)закрепощение крестьян  и рост феодальных  повинностей

1) закрепощение крестьян  и рост феодальных  повинностей

2)усиление налогового  гнета 

2)усиление  рекрутских наборов   в армию

3)приказная волокита

3)отправка людей на строительство С-Петербурга,  Таганрога  и др. городов, освоение новых земель.

4)попытки уничтожения  казачьей вольности

4)гонения против нерусских народов, насаждение  православия

5)церковный раскол и  расправы со старообрядцами

5)расправы со старообрядцами

 

6)насильственное  введение  европейских традиций  и  порядков

Вопрос к классу

Исходя из этого, какие выводы  можно сделать?

(Все причины восстаний характерные для XVII века остались, но кроме них возникли новые причины - захват земель у нерусских народов, отправка  людей на освоение новых земель, насильственное введение европейских традиций и порядков).

Учитель: «Нет ничего страшнее русского бунта, бессмысленного и беспощадного». А.С. Пушкин

Согласны вы с таким высказыванием, почему?

- Что нужно сделать, чтобы доказать справедливость/ошибочность этого высказывания? (проанализировать причины, последствия).

 Я думаю, что к этому вопросу мы вернёмся в конце урока.

 

А сейчас постараемся проанализировать основные социальные движения в правление Петра 1.

 Прочитайте фрагмент инструкций Петра I местным  властям (см. учебник стр.63). С какой целью написан документ? В чём, по мнению Петра I, состояли причины народных выступлений?

Заполняем таблицу «Социальные и национальные движения».

- Как озаглавим колонки таблицы, что важно запомнить? (обучающиеся формулируют, пользуясь планом характеристики восстаний).

Астраханское восстание характеризуют вместе под руководством учителя. Изучение начинается с работы с документом «О челобитной астраханцев к Петру I» (см. приложение №1).

Далее обучающиеся получают задания в группах. Класс делится на 5 групп, каждая из которых, характеризует одно из восстаний, по очереди озвучивая свои наработки; другие ученики по ходу рассказа заполняют таблицу.

Рассказ сопровождается работой с картой «Российская империя в первой половине XVIII века»; показом слайдов (презентация «Народные движения России». Режим доступа: http://www.open class.ru/node/144224

Название восстания, дата

Причины восстания

Руководитель  и участники

Основные события

Последствия (итоги)

Астраханское восстание

1705- 1706

 

 

Восстание   К.А. Булавина

1707 - 1708

 

 

Башкирское восстание

1705 - 1711

 

 

Религиозные

выступления

 

Выступления работных людей

 

Вывод: (записывается в конце урока, после подведения итогов).

Ответьте на вопросы:

1.      Используйте дополнительные источники информации и выскажите своё отношение к появлению и разрешению «дела царевича Алексея». В чём вы видите истоки конфликта отца и сына (см. приложение №2)? Обоснуйте, всем ли свидетельствам современников можно доверять.

  1. Чем вы можете объяснить выступления  представителей самых разных сословий против реформ Петра I? С чем  они  были не согласны? Можно ли считать участников таких движений противниками всех Петровских реформ, модернизации страны?

 

V.   Закрепление:

- Продолжите фразу: «Астраханское восстание произошло в ... ».

- Самое  массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством ...».

- Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ...».

- На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления ...»

- Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления ...».

Подведение итогов.

Учитель:  Какие выводы мы можем сделать на основании сравнения народных выступлений?

·          Народные движения были в XVII веке естественным   ответом народа на усиление  давления государства, связанного с реформами, проводимыми  Петром I

·         В выступлениях принимали участие те категории населения, которые больше всего страдали от ужесточения политического режима.

·         Выступления были стихийными, неорганизованными, поэтому были подавлены.

·         Результатами  выступлений стало улучшение условий труда, условий жизни обиженных слоев населения.

Давайте вернёмся к высказыванию А.С. Пушкина. Что хотел сказать этой фразой поэт?

Сделайте вывод об опасности таких событий для страны. Подумайте над возможными мерами предотвращения таких явлений в будущем.

VI. Домашнее задание: § 9 прочитать. Составьте исторический портрет Кондратия  Булавина  (пользуясь памяткой написания характеристики исторической личности).

Используя ранее полученные знания и дополнительные материалы, обобщите причины народных выступлений с древних времён до  начала XVIII в. Определите и обоснуйте наиболее часто повторяющиеся причины таких событий.

VII. Рефлексия.  

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я приобрел…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…

Поставьте сами себе оценку (выходят к доске и напротив своего имени прикрепляют цифру - магнит)

Учитель:

 А. де Сент-Экзюпери сказал: «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

 Я желаю вам быть мудрыми!

 


 

Приложение №1

 

О челобитной астраханцев к Петру I

 

Приведение в исполнение указов царя об изменении русской одежды на иностранный образец вылилось в массовое оскорбление чувств астраханцев в большой праздник Ильин день в 1704 г., когда по всему городу по приказу воеводы, как писали Петру I челобитчики, «у мужска и женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед всем на- родом и всякое ругательство над ними и девичьим полом чинили, и от церквей отбивали, их били, и усы, и бороды ругаючи обрезывали с мясом».

Что послужило поводом к восстанию?

 

Приложение №2

В. О.  Ключевский  о  Петре I.

 

В 1704 г. русские войска взяли Нарву, смыв позор первого поражения. На радостях Пётр говорил находившемуся в походе сыну Алексею, как необходимо ему, наследнику, для обеспечения торжества над врагом следовать примеру отца, не бояться ни труда, ни опасностей.

«Ты должен любить всё, что служит ко благу и чести отечества, не щадить трудов для общего блага; а если советы мои разнесёт ветер, я не признаю тебя своим сыном». Впоследствии, когда возникла опасность исполнить эту угрозу, Пётр писал  царевичу:  «За  моё  отечество  и людей моих я живота своего не жалел и не жалею; как могу тебя непотребного пожалеть? Ты ненавидишь дела мои, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Социальные и национальные движения

Тема урока: «Социальные и национальные движения

Форма урока : комбинированный урок

Форма урока : комбинированный урок

Бунт, возмущение, волнения, выступление, мятеж, революция, вооруженное выступление и др

Бунт, возмущение, волнения, выступление, мятеж, революция, вооруженное выступление и др

Заполняем таблицу « Социальные и национальные движения »

Заполняем таблицу « Социальные и национальные движения »

На протяжении всего царствования

На протяжении всего царствования

Приложение №1 О челобитной астраханцев к

Приложение №1 О челобитной астраханцев к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021