Урок литературы в 8 классе № 39
Тема: Нравственные проблемы повести Л. Н Толстого «Отрочество»
Цели:
предметные:
1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;
3) формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев;
метапредметные:
1) развивать навыки самоанализа;
2) развивать речь, память учащихся;
личностные:
1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.
Ход урока
«Характер человека формируется именно в детские годы»
(К.Д.Ушинский)
1. Оргмомент.
Мы завершаем знакомство с главами из трилогии Л.Н.Толстого. Сегодня мы познакомимся с последней главой (гл.19) «Отрочество» и ответим на вопрос:
· Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество?
Мы ещё раз проанализируем все события, изображённые в отрывках из произведений Л.Н.Толстого и докажем, что характер Николеньки Иртеньева показан в развитии.
2. Повторение ранее изученного
1. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» - история создания.
Большую часть жизни Толстой прожил в Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано осиротел: сначала умерла мать, потом отец. С сестрой и тремя братьями он переезжает в Казань к тётушке, ставшей их опекуншей. Поступив в университет, самостоятельно повышает свой уровень знаний. Лев Николаевич был удивительным человеком! Он свободно владел английским, французским и немецким языками, читал на итальянском, чешском, сербском, знал греческий, латинский, украинский, татарский. Изучал голландский, древнееврейский, турецкий и другие языки. Толстому шёл девятнадцатый год, когда он начал вести дневник и продолжал его до последних дней.
Для творчества Льва Николаевича характерны неизменный интерес к человеку, его нравственному миру. Над автобиографической трилогией Толстой работал в течение шести лет – с 1851 по 1856 год. Первоначально произведение называлось «Четыре эпохи развития»: произведение должно было состоять из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость». От последнего он вскоре отказался, а трилогия вышла в 1856 году.
Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, анализ того, что же составляет сущность каждого человека. В этом замысле Толстой совмещал интерес к проблеме становления духа, внутреннего мира человека вообще с интересом к формированию неповторимой личности.
«О́трочество» — вторая повесть в полуавтобиографической трилогии Толстого (1854г)
Сюжет повести построен на описании отрочества обыкновенного российского ребёнка XIX века — «Николеньки», как его часто называют. В повести рассказывается о его переезде в Москву, тяготению к книгам и философии, и, наконец, о его родных. Читатель увидит медленное изменение системы ценностей главного героя, его характер, а также продолжение сюжетной линии первой части трилогии — «Детство»
Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.
2. Вспоминаем повесть «Детство».
Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Круг общения ограничен (родители, учитель немецкого Карл Иванович, няня и ключница).
В главе «Детство» писатель пишет о том, что детство – счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть.
Со смертью матери рушится привычная жизнь мальчика. Со смертью Натальи Савишны на какое-то мгновенье детство остановилось, а потом неукротимо приблизилась совсем другая пора - отрочество.
Работа по теме урока:
3. Уточнение понятий.
В жизни каждого человека есть короткое и дивное время, которое называется отрочеством. Это пора нравственного взросления, когда начинаешь интересоваться окружающим миром, критически пересматривать свои прежние поступки, когда задумываешься над тем, чтобы тебя любили, чтобы ты был нужен. Когда всё кажется прекрасным!
Отрочество - период жизни человека между детством и юностью, период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года.
4. Анализ повести «Отрочество».
В повести «Отрочество» продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери.
Сюжет повести:
1. ЗАВЯЗКА Переезд в Москву.
2. Вхождение в мир героя новых ощущений.
3. Дробь. История Карла Ивановича.
4. Ключ от портфеля. Наказание.
5. Скептицизм.
6. КУЛЬМИНАЦИЯ Смерть бабушки.
7. РАЗВЯЗКА Подготовка к поступлению в университет.
Первая моральная перемена произошла в Николеньке во время данного путешествия.
Тема одиночества возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти через все произведение. В Москве все стало не таким, каким было раньше. Здесь он испытал чувство первой влюбленности.
Изучение нового материала.
1) Комментируемое чтение главы 19
Итак, пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слёз, ошибок и находок, любви и горьких уроков жизни прошла. Наступила пора отрочества.
· Давайте вместе прочитаем главу и попытаемся разобраться, чем отрочество, с точки зрения Толстого, отличается от детства?
· Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество? Что изменилось в нём?
· Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм. Покажите это на примере Николеньки Иртеньева.
Словарик
Диалектика – движение, развитие.
Рефлексия – внутренний самоанализ человека.
Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
2) Построение структурно-логической схемы (СЛС)
НИКОЛЕНЬКА
ИРТЕНЬЕВ
ДИАЛЕКТИКА ХАРКТЕРА ГЕРОЯ
постоянное внутренне движение/развитие характера
![]() |
ВНУТРЕННИЕ СМЕНА ЧУВСТВ НРАВСТВЕННАЯ
ПРОТИВОРЕЧИЯ БОРЬБА
меняется отношение - высоких и низких сопротивление
к ситуации: - радостных и горестных дурному в себе,
ошибается и тут же
не всегда может
ругает себя за - ошибку, совладать
- плохие мысли, с «негативным Я»
- плохие поступки
![]() |
ИСПОВЕДЬ
ГЕРОЯ
беспощаден сам к себе
(иронически-уничижительное описание)
· Докажи, что характер Николеньки показан в развитии.
· Докажи, что ступенькой взросления Николеньки было понимание им окружающих людей.
Построение ассоциограммы:
Н П
Е О
Г З
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
А И
![]() |
![]() |
||
Т Т
![]() |
|||
![]() |
И И
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
В В
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Отрочество, по мнению Л.Н.Толстого, это работа не только чувств, но и мысли. Поиск истины, пусть наивный, но очень важный для растущего человека, стремление к уединению, гордость собою и болезненная застенчивость.
Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.
Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово.
Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека.
В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.
Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.
Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений.
Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической.
Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.
В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно.
Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев.
Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда.
Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят.
И эта трилогия может помочь им разобраться в себе.
· В чём вы видите истоки гуманизма Л.Н.Толстого? (Постоянная, неустанная работа над собой, нравственная борьба, которая идёт в герое и писателе, крепнущая сила сопротивления всему дурному, развитие его души, умение остро откликаться на чужое страдание).
Рефлексия
Повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852) , «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию. В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н.Толстого.
· Что вы узнали на основании прочитанного о детстве и отрочестве Л.Н.Толстого?
· Героя произведения зовут не Лёвушка Толстой, и повествование ведётся не от его лица. Как ты можешь это объяснить?
· Определи основную тему трилогии.
· Как развивался внутренний мир Николеньки Иртеньева?
(внутреннее развитие характера героя (диалектика души) под воздействием самоанализа (рефлексии) и в процессе самовоспитания.
· Чем отличаются мемуары от художественного автобиографического повествования? Всегда ли их легко различить? (и там, и там рассказ о свое прошлой жизни, о себе; но в мемуарах рассказ о себе ведётся на фоне исторических событий, а в автобиографической прозе описывается в основном только личная жизнь).
Домашнее задание: читать стр. 43-47, выучить одно из стихотворений на выбор (кроме Пушкина).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.