Тема: Класс «Земноводные».
Цели урока:
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, флипчарт, карточки с заданиями по теме «Земноводные», дополнительная литература.
Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы,
индивидуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная индивидуальная работа с заданиями, работа в парах.
Технологии, используемые на данном уроке: 7 модулей (новые подходы в преподавании и обучении, критическое мышление, суммативное и формативное оценивание, обучение талантливых, управление и лидерство, обучение в соответствии с возрастными особенностями, ИКТ), технология исследовательского обучения, проектные методы обучения, здоровьесберегающие технологии.
По степени управления учебной работой:
· учебная работа под руководством учителя;
· самостоятельная работа учеников; работа с учебником;
· лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
· фронтальная
· индивидуальная
· парная
· групповая
Основное содержание урока:
Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Земноводные; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.
Внедрение 7 модулей на этапах урока:
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин). Создание коллаборативной среды.
2. Проверка домашнего задания (5минут)
3. Изучение новой темы (15 мин)
4. Повторение и закрепление материала. (10 минут)
5. Домашнее задание и подведение итогов (5 минуты)
Рефлексия (3 минуты)
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
||||||
I Организационный момент (1-2 мин.)
|
Организация начала урока, включение флипчарта. Объяснение правил выполнения работы, ознакомление. Создание коллаборативной среды: «Корзина с пожеланиями». |
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест к уроку. |
||||||
II Актуализация знаний Проверка домашнего задания.
|
На интерактивной доске дано задание «Биологический диктант» Критерии оценивания: 10 баллов – «5» 9 – 7 баллов – «4» 6 – 4 балла - «3» Биологический диктант. 1.Рыбы – это….. 2.Тело рыбы состоит……. 3.Парные плавники…….. 4.Непарные плавники…….. 5.Органы дыхания…….. 6.Раздел зоологии изучающий рыб…….. 7.Кожа снаружи покрыта….. 8.Роль руля выполняет……. 9.Рыбы делятся на 2 класса……… 10.Класс рыбы относят………. Модуль ответа: 1.Водные животные 2.Головы, туловища и хвоста 3.Грудные, брюшные 4.Спинной, хвостовой, анальный 5.Жабры 6.Ихтиология 7.Чешуей 8.Хвостовой плавник 9.Хрящевые, костные 10.Позвоночные Работа с интерактивной доской. Чей признак?
|
Учащиеся работают в течение 8 минут. Учащиеся меняются тетрадями, взаимопроверка.
(1 учащийся выходит к доске и выполняет задания). Остальные выполняют задание в рабочих тетрадях. |
||||||
III. Изучение новой темы. 1. Мотивация к изучению темы
|
Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока. Вопросы для мотивации к изучению темы: Загадка на интерактивной доске. Они томные в пруду, Особенно в начале лета Такую песню заведут, Что спать не будешь до рассвета. Замедлю у пруда шаги, Как песня лунная напевна. Не бей их – береги А вдруг одна из них…царевна!
Ответ учащихся (Лягушка). Учитель: Правильно. Лягушка относится к классу Земноводные. Тема нашего урока: Класс «Земноводные»
|
Записывают в тетради тему урока. Слушают учителя, участвуют в определении целей урока, отвечают на вопросы. |
||||||
2. Работа в группах. (диалог учащихся с учителем, друг с другом).
|
Для того, чтобы достичь цели, нужно выполнить задания. На интерактивной доске находятся картинки с изображением - Ребята, вам предлагается выбрать картинку с изображением земноводного, которое больше всего нравится, и занять место в группе с эмблемой данного земноводного (класс делится на 3 группы). Лягушка Жаба Тритон
Вопрос классу: Какие у вас возникают ассоциации с теми земноводными, которым вы отдали предпочтение? (предполагаемые ответы учащихся учитель записывает на доске в кружочки в виде схемы « Земноводные») Учитель: А теперь вам в ходе выполнения работы предлагается доказать что все ассоциации, названные вами, совпадают с этими животными. Каждая группа получает задание, при выполнении которого можете использовать учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал (задания групп представлено на слайде на интерактивной доске). Алгоритм действий учащихся в группах: 1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа. 2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. Учащиеся работают 15 минут. Кластер выполняют на листе ватмана. 3. Группа выбирает 1 ученика “эксперта”, который будет выступать со своей презентацией у доски. 4. “Презентация” каждой группы у доски. Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.
|
Деление на группы. Работа в группах. Задание для групп: 1 группа, используя дополнительные источники (интернет, ресурсы которые раздает учитель), учебник, составляет кластер или презентацию «Особенности внешнего строения представителей класса Земноводные» 2 группа составляет кластер или презентацию «Внутреннее строение представителей класса Земноводные». 3 группа составляет кластер или презентацию «Отряды класса Земноводные» Выступает 1 представитель группы, остальные участники дополняют. У каждой группы на столах задания и карта отчета.
|
||||||
3. Физминутка |
«Деревья в лесу» |
Учащиеся выполняют
|
||||||
4. Критическое мышление. Закрепление изученного материала. |
Задание 1. Учитель наблюдает, проверяет. Учитель раздает на столы учащимся листы. Они должны написать по одному предложению, об изученном материале, что запомнили. Начинает каждый со своего задания, передают по часовой стрелке, пишут, лист должен вернуться к ним в группу. Задание 2. Верно ли суждение? 1. Земноводные – позвоночные животные, второе название амфибии. 2. Кожа тонкая, гладкая. 3. Они питаются насекомыми. 4. 1 круг кровообращения 5. Взрослые земноводные дышат только жабрами 6. Активные в любое время года. 7. Личинка – головастик 8. Личинки имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения 9. Известно более 6 тысяч видов 10. Существуют и воде и на суше. Модуль ответа: 1. Да 2. Да 3. Да 4. Нет 5. Нет 6. Нет 7. Да 8. Да 9. Да 10. Да
Задание 3. Сконструируйте и зашифруйте ответы последовательно цифрами, разделив их на трехзначные группы.
1. Червяги 2. Хвостатые 3. Бесхвостые 4. Кожа богата железами 5. Тритон и саламандра 6. Нет хвоста 7. Тело удлиненное 8. Кольчатая червяга 9. Есть кожные перепонки
После выполнения задания на интерактивной доске высвечивается модуль ответа (самопроверка) Модуль ответа:
1, 4, 8 2, 5, 7 3, 6, 9
Задание 4. Работа с программой «Актив воуд» Тестирование:
1. Для земноводных характерны следующие признаки: А) кожа тонкая, гладкая Б) делится на 2 класса В) есть плавательный пузырь
2.Скелет состоит из: А) 3 отделов Б) 4 отделов В) 5 отделов
3. Сердце у земноводных : А) двухкамерное Б) трехкамерное В) четырехкамерное
А) жабрами и легкими Б) только легкими В) только жабрами
5. Земноводные произошли от: А) ланцетника Б) кистеперых рыб В) насекомых
6.У каких земноводных есть хвост: А) червяга Б) тритон В) лягушка
Модуль ответа: 1.А 2.Б 3.Б 4.В 5.Б 6.Б
Задание 5. Учащимся предлагается составить синквейн по теме “Земноводные”. Правила составления синквейна. 1. Название темы: имя существительное. 2. Описание: 2 прилагательных. 3. Действие: 3 глагола. 4. Чувство: фраза из 4 слов; предложение. 5. Синоним: 1 слово, которое повторяет суть темы. Идет обсуждение «синквейнов» каждой пары.
|
Прием «Карусель» после представления кластера. Учащиеся пишут, после того как написали, 1 представитель обобщает.
(На интерактивной доске вопросы, каждый учащийся отмечает правильный ответ в тетради, после завершения высвечиваются правильные ответы, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга, модуль ответа на доске).
Индивидуальная работа. После выполнения тестирования, сразу на интерактивной доске высвечивается результат. Критерии оценивания: 6 баллов – «5» 5 баллов – «4» 3 балла - «3»
Работа в парах, каждая пара составляет свой синквейн.
|
||||||
5. Информационно – коммуникативные компетенции |
Учитель наблюдает. |
Работа с интерактивной доской, работа с интернет - ресурсами |
||||||
6.Обучение талантливых и одаренных учащихся |
Работа по карточкам 3 уровня. |
Выполняют задание. |
||||||
7. Оценивание для обучения |
Перед началом урока учитель выбирает ученика – наблюдателя, который в течение урока должен наблюдать за учащимися. Учитель раздает листы оценивания для каждой группы.
|
Ученик – лидер оценивает каждого учащегося в группе. По заранее разработанным критериям. По окончании урока наблюдатель комментирует оценки учащихся.
|
||||||
8. Домашнее задание и подведение итогов (1-2 минуты) Рефлексия |
Объявление домашнего задания. Проводит рефлексию. «Говорящий микрофон» Рефлексивное оценивание «Мясорубка, рюкзак, корзина» что не пригодится, что возьмешь с собой, что оставишь для обдумывания.
|
Записывают домашнее задание. Подводят итог. Достигнута ли цель на уроке. Ученик – наблюдатель высказывает свои наблюдения о том, как учащиеся работали на уроке. Учащиеся высказывают свои мнения о уроке, что понравилось, что нет. Учащиеся пишут свои пожелания на стикерах и прикрепляют на доску.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.