Задание 2. Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»
Выполнила: Калинина Алёна Валерьевна
Класс 7, дата: 12.11.2019 предмет: Физика
Тема урока: Плотность вещества
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»
Задачи урока:
Образовательные:
выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;
определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;
Развивающие:
способствовать развитию универсальных учебных действий:
познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
личностных УУД: осознанию личностного значения изучения темы;
регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;
коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
Воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.
Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, дидактические материалы, демонстрационные материалы
Технологическая карта урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (2 мин.). |
Презентация к уроку. (Слайд 1) «Друзья мои! Сегодня на уроке с вами Должны добыть мы знаний и немалых. Запомните: процесс учения тогда успешен, Когда в нём личный вклад замешен. Идею выдвини, задай вопрос, И не сиди, повесив нос!» |
Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются. |
«А для оценивания ваших знаний мы будем использовать маршрутные листы, которые находятся у вас на столах.» Приложение 1. |
Подписывают маршрутные листы |
|
2. Мотивация (2 мин.). |
Постановка проблемы. (Слайд 2) «Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки» «Да, что-то ничего не получается?» «Что можно измерить с помощью линейки? .... верно, но никак не маску тела» «Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о строении вещества, массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки» |
Высказываются предположения. Длину, высоту, ширину, объем |
3. Актуализация и проверка знаний учащихся (5 мин). |
(Слайд 3) «Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме» Раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста. Тест. Приложение 2. (Слайд 4) «Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, проведем взаимопроверку. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными. Полученную оценки поставить в маршрутные лист» Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся. |
Выполняют тестовую работу.
Ученики проверяют ответы, сравнивая их с правильными ответами на слайде.
Выставляют оценки за работу с тестами в маршрутные листы. |
4. Определение темы и целей урока (7 мин). |
(Слайд 5) Чтобы успеть выполнить всю работу, разобьемся на три группы. (Слайд 6) «Перед вами цилиндры, у которых вы на лабораторной работе определяли массу. Одинаковой ли она была у разных цилиндров? А размеры цилиндров? Их объем?» |
Ответы учащихся. Масса разная Объемы одинаковые |
«Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов). Одинаковы массы?» |
1 группа сравнивает массу цилиндров. Нет. Одна чаша перевешивает другую. |
|
«Почему тела одинакового объема имеют разную массу?» |
Рассуждения учащихся |
|
(Слайд 7) «А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов. Одинаковая ли у них масса? (сравнивается масса на рычажных весах). Почему?» |
2 и 3 группы сравнивают массы на рычажных весах. «Они сделаны из разного материала» |
|
«Оцените свою работу по определению массы и объема тела. Выставьте оценки в маршрутные листы» |
Выставляют оценки |
|
(Слайд 8) Что различного в этих рисунках? |
Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность. |
|
«Итак, мы подошли к теме нашего урока. Какова тема нашего урока?" «Плотность вещества" (Слайд 9). |
Называют тему и записывают тему урока в тетрадях. |
|
Какова цель урока? Да, познакомиться с новой физической величиной – плотностью и рассмотреть ее характеристики. (Слайд 10). |
Рассуждения учеников. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы измерения 5. Способы измерения 6. Типичный признак |
|
5. Изучение нового материала (15 мин). |
А теперь вспомните, план изучения физической величины. (Он лежит у вас на столе.) Приложение 3 (Слайд 11). Так что же такое плотность вещества? Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике с. 61-62 |
Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества?
|
(Слайд 12) Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность? |
- Плотность будет одинаковая. |
|
Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз? |
- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело. |
|
Следовательно, что специфично для плотности вещества? |
- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.
|
|
(Слайд 13) «Рассмотрим пример. Мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора.» «1 м3 будет иметь массу в 2 раза меньшую, т.е. 5400:2=2700 кг Значит, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3. Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.» |
Рассуждения учеников. |
|
(Слайд 14) Отсюда вытекает определение плотности. Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему» |
Записи в тетради. |
|
(Слайд 15) Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро). Тогда как это определение можно записать математически?
(Слайд 16) Каковы единицы измерения плотности вещества? [ρ] = [кг/м3] – в системе СИ, а еще могут быть [ρ] = [г/см3] |
Рассуждения учеников. Записи в тетради. |
|
Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? |
Ответы учащихся. |
|
(Слайд 17) Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром. Показать принцип его действия. Определите плотность воды, солевого и сахарного растворов. |
1, 2 и 3группы определяют плотность жидкостей с помощью ареометра. |
|
(Слайд 18) Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы. Пример. Плотность алюминия 2700 кг/м3. Это значит, что масса 1 м3 алюминия равна 2700 кг. Что значит, плотность меди 8900 кг/м3? |
Работа с таблицами (стр. 63 – 64 учебника).
|
|
(Слайд 19) Учитель задает вопросы, ученики за правильные ответы ставят себе дополнительный балл в маршрутный лист. Вопросы. 1. Какое твердое тело имеет минимальную плотность? 2. Плотность этого газа самая большая. 3. Плотность этих веществ - 800 кг/м3 4. Какой газ имеет самую маленькую плотность? 5. Плотность этого вещества самая большая в таблице. 6. Плотность этой жидкости самая большая. 7. Плотность этого твердого тела такая же, как у льда. |
Отвечают на вопросы: 1. Пробка 2. Хлор 3. Керосин, спирт, нефть 4. Водород 5. Осмий 6. Ртуть 7.Парафин Выставляют оценки |
|
(Слайд 20,21) Почему плотности веществ представлены в трех таблицах?
Плотность зависит от внутреннего строения вещества, массы отдельных молекул и их расположения. Она не зависит от массы и объема тела. |
Рассуждения учащихся. - Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. - В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием. |
|
(Слайд 22) Мы не ответили на последний пункт плана. На него вы дома найдете ответ самостоятельно, используя учебник и Интернет. |
|
|
Оцените свою работа на этом этапе урока. |
Работа с оценочным листом. |
|
6. Первичное закрепление темы (2 мин). |
(Слайд 23) В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки.
|
Рассуждения учащихся. - Находим объем тела, по таблице определяем плотность вещества, из формулы находим массу. |
7. Закрепление знаний учащихся (6 мин.) |
(Слайд 24, 25, 26) Заполните кроссворд, определите ключевое слово Приложение 4 По горизонтали: 1. Мельчайшая частица вещества 2.Быстрота движения 3.Единица перемещения 4.Явление сохранения скорости тела или его покоя 5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки 6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах 7.Прибор для измерения плотности По вертикали – ключевое слово: Величина, численно равная массе единицы объема
Выполним самопроверку, ответы на слайде. Оцените правильность выполненной работы, оценки поставьте в маршрутный лист.
|
Самопроверка:
По горизонтали: 1. Молекула 2. Скорость 3. Метр 4. Инерция 5. Объем 6. Масса 7. Ареометр По вертикали: Плотность
Выставляют оценки
|
8. Рефлексия (4 мин). |
(Слайд 27, 28) Рефлексия деятельности:(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал: было интересно: было трудно: я почувствовал, что: я приобрел: я научился: я смог: я попробую: меня удивило: урок дал мне для жизни: Рефлексия настроения: рисунок |
Ответы учеников. |
Рефлексия оценки: Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Определим общую оценку за урок, выставим оценки в дневники |
Выставляют оценки
|
|
9. Домашнее задание (2 мин). |
(Слайд29) Не закрывайте дневники и запишите домашнее задание. § 22, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7.3 Пункт 6 плана. |
Записи в дневниках. |
|
(Слайд 30) Ребята я хочу сказать, что вы молодцы! Мы вместе успели за урок очень много. Спасибо, ребята, за урок! Удачи в изучении физики! (Слайд №22) |
|
Используемая литература
1. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. Пособие
2. Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя.- М.: Первое сент 2008
3. Перышкин А.В. Физика 7 класс.: учеб. Для общеобразовательных
4. Перышкин А.В. Сборник задач по физике. Издательсто «Экзамен» 2017
учреждений / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2013
Интернет-ресурсы
1. http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif
Приложение 1
Оценочный лист
Фамилия, имя _______________________________________________
Задания |
Баллы (5-ти бальная система) |
1. Тест №1 |
|
2. Экспериментальная работа |
|
3. Работа с таблицей плотностей |
|
4. Кроссворд |
|
5. Активность на уроке |
|
Оценка за урок (средний балл) |
|
Рефлексия:
Ò Все ли у вас получилось?
Ò Довольны ли вы своими результатами?
Ò Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Моё настроение в конце урока
Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»
Вариант 1
1 Из предложенных утверждений выберите верное:
1) все тела состоят из мельчайших
частиц
2) у вещества нет внутреннего строения
3) между частицами нет свободного пространства
4) частицы легко видеть невооружённым глазом
2 Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется
1) кипение 2)
броуновское движение
3) конвекция 4) диффузия
3 Какая физическая величина введена для характеристики инертности тела?
1) Время движения 2)
Скорость движения
3) Масса 4) Пройденный после взаимодействия путь
4 Основная единица массы в СИ — это
1) миллиграмм (мг) 2)
грамм (г)
3) килограмм (кг) 4) тонна (т)
5 Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах?
1) 6 кг. 2) 0,06 кг.
3) 0,6кг. 4) 0,006 кг.
Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»
Вариант 2
1. Молекула — это ...
1) ...частица вещества. 2)... кусочек вещества.
3)... маленькая частица. 4) ... наименьшая частица того или иного вещества.
.2. Укажите неверное утверждение.
1) молекула – мельчайшая частица вещества,
2) молекулы одного и того же вещества одинаковы,
3) атомы – составные части молекул,
4) при нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.
3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?
1) Числом атомов 2) Свойствами.
3) Размером. 4) Ничем.
4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?
1) 0,002 м3 2) 0,2 м3
3) 2 м3 4) 0,02 м3
5. В каких единицах измеряется объем в Международной системе СИ?
1) в м3 2) в м2
3) в см3 4) в дм3
Ключи к тесту
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 вариант |
г |
б |
в |
б |
а |
2 вариант |
в |
г |
г |
а |
в |
Приложение 3
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Приложение 4
Заполните кроссворд, определите ключевое слово
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|||
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Мельчайшая частица вещества
2.Быстрота движения
3.Единица перемещения
4.Явление сохранения скорости тела или его покоя
5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки
6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах
7.Прибор для измерения плотности
По вертикали – ключевое слово:
Величина, численно равная массе единицы объема
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.