Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»
Оценка 4.7

Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Оценка 4.7
docx
08.04.2020
Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»
Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества».docx

Задание 2. Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Выполнила: Калинина Алёна Валерьевна

 

Класс 7,  дата: 12.11.2019 предмет: Физика

Тема урока: Плотность вещества

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Цель  урока: создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»

Задачи урока:

Образовательные:

выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;

охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;

определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;

Развивающие:

способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

личностных УУД: осознанию личностного значения изучения темы;

регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;

коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.

Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, дидактические материалы, демонстрационные материалы

 

 

 

Технологическая карта урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (2 мин.).

Презентация к уроку.

(Слайд 1)

«Друзья мои! Сегодня на уроке с вами

Должны добыть мы знаний и немалых.

Запомните: процесс учения тогда успешен,

Когда в нём личный вклад замешен.

Идею выдвини, задай вопрос,

И не сиди, повесив нос!»

Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются.

«А для оценивания ваших знаний мы будем использовать маршрутные листы, которые находятся у вас на столах.» Приложение 1.

Подписывают маршрутные листы

2. Мотивация (2 мин.).

Постановка проблемы.

(Слайд 2)

«Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки»

«Да, что-то ничего не получается?»

«Что можно измерить с помощью линейки?  ....  верно, но никак не маску тела»

«Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о строении вещества, массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки»

Высказываются предположения. Длину, высоту, ширину, объем

3. Актуализация и проверка знаний учащихся (5 мин).

(Слайд 3)

«Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме»

Раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста.

Тест. Приложение 2.

(Слайд 4)

«Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, проведем взаимопроверку. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными. Полученную оценки поставить в маршрутные лист»

Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся.

Выполняют тестовую работу.

 

Ученики проверяют ответы, сравнивая их с правильными ответами на слайде.

 

 

 

Выставляют оценки за работу с тестами в маршрутные листы.

4. Определение темы и целей урока (7 мин).

(Слайд 5)

Чтобы успеть выполнить всю работу, разобьемся на три группы.

(Слайд 6)

 «Перед вами цилиндры, у которых вы на лабораторной работе определяли массу. Одинаковой ли она была у разных цилиндров? А размеры цилиндров? Их объем?»

Ответы учащихся.

Масса разная

Объемы одинаковые

«Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов).

Одинаковы массы?»

1 группа сравнивает массу цилиндров.

Нет. Одна чаша перевешивает другую.

«Почему тела одинакового объема имеют разную массу?»

Рассуждения учащихся

(Слайд 7)

«А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов. Одинаковая ли у них масса? (сравнивается масса на рычажных весах). Почему?»

2 и 3 группы сравнивают массы на рычажных весах.

«Они сделаны из разного материала»

«Оцените свою работу по определению массы и объема тела. Выставьте оценки в маршрутные листы»

Выставляют оценки

(Слайд 8) Что различного в этих рисунках?

Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность.

«Итак, мы подошли к теме нашего урока. Какова тема нашего урока?" «Плотность вещества" (Слайд 9).

Называют тему и записывают тему урока в тетрадях.

Какова цель урока?

Да, познакомиться с новой физической величиной – плотностью и рассмотреть ее характеристики. (Слайд 10).

Рассуждения учеников.

1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения

6. Типичный признак

5. Изучение нового материала (15 мин).

А теперь вспомните, план изучения физической величины. (Он лежит у вас на столе.) Приложение 3

(Слайд 11).

Так что же такое плотность вещества?

Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике с. 61-62

Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества?

 

(Слайд 12)

Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?

- Плотность будет одинаковая.

Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.

Следовательно, что специфично для плотности вещества?

- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.

 

(Слайд 13)

«Рассмотрим пример. Мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора.»

«1 м3 будет иметь массу в 2 раза меньшую, т.е. 5400:2=2700 кг

Значит, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3.

Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.»

Рассуждения учеников.

(Слайд 14) Отсюда вытекает определение плотности.

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему»

Записи в тетради.

(Слайд 15)

Плотность вещества обозначается греческой буквой  ρ (ро).

Тогда как это определение можно записать математически?

(Слайд 16)

Каковы единицы измерения плотности вещества?

[ρ] = [кг/м3] – в системе СИ, а еще могут быть [ρ] = [г/см3]

Рассуждения учеников.

Записи в тетради.

Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества?

Ответы учащихся.

(Слайд 17)

Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром. Показать принцип его действия.

Определите плотность воды, солевого и сахарного растворов.

1, 2 и 3группы определяют плотность жидкостей с помощью ареометра.

(Слайд 18)

Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы.

Пример. Плотность алюминия 2700 кг/м3. Это значит, что масса 1 м3 алюминия равна 2700 кг.

Что значит, плотность меди 8900 кг/м3?

Работа с таблицами (стр. 63 – 64 учебника).

 

 

 

(Слайд 19)

Учитель задает вопросы, ученики за правильные ответы ставят себе дополнительный балл в маршрутный лист.

Вопросы.

1. Какое твердое тело имеет минимальную плотность?

2. Плотность этого газа самая большая.

3. Плотность этих веществ - 800 кг/м3

4. Какой газ имеет самую маленькую плотность?

5. Плотность этого вещества самая большая в таблице.

6. Плотность этой жидкости самая большая.

7. Плотность этого твердого тела такая же, как у льда.

Отвечают на вопросы:

1. Пробка

2. Хлор

3. Керосин, спирт, нефть

4. Водород

5. Осмий

6. Ртуть

7.Парафин

Выставляют оценки

(Слайд 20,21)

Почему плотности веществ представлены в трех таблицах?

Плотность зависит от внутреннего строения вещества, массы отдельных молекул и их расположения. Она не зависит от массы и объема тела.

Рассуждения учащихся.

- Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.

- В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.

(Слайд 22)

Мы не ответили на последний пункт плана. На него вы дома найдете ответ самостоятельно, используя учебник и Интернет.

 

Оцените свою работа на этом этапе урока.

Работа с оценочным листом.

6. Первичное закрепление темы (2 мин).

(Слайд 23)

В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки.

 

Рассуждения учащихся.

- Находим объем тела, по таблице определяем плотность вещества, из формулы находим массу.

7. Закрепление знаний учащихся (6 мин.)

(Слайд 24, 25, 26)

Заполните кроссворд, определите ключевое слово Приложение 4

По горизонтали:

1. Мельчайшая частица вещества

2.Быстрота движения

3.Единица перемещения

4.Явление сохранения скорости тела или его покоя

5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки

6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах

7.Прибор для измерения плотности

По вертикали – ключевое слово:

Величина, численно равная массе единицы объема

 

Выполним самопроверку, ответы на слайде. Оцените правильность выполненной работы, оценки поставьте в маршрутный лист.

 

Самопроверка:

 

По горизонтали:

1. Молекула

2. Скорость

3. Метр

4. Инерция

5. Объем

6. Масса

7. Ареометр

По вертикали:

Плотность

 

Выставляют оценки

 

8. Рефлексия (4 мин).

(Слайд 27, 28)

Рефлексия деятельности:(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал:

было интересно:

было трудно:

я почувствовал, что:

я приобрел:

я научился:

я смог: я попробую:

меня удивило:

урок дал мне для жизни:

Рефлексия настроения: рисунок

Ответы учеников.

Рефлексия оценки:

Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке.

Определим общую оценку за урок, выставим оценки в дневники

Выставляют оценки

 

9. Домашнее задание (2 мин).

(Слайд29)

Не закрывайте дневники и запишите домашнее задание.

§ 22, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7.3 Пункт 6 плана.

Записи в дневниках.

 

(Слайд 30)

Ребята я хочу сказать, что вы молодцы! Мы вместе успели за урок очень много.

Спасибо, ребята, за урок!

Удачи в изучении физики! (Слайд №22)

 

 

Используемая литература

1. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. Пособие

2. Милюкова Н.Ю.  Я  иду  на  урок  физики:  7  класс.  Часть  II:  Книга  для  учителя.-  М.: Первое сент 2008

3. Перышкин  А.В.  Физика  7  класс.:  учеб.  Для  общеобразовательных

4. Перышкин  А.В.  Сборник задач по физике. Издательсто «Экзамен» 2017

учреждений / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2013

Интернет-ресурсы

1. http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

 

 

 

 


Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия, имя _______________________________________________

 

Задания

Баллы (5-ти бальная система)

1. Тест №1

 

2. Экспериментальная работа

 

3. Работа с таблицей плотностей

 

4. Кроссворд

 

5. Активность на уроке

 

Оценка за урок (средний балл)

 

 

Рефлексия:

Ò Все ли у вас получилось?

Ò Довольны ли вы своими результатами?

Ò Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

 

Моё настроение в конце урока


Приложение 2

Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»

Вариант 1

1 Из предложенных утверждений выберите верное:

1) все тела состоят из мельчайших частиц
2) у вещества нет внутреннего строения
3) между частицами нет свободного пространства
4) частицы легко видеть невооружённым глазом

2 Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется

1) кипение                                    2) броуновское движение
3) конвекция                       4) диффузия

3 Какая физическая величина введена для характеристики инертности тела?

1) Время движения            2) Скорость движения
3) Масса                             4) Пройденный после взаимодействия путь

4 Основная единица массы в СИ — это

1) миллиграмм (мг)            2) грамм (г)
3) килограмм (кг)                        4) тонна (т)

5 Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах?

1) 6 кг.                                           2) 0,06 кг.

3) 0,6кг.                                         4) 0,006 кг.


 

Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»

Вариант 2

1. Молекула — это ...

1) ...частица вещества.                          2)... кусочек вещества.

3)... маленькая частица.                        4) ... наименьшая частица того или иного вещества.

.2. Укажите неверное утверждение.

1) молекула – мельчайшая частица вещества,

2) молекулы одного и того же вещества одинаковы,

3) атомы – составные части молекул,

4) при нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.

3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?

1) Числом атомов               2) Свойствами.

3) Размером.                       4) Ничем.

4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?

1) 0,002 м3                           2) 0,2 м3

3) 2 м3                                 4) 0,02 м3

5. В каких единицах измеряется объем в Международной системе СИ?

1) в м3                                 2) в м2

3) в см3                               4) в дм3

 

 

 

Ключи к тесту

№ вопроса

1

2

3

4

5

1 вариант

г

б

в

б

а

2 вариант

в

г

г

а

в

 

 


Приложение 3

Памятка

План изучения физической величины

 

1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

 

 


 

Приложение 4

 

Заполните кроссворд, определите ключевое слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Мельчайшая частица вещества

2.Быстрота движения

3.Единица перемещения

4.Явление сохранения скорости тела или его покоя

5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки

6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах

7.Прибор для измерения плотности

По вертикали – ключевое слово:

Величина, численно равная массе единицы объема


 

Скачано с www.znanio.ru

Задание 2. Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Задание 2. Разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Высказываются предположения. Длину, высоту, ширину, объем 3

Высказываются предположения. Длину, высоту, ширину, объем 3

А размеры цилиндров? Их объем?»

А размеры цилиндров? Их объем?»

Единицы измерения 5. Способы измерения 6

Единицы измерения 5. Способы измерения 6

Единицы измерения 5. Способы измерения 6

Единицы измерения 5. Способы измерения 6

Плотность этого вещества самая большая в таблице

Плотность этого вещества самая большая в таблице

Первичное закрепление темы (2 мин)

Первичное закрепление темы (2 мин)

Самопроверка: По горизонтали: 1

Самопроверка: По горизонтали: 1

Слайд 30) Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Слайд 30) Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Приложение 1 Оценочный лист

Приложение 1 Оценочный лист

Приложение 2 Самостоятельная работа «Строение вещества

Приложение 2 Самостоятельная работа «Строение вещества

Самостоятельная работа «Строение вещества

Самостоятельная работа «Строение вещества

Приложение 3 Памятка План изучения физической величины 1

Приложение 3 Памятка План изучения физической величины 1

Приложение 4 Заполните кроссворд, определите ключевое слово 1

Приложение 4 Заполните кроссворд, определите ключевое слово 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020