ОАНО Школа права и экономики
Бауэр Наталья Владимировна учитель истории и обществознания
Методическая разработка урока
«Батыево нашествие на Русь»
2023 год
Класс: 6
Тема урока: Батыево нашествие на Русь
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование знаний о причинах и последствиях победы монголов над русскими княжествами
Задачи урока:
-установить взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;
-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;
-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
Предметные результаты:
- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;
-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;
- выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей и одноклассников.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
Личностные результаты:
- дать оценку и выразить своё отношение к трагической и героической эпохе;
- объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности;- сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины;
- воспитывать негативное отношения к войне.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; приёмы: создание проблемной ситуации, группировка информации, игровой момент, «Три М», самоанализ, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература, география, изобразительное искусство. Оборудование к уроку: учебник, карточки с заданием, карта «Нашествие Батыя» и фактический материал, клей, иллюстрации картин художников.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельнос ть учащихся |
Примечани е |
1 |
Организац ионный момент |
Эмоциональный настрой учащихся на работу |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. |
Приветству ют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Фронтальная работа |
2 |
Актуализа ция знаний |
Работа с датами, записанными на доске: 1206 г., 1223г., 1227 г. Работа с картой в учебнике на стр. 8 |
Организует фронтальную работу учащихся по датам: предлагает ребятам вспомнить события, связанные с датами, значение этих событий. Предлагает вспомнить завоевания Чингисхана и Угедея, используя карту учебника. |
Учащиеся с прошлого урока вспоминаю т даты, связывают их с именем Чингисхана ; называют битву на реке Калке, где русские впервые столкнулись с монголо-татарами; называют территории, которые завоевали Чингисхан и Угедей. |
Фронтальная работа Если ребятам трудно вспомнить завоёванны е территории , можно использова ть материал учебника на стр. 7. |
3 |
Изучение нового материала |
1. Определен ие темы урока и цели |
Учитель предлагает вспомнить, какую цель ставили перед собой монголо-татары? Учитель спрашивает, какое |
Учащиеся говорят, что монголо-татары хотели дойти до «последнего моря», покорить Европу. Используя |
Фронтальн ая работа. Учителю стоит ещё раз обратить внимание, что столкновен ие с монголами |
|
|
|
государство «стояло» на пути завоеваний монголов? Учитель мотивирует ребят на определение темы урока и цели. |
карту, дети предполага ют, что, наверное, Русь «мешала» совершить завоевания? Ребята участвуют в диалоге, формулиру ют тему и цель урока. «Подтверж дают» тему урока названием параграфа. Ставят цель: узнать, что за нашествие произошло? По каким причинам? |
уже было, чего это стоило. В формулиро вке темы следует обратить внимание на термин «нашествие», что он обозначает , какие эпитеты ассоцииру ются с данным термином. Можно подобрать синонимы: «вторжени е», «поход», «военное вмешатель ство» |
|
|
2. «Обзорная работа с материалом параграфа. |
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с названиями пунктов параграфа и назвать те территории, на которые совершил походы Батый. |
Учащиеся анализирую т информацию параграфа, формулиру ют ответы. |
Фронтальн ая работа |
|
|
3. Работа с первым пунктом параграфа « Вторжение в Рязанскую землю». |
Учитель организует работу в парах: предлагает учащимся составить 5-8 вопросов по пункту. Заслушивает вопросы и ответы учащихся, корректирует. Учитель читает отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем» и предлагает ответить на вопрос: как автор относится к Евпатию? Почему так? Подводит учащихся к выводу о том, в чём состояло нашествие? Почему не смогли отстоять Рязань? |
Учащиеся работают в парах, составляют вопросы (см. Приложени е 1). По истечении времени пары обменивают ся вопросами, высказываю т своё мнение. Слушают чтение педагога и высказываю т свою точку зрения. Делают вывод о том, что нашествие проявлялос ь в унизительн ых требования х, мучительны х казнях, непрерывн ых атаках, резне. Не отстояли Рязань, потому что были один на один с |
Во время работы с вопросами осуществл яем и работу с картой на стр. 16. Одному из учеников можно дать следующее задание: прочитать выразитель но отрывок «Евпатий Коловрат» на стр. 13. Демонстра ция картины ( см. Приложен ие 4) |
|
|
|
|
сильным и организован ным врагом. |
|
|
|
4. Работа со вторым и третьим пунктами параграфа: « Разорение Владимир о- Суздальск ой земли», «Поход на Новгород» |
Учитель организует групповую работу: каждая группа получает карту, которую необходимо «наполнить» фактами, и сами факты на карточках (см. Приложение 2). Организует проверку и анализ выполненной работы групп, заслушивает мнение групп, корректирует, уточняет. Предлагает учащимся рассмотреть картину Е. И. Дешалыта на стр. 14 и высказать своё мнение об изображённом событии; о том, какие цвета использует художник и почему? как смог художник изобразить героизм русского народа? |
Учащиеся знакомятся с информаци ей 3 и 4 пунктов и «наполняют » карту фактами (приклеива ют). Готовят групповые ответы. Зачитывают информаци ю с карты в виде текста. Заслушива ют мнения друг друга, высказываю т свою точку зрения. Формулиру ют выводы по своим ответам. |
Во время проверки соответств ий осуществл яем работу с картой на стр. 16. Следует обратить внимание, почему монголы не пошли на Новгород? Почему ушли в придонски е земли? Демонстра ция картины ( см. Приложен ие 4) |
|
|
5. Работа по четвёртом у пункту « |
Учитель организует индивидуальную |
Знакомятся с материалом |
Осуществл яется работа с |
|
|
Нашествие на Юго-Западную и Центральную Европу» |
работу учащихся: предлагает восстановить текст, используя информацию учебника (см. Приложение 3). Организует проверку и анализ выполненной работы, заслушивает мнение ребят, уточняет. Предлагает ответить на вопрос: почему же и юго-западные земли не устояли против монголов? |
учебника, восстанавли вают текст карточки. Аргументир ованно отвечают на вопросы, высказываю т свою точку зрения. |
картой на стр. 16. Следует обратить внимание на вопрос о том, почему завещание Чингисхан а оказалось не выполненн ым? Демонстра ция картины ( см. Приложен ие 4) |
4 |
Первично е осмыслен ие и закреплен ие изученног о материала |
Беседа по теме урока, по цели урока: в чём проявилось нашествие? Почему монголы смогли покорить русские земли? Можно ли было нашествие избежать? |
Организует беседу, помогает учащимся ответить на вопросы, обобщает результаты. Предлагает назвать сильные стороны монголов и слабые стороны русских. Сильные стороны монголов 1. Численное превосходство; 2. Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка; 3. Военнотактическое превосходство. Слабые стороны |
Участвуют в диалоге и аргументир овано отвечают на вопросы, высказываю т свою точку зрения.
Вспоминаю т даты. |
Фронтальная работа. Следует обратить внимание на то, что завоевание происходи ло быстро, за короткий промежуто к времени. |
|
|
|
Руси 1. Феодальная раздробленность; 2. Отсутствие единой армии; 3. Техническая отсталость русских дружин. Мотивирует установить хронологические рамки походов Батыя. После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар. |
|
|
5 |
Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Приём «Три М». |
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. |
Учащиеся анализирую т свою деятельност ь на уроке, называют результатив ные моменты своей работы, настраиваю т себя на дальнейшу ю продуктивн ую деятельност ь (следующи й урок истории). |
Фронтальн ая работа, самооценк а учащихся |
6 |
Домашнее задание |
Учебник, п. 19, любые 3 вопроса |
|
Записывают ДЗ. |
Индивидуа льная работа |
Приложение 1
Работа в парах: составление вопросов по информации 1 пункта
1. В каком году на курултае было принято решение о походе на запад? 2. Какие земли были стёрты с лица земли монголами в 1236 году
3. Когда Батый привёл свою армию к границам Руси?
4. Когда был нанесён удар по рязанской земле?
5. Что потребовал от жителей Рязани Батый?
6. Сколько дней отражала монгольские атаки Рязань?
7. К какому князю обратился за помощью рязанский князь?
8. Почему княжеский сын Фёдор был предан мучительной смерти?
9. Кто возглавил дружину из выживших рязанцев, которая догнала и нанесла большой урон монголам?
Приложение 2
Учитель заранее распечатывает на каждую группу карту «Нашествие Батыя». Желательно карты распечатать крупнее, на двух листах А 4, чтобы было удобнее «наклеивать» факты к городам: Москва, Владимир, Торжок, Новгород и реке. Группам необходимо ознакомиться с информацией пунктов 2-3, а затем «прикрепить» каждый факт на карточке к нужному географическому объекту. По окончании работы группы зачитывают факты в виде текста.
Карточки с фактами (разрезанные) для каждой команды:
5 дней |
Филипп Нянька |
Январь 1238 г. |
Февраль 1238 г. |
Пётр Ослядюкович |
3 дня |
Успенский собор |
Март 1238 г. |
Погибель Юрия Всеволодовича |
2 недели |
Февраль-март 1238 г. |
Конец марта 1238 г. |
2 месяца |
«злой город» |
4000 монгол |
Приложение 3
Индивидуальная работа учащихся «Восстанови текст» (карточка)
Используя материал 4 пункта, учащиеся дописывают недостающие факты (пропущенные):
1. В … году монголы захватили Переяславль, Чернигов и другие города Юго-Западной Руси.
2. В сентябре … года главные силы Батыя окружили Киев.
3. Воевода Дмитр возглавил … .
4. Киевляне мужественно сражались целых … месяца.
5. Последние защитники Киева погибли под обломками … церкви.
6. Весной 1241 года воины Батыя повернули на … .
Приложение 4
Демонстрация картинного ряда:
Евпраксия Рязанская по легенде была византийской принцессой и женой сына рязанского князя, славившаяся своей красотой. Во время татаро-монгольского ига хан Батый захотел захватить город. Князь решил, чтобы выиграть время и собрать армию, направить монголам богатые дары с просьбой не нападать. Чтобы показать серьезность своего предложения и выказать уважение, с миссией он отправил своего сына Федора. Кто-то из недоброжелателей рассказал монгольскому развратнику, что у Федора есть красавица-жена, и тот потребовал, чтобы муж отправил ее к нему. Федор отказался, за что был убит. Когда Батый захватил Рязань, Евпраксия вместе с маленьким сыном спрыгнула по одной версии с крыши своего терема, по другой - с колокольни. В итоге ее и мужа канонизировали. Н. Матвеев «Евпраксия Рязанская»
А.Миронов Оборона Рязани.
А. Максимов Враг под стенами
В 1238 году монголы подошли к стенам города Владимира, который был столицей Владимиро-Суздальского княжества.
Когда татары явились под стены Владимира, народ с ужасом взирал на них. Посланцы Батыя, подъехав с конным отрядом к Золотым воротам, спрашивали, где находится великий князь Юрий Всеволодович. Пущенные стрелы были им ответом. Но уже скоро стрельба прекратилась, и жители Владимира увидели под стенами города юного княжича Владимира Юрьевича, пленённого Батыем. “Узнаёте ли вашего князя?” – спрашивали татары.
В. Верещагин. Епископ Ростовский Кирилл Великий находит тело князя Юрия II Всеволодовича.
1. История России: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях/ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др.; под ред. А. В. Торкунова. – Москва: Просвещение, 2022.
2. Интернет-ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.