Разработка урока по истории
Оценка 4.8

Разработка урока по истории

Оценка 4.8
docx
15.06.2023
Разработка урока по истории
разработка урока.docx

ОАНО Школа права и экономики

      Бауэр Наталья Владимировна учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока

«Батыево нашествие на Русь»

2023 год

 

 

 

Класс: 6

Тема урока: Батыево нашествие на Русь

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: формирование знаний о причинах  и последствиях победы монголов над русскими княжествами

Задачи урока:

-установить взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.

Предметные результаты:

-   показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;

-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;

-   выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей и одноклассников.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.

Личностные результаты:

-   дать оценку и выразить своё отношение к трагической и героической эпохе;

-   объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности;- сформировать  чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины;

-   воспитывать негативное отношения к войне.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный,               репродуктивный,          частично-поисковый методы; приёмы: создание проблемной ситуации, группировка информации, игровой момент, «Три М», самоанализ, самоконтроль, взаимоконтроль. 

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: литература, география, изобразительное искусство. Оборудование к уроку: учебник, карточки с заданием, карта «Нашествие Батыя» и  фактический материал, клей, иллюстрации картин художников.

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельнос ть учащихся

Примечани

е

1

Организац ионный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветству ют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная работа

2

Актуализа ция знаний

Работа с датами, записанными на доске: 1206 г., 1223г., 1227 г.

Работа с картой в учебнике на стр. 8

Организует фронтальную работу учащихся по датам: предлагает ребятам вспомнить события, связанные с датами, значение этих событий. Предлагает вспомнить завоевания Чингисхана и Угедея, используя карту учебника.

Учащиеся с прошлого урока вспоминаю

т даты, связывают их с именем Чингисхана ; называют битву на реке Калке, где русские впервые столкнулись

 с

монголо-татарами; называют территории, которые завоевали Чингисхан и Угедей.

Фронтальная работа

Если ребятам трудно вспомнить

завоёванны

е

территории , можно

использова ть материал учебника на стр. 7.

3

Изучение нового материала

1. Определен ие темы урока и цели

Учитель предлагает вспомнить, какую цель ставили перед собой монголо-татары?

Учитель спрашивает, какое

Учащиеся говорят, что монголо-татары хотели дойти до «последнего моря», покорить Европу.

Используя

Фронтальн ая работа. Учителю стоит ещё раз обратить внимание, что столкновен ие с

монголами

 

 

 

 

государство «стояло» на пути завоеваний монголов? Учитель мотивирует ребят на определение темы урока и цели.

карту, дети предполага ют, что, наверное, Русь «мешала» совершить завоевания?

Ребята участвуют в диалоге, формулиру ют тему и цель урока. «Подтверж дают» тему урока названием параграфа. Ставят цель: узнать, что за

нашествие произошло? По каким причинам?

уже было, чего это стоило.

В формулиро вке темы следует обратить внимание на термин «нашествие», что он обозначает , какие эпитеты ассоцииру ются с данным термином. Можно

подобрать синонимы:

«вторжени

е»,

«поход», «военное вмешатель ство»

 

 

2. «Обзорная

работа с материалом параграфа.

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с названиями пунктов параграфа и назвать те территории, на которые совершил походы Батый.

Учащиеся

анализирую

т

информацию параграфа, формулиру ют ответы.

Фронтальн ая работа

 

 

 

3. Работа с первым пунктом

параграфа

«

Вторжение

в

Рязанскую землю».

Учитель организует работу в парах: предлагает учащимся составить 5-8 вопросов по пункту. Заслушивает вопросы и ответы учащихся, корректирует. Учитель читает отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем» и предлагает ответить на вопрос: как автор относится к Евпатию? Почему так? Подводит учащихся к выводу о том, в чём состояло нашествие? Почему не смогли отстоять Рязань?

Учащиеся работают в парах, составляют вопросы

(см.

Приложени е 1).

По истечении времени пары обменивают

ся вопросами, высказываю

т своё мнение. Слушают чтение педагога и высказываю т свою точку зрения. Делают вывод о том, что нашествие

проявлялос

ь в

унизительн ых требования

х,

мучительны

х казнях,

непрерывн ых атаках, резне. Не отстояли Рязань, потому что были один на один с

Во время работы с вопросами осуществл яем и работу с картой на стр. 16.

Одному из учеников можно дать

следующее задание: прочитать выразитель но отрывок «Евпатий Коловрат» на стр. 13. Демонстра ция картины

( см.

Приложен

ие 4)

 

 

 

 

 

сильным и организован ным врагом.

 

 

 

4. Работа со вторым и третьим пунктами параграфа:

«

Разорение Владимир

о-

Суздальск ой земли», «Поход на

Новгород»

Учитель организует групповую работу: каждая группа получает карту, которую необходимо «наполнить» фактами, и сами факты на карточках (см. Приложение 2). Организует проверку и анализ выполненной работы групп, заслушивает мнение групп, корректирует, уточняет. Предлагает учащимся рассмотреть картину Е. И. Дешалыта на стр. 14 и высказать своё мнение об изображённом событии; о том, какие цвета использует художник и почему? как смог художник изобразить героизм русского народа?

Учащиеся

знакомятся

с

информаци

ей 3 и 4 пунктов и «наполняют » карту фактами (приклеива ют). Готовят групповые ответы. Зачитывают информаци

ю с карты в виде текста. Заслушива ют мнения друг друга, высказываю т свою точку зрения.

Формулиру ют выводы по своим ответам.

Во время проверки соответств ий осуществл яем работу с картой на стр. 16. Следует обратить внимание, почему монголы не пошли на

Новгород? Почему ушли в придонски е земли? Демонстра ция картины

( см.

Приложен

ие 4)

 

 

5. Работа по четвёртом у пункту

«

Учитель организует индивидуальную

Знакомятся

с

материалом

Осуществл яется работа с

 

 

 

Нашествие на Юго-Западную

и

      Центральную    Европу»

работу учащихся: предлагает восстановить текст, используя информацию учебника (см. Приложение 3). Организует проверку и анализ выполненной работы, заслушивает мнение ребят, уточняет. Предлагает ответить на вопрос: почему же и юго-западные земли не устояли против монголов?

учебника, восстанавли вают текст карточки. Аргументир ованно отвечают на вопросы, высказываю т свою точку зрения.

картой на стр. 16. Следует обратить внимание на вопрос о том, почему завещание Чингисхан а оказалось не

выполненн ым?

Демонстра ция картины

( см.

Приложен

ие 4)

4

Первично

е

осмыслен

ие и закреплен ие изученног

о

материала

Беседа по теме урока, по цели урока: в чём проявилось нашествие? Почему монголы смогли покорить русские земли? Можно ли было нашествие избежать?

Организует беседу, помогает учащимся ответить на вопросы, обобщает результаты. Предлагает назвать сильные стороны монголов и слабые стороны русских.

Сильные стороны монголов

1. Численное превосходство; 2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка; 3.  Военнотактическое превосходство. Слабые стороны

Участвуют в диалоге и аргументир овано отвечают на вопросы, высказываю т свою точку зрения.

 

Вспоминаю т даты.

Фронтальная работа. Следует обратить внимание на то, что завоевание происходи

ло быстро, за

короткий промежуто к времени.

 

 

 

 

Руси

1.  Феодальная раздробленность; 2.  Отсутствие единой армии; 3. Техническая отсталость русских дружин. Мотивирует установить хронологические рамки походов Батыя.

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

 

 

5

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Приём «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Учащиеся анализирую т свою деятельност ь на уроке, называют  результатив ные моменты своей работы,

настраиваю т себя на

дальнейшу ю продуктивн ую деятельност

ь

(следующи й урок истории).

Фронтальн

ая работа, самооценк а учащихся

6

Домашнее задание

Учебник, п. 19, любые 3 вопроса

 

Записывают ДЗ.

Индивидуа льная работа

 

Приложение 1

 

Работа в парах: составление вопросов по информации  1 пункта

1. В каком году на курултае было принято решение о походе на запад? 2. Какие земли были стёрты с лица земли монголами в 1236 году

3.     Когда Батый привёл свою армию к границам Руси?

4.     Когда был нанесён удар по рязанской земле?

5.     Что потребовал от жителей Рязани Батый?

6.     Сколько дней отражала монгольские атаки Рязань?

7.     К какому князю обратился за помощью рязанский князь?

8.     Почему княжеский сын Фёдор был предан мучительной смерти?

9.     Кто возглавил дружину из выживших рязанцев, которая догнала и нанесла большой урон монголам?

 

Приложение 2

Учитель заранее распечатывает на каждую группу карту «Нашествие Батыя». Желательно карты распечатать крупнее, на двух листах А 4, чтобы было удобнее «наклеивать» факты к городам: Москва, Владимир, Торжок, Новгород и реке. Группам необходимо ознакомиться с информацией пунктов 2-3, а затем «прикрепить» каждый факт на карточке к нужному географическому объекту. По окончании работы группы зачитывают факты в виде текста.

Карточки с фактами (разрезанные) для каждой команды:

5 дней

Филипп Нянька

Январь 1238

г.

Февраль 1238

г.

Пётр

Ослядюкович

3 дня

Успенский собор

Март 1238 г.

Погибель

Юрия

Всеволодовича

2 недели

Февраль-март 1238 г.

Конец марта

1238 г.

2 месяца

«злой город»

4000 монгол

 

Приложение 3

Индивидуальная работа учащихся «Восстанови текст» (карточка)

Используя материал 4 пункта, учащиеся дописывают недостающие факты (пропущенные):

1.     В … году монголы захватили Переяславль, Чернигов и другие города Юго-Западной Руси.

2.     В сентябре … года главные силы Батыя окружили Киев.

3.     Воевода Дмитр возглавил … .

4.     Киевляне мужественно сражались целых … месяца.

5.     Последние защитники Киева погибли под обломками … церкви.

6.     Весной 1241 года воины Батыя повернули на … .

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

                               Демонстрация картинного ряда:

Евпраксия Рязанская по легенде была византийской принцессой и женой сына рязанского князя, славившаяся своей красотой. Во время татаро-монгольского ига хан Батый захотел захватить город. Князь решил, чтобы выиграть время и собрать армию, направить монголам богатые дары с просьбой не нападать. Чтобы показать серьезность своего предложения и выказать уважение, с миссией он отправил своего сына Федора. Кто-то из недоброжелателей рассказал монгольскому развратнику, что у Федора есть красавица-жена, и тот потребовал, чтобы муж отправил ее к нему. Федор отказался, за что был убит. Когда Батый захватил Рязань, Евпраксия вместе с маленьким сыном спрыгнула по одной версии с крыши своего терема, по другой - с колокольни. В итоге ее и мужа канонизировали. Н. Матвеев «Евпраксия Рязанская»

 

А.Миронов Оборона Рязани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Максимов                 Враг под стенами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1238 году монголы подошли к стенам города Владимира, который был столицей Владимиро-Суздальского княжества.

Когда татары явились под стены Владимира, народ с ужасом взирал на них. Посланцы Батыя, подъехав с конным отрядом к Золотым воротам, спрашивали, где находится великий князь Юрий Всеволодович. Пущенные стрелы были им ответом. Но уже скоро стрельба прекратилась, и жители Владимира увидели под стенами города юного княжича Владимира Юрьевича, пленённого Батыем. “Узнаёте ли вашего князя?” – спрашивали татары.

В. Верещагин. Епископ Ростовский Кирилл Великий находит тело князя Юрия II Всеволодовича.

 

 

                                                     Источники

1.     История России: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях/ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др.; под ред. А. В. Торкунова. – Москва: Просвещение, 2022.

2.     Интернет-ресурсы


 

ОАНО Школа права и экономики

ОАНО Школа права и экономики

Класс: 6 Тема урока: Батыево нашествие на

Класс: 6 Тема урока: Батыево нашествие на

Ход урока № Этап урока

Ход урока № Этап урока

Учитель мотивирует ребят на определение темы урока и цели

Учитель мотивирует ребят на определение темы урока и цели

Работа с первым пунктом параграфа «

Работа с первым пунктом параграфа «

Работа со вторым и третьим пунктами параграфа: «

Работа со вторым и третьим пунктами параграфа: «

Нашествие на Юго-Западную и

Нашествие на Юго-Западную и

Руси 1. Феодальная раздробленность; 2

Руси 1. Феодальная раздробленность; 2

Работа в парах: составление вопросов по информации 1 пункта 1

Работа в парах: составление вопросов по информации 1 пункта 1

Филипп Нянька Январь 1238 г

Филипп Нянька Январь 1238 г

Евпраксия Рязанская по легенде была византийской принцессой и женой сына рязанского князя, славившаяся своей красотой

Евпраксия Рязанская по легенде была византийской принцессой и женой сына рязанского князя, славившаяся своей красотой

А.Миронов Оборона Рязани.

А.Миронов Оборона Рязани.

В. Верещагин. Епископ Ростовский

В. Верещагин. Епископ Ростовский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023