Тема урока : Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы
Задачи урока: подвести учащихся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства; доказать , что основа объединения русских земель – трудовая деятельность народных масс. Выявить предпосылки объединения земель и показать , почему центром объединения стала Москва.
План:
1. Предпосылки объединения земель вокруг Москвы.
2.Интересы различных групп общества в объединении страны.
3. Общие черты и особенности развития России и стран Западной Европы в XIV-XV вв.
Основные понятия: централизованное государство, «двор» феодала, дворянин, ополье.
Урок начинаем с вводного обобщения с целью установить связи с историей средних веков. Примерные вопросы: какое государство мы называем централизованным? Укажите , когда начали образоваться централизованные государства в странах Западной Европы?
!. Предлагаем учащимся вспомнить , что нужно знать для определения причин феодальной раздробленности. Обобщая ответы учащихся , делаем вывод: для определения причин возникновения того или иного явления необходимо иметь сведения об изменениях в экономической и политической жизни, проанализировать их и сделать выводы.
Таким образом изучения нового материала такова: Отбор фактов, раскрывающих черты экономической и политической жизни страны;
Анализ фактов;
Формулировка выводов о предпосылках образования централизованного государства
Задание: слушая объяснения учителя, попытайтесь выяснить предпосылки (предварительное условие , исходный пункт какого-нибудь рассуждения) объединения русских земель вокруг Москвы.
Обращая внимания на характерные черты этого процесса в России: объединение земель в единое государство связано с преодалением феодальной раздробленности; объединение земель в рамках единого государства не привело и не могло привести к немедленному исчезновению традиций и порядков феодальной раздробленности, господствовавших на протяжении нескольких столетий, начиная с XII в.
Живучесть пережитков раздробленности определялась в первую очередь отсутствием экономического единства страны: политическое объединение земель в единое государство предшествовало их экономическому объединению.
Говоря о различных ремеслах , отмечаем, что Русь была отброшена назад на несколько столетий нашествием монгол. В то время, когда на Западе ремесло процветало, ремесленное производство на Руси должно было вторично проходить часть того исторического пути, который был преодолен до Батыя.
2. Вспомните, что такое вотчина?
Ученики формулируют вывод: складывается новая форма землевладения –поместье- условное держание земли . Формируется новая прослойка- дворяне.
Кратко характеризуем внешнеполитическое положение страны: сохраняется монголо-татарское иго , пагубную роль играет господство завоевателей, что отражается на развитие страны. Падение в 1453 г. Константинополя приблизило опасность османского вторжения на Русь.
Вывод: для свержения монголо-татарского ига и обеспечения безопасности страны требуется создать единое государство с сильной центральной властью.
3. Изучение последнего вопроса проводим беседу с опорой на раннее полученные знания. Задания классу : сравните развитие России, Англии и Франции в XIV-XV вв.. Что было общего и каковы были особенности в их развитии?
В итоге делаем выводы:
1 Общие черты : развитие хозяйства, усиление экономических связей между областями; рост городов – важной опорой объединение земель.
2. Различие: слабое развитие хозяйства и экономических связей на Руси ; усиление крепостной завизимости; сохранение ига ордынских ханов.
Во Франции усиливаются экономические связи между областями; отменено крепостное право в Англии и Франции; крупные крестьянские восстания в Англии и Франции XIV веке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.