Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Оценка 4.7

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Оценка 4.7
docx
20.01.2020
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Конспект урока по ОРКСЭ.docx

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 

 

Модуль «Основы светской этики»

 

 

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»

 

4 класс

 

 

                                                     Автор: Холодилова С.Б.,

                                                          учитель начальных классов

ГБОУ «СОШ № 47» г. Севастополя

 

 

 

2020

 

 

Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

Аннотация к уроку:

Урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это урок подачи новых знаний.

На уроке используются различные методы: деятельностный метод,  актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в парах, самостоятельная работа.

Цели урока:

-  изучить основные понятия «душа», её образные характеристики и определения. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Пути творения души. Природа как добрая основа жизни. Значимость природы для человека. Сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность».  Определять смысловое значение понятия «справедливость». Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Задачи:

способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Планируемые результаты:

-  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Личностные результаты:

·         формирование чувства гордости за свою Родину

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

·         развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

 умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

·         адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

·         готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·         определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

 знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.

 

Оборудование:

учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, индивидуальные карточки, карточки с пословицами, презентация, картинки, плакат, листочки дуба, эпиграф, знаки  охраны природы.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

1. Упражнение- энергизатор . Цель - поднять  настроение учащихся, настроить их на совместную работу.

- Ребята, поздороваемся с нашими гостями.

- Я прошу тех ребят, кто пришёл в школу с хорошим настроением, пожмите друг другу руки.

- Я прошу тех ребят, кто рад нашим гостям, пожмите друг другу руки.

- Я прошу тех ребят, кто любит природу, пожмите друг другу руки.

2. Ребята, начинаем наш урок. Для того, чтобы он получился удачным, необходимо выполнять следующие правила.

«Правила работы на уроке» (на доске):

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

О чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы определите сами.

3. Руденко Маша приготовила для нас стихотворение.

В природе столько красоты! http://www.zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

В природе столько красоты
 
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь
 
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

1.            Учитель начинает урок с чтения притчи «Незабудка»

 

Притча для детей о милосердии к природе

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

 

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А цветок, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

 

2.     Работа по содержанию текста.

Учитель:

- Ребята, вам понравилась притча? Чем понравилась? Что встревожило?

Ребята, так какие же вопросы мы поставим перед собой? Что мы хотим узнать сегодня на уроке? (Как должен поступать человек, чтобы не навредить природе? Каковы правила поведения человека на природе? Как взаимодействует человек с природой?)

 Иоганн Гете сказал такие слова: «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует».

Как вы считаете, подходят ли эти слова к нашему уроку? Все ли цели мы указали? Есть ли у природы душа?

3.     Так какая же тема нашего урока? Природа - волшебные двери к добру и доверию»)

Сегодня мы постараемся затронуть добрые чувства в душе каждого, научиться искренне, гуманно относиться к природе.

III.             Изучение нового материала.

Ребята, представьте, что мы на красивой поляне расположились у раскидистого дуба, около которого хочется поговорить и подумать. Помните, какие листья у дуба? Они кажутся резными с кружевными краями. И наша мысль, подобно тонкой нити, плетет незаметно свои узоры. И эти узоры мы начнем со сказки о Дубе.

1.               Инсценирование сказки о дубе. (учебник с 52-53)

2.               Работа по тексту.

Ребята, давайте поразмышляем под ветвями дуба. В чем Дуб видел смысл жизни? Почему путнику, остановившемуся отдохнуть в тени Дуба, он казался понимающим собеседником? Ребята, а вы можете чему-то научиться у природы? Какой  вывод мы можем сделать после прочтения сказки?  (Природа учит нас, но и мы учимся у природы).

3.          Физкультминутка « Гостеприимные цветы».

Первый вариант - цветы, второй вариант - разные насекомые. Под музыку цветы и насекомые весело танцуют и кружатся. Неожиданно музыка обрывается, и все дети замирают. Затем учитель даёт группе насекомых команду: «Солнышко село, собирается дождь, ищите себе приют. «Насекомые» подлетают к цветам и берут их за руки (возле каждого цветка должно быть по одному насекомому). Затем каждая пара из цветка и насекомого составляют небольшую сценку-диалог. Цветок  должен сказать насекомому несколько гостеприимных фраз. Например:

- Я укрою тебя от дождя;

-Я накормлю тебя сладким нектаром;

-Я закрою тебя своими лепестками, и дождь тебе будет не страшен.

Насекомое должно поблагодарить цветок за гостеприимство.

4.                 Работа с пословицами (по группам).

Ребята, давайте поработаем в группах: каждая из групп собирает из разрозненных слов пословицу о природе и объясняет ее значение:

Лес – богатство и краса земли.

По лесу надо с умом ходить.

Лес – не школа, а всех учит.

Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.

5. Ребята, закончите предложения:

- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)

6.  Самостоятельная работа.

Выберите и подчеркните  синонимы  к слову «ПРИРОДА»? (Окружающий мир, библиотека, мама,  натура, учебник, естество, душа, пенал).

7.     Проверка самостоятельной работы у доски (убрать лишние слова).

8.     Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» одно прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

П – прекрасная

Р – родная

И – интересная

Р – разнообразная

О – очаровательная

Д – добрая

А – актуальная

9.  Самостоятельная творческая индивидуальная работа.

-  Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.

Синквейн- «пять строк» в переводе с французского.

Это стихотворение без рифмы в 5 строк, написанное по определенным правилам.

Существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.

Предложение.

-  А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения.

ПРИРОДА, НАТУРА, МИР, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ДОРОГАЯ.

Берегите природу!

 IV. Закрепление нового материала.

Учитель

Итак, ребята, подумайте, какой вывод мы можем сделать из нашего урока.

С 54

Вывод: ПРИРОДА – ВОЛШЕБНЫЕ ДВЕРИ К ДОБРУ И ДОВЕРИЮ.

Учитель:

ВЫ ПОНЯЛИ ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО И ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЕЕ ОБИТАТЕЛЯМ, ПОНЯЛИ, КАК ЭТО ВАЖНО ДЛЯ САМИХ ЛЮДЕЙ. Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этики. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о природе.

Ученик:

 

Мы берём от Природы всё: еду, воздух, воду. А отдаём?
Что мы отдаём ей – каждый знает.
А она всё терпит, она ждёт, что люди, её дети, когда-нибудь поймут всего лишь несколько истин.

Если мы не увидим утренний рассвет – мы опоздаем на один день.
Если мы не заметим рождение луны – мы опоздаем на целый месяц.
Если мы не полюбуемся весенними цветами – мы опоздаем на целый год.
А если мы не заметим рождения новой жизни – мы опоздаем на целую жизнь.
Пусть две жизни, что есть на земле, пусть человек и Природа идут рядом.
Это в наших силах!

V. Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежит дубовый листочек. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я забочусь о природе …». Например, я напишу: «Я забочусь о братьях наших меньших» (Ответы детей) (Листочки дети прикрепляют на плакат с изображением дерева).

Подведение итогов урока и рефлексия.

Урок сегодня был удачный,

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке? Не забывайте использовать слова:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Могу похвалить своих одноклассников за…

А себя я похвалю за...

VI. Домашнее задание (по выбору):

- найти красивое стихотворение о природе и выучить его наизусть;

- нарисовать свой любимый уголок природы и рассказать о нем.

 

VII. А сейчас в конце урока я приготовила вам сюрприз (показ видеоролика).

Дети читают экологические стихи.

Берегите землю! http://www.zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)

 

 Давайте вместе Землю украшать http://www.zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif
 

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна
 
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)

 

Ребята, ещё больше интересного о природе вы можете узнать из выставки книг.

 

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020