Разработка урока по литературе на тему "Родина мать. А.В жигулин"

  • docx
  • 03.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ход урока.docx

 

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»

Разработка урока по литературному чтению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка конспекта урока по литературному чтению по теме «Родина мать. Стихи А.В Жигулин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Автор

Обучающийся группы Н – 18

Косачева А.А

 

01.03.2021г

Руководитель

Учитель 4 «в»

Овсянникова Е.В

 

05.01.2021г

 

 

 

2021

Тема урока: «Родина мать. Стихи А.В Жигулин».

Класс: 4 «В».

Цели урока:

·        Образовательная: познакомить учащихся с творчеством поэта, с героями нашего отечества;

·        Развивающая: развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации, воздействующие на чувства обучаемых;

·        Воспитательная: воспитать интерес к предмету.

Формируемые УУД:

К: умение слушать практиканта, рассказывать свои мысли, выходить на диалог со сверстниками и практикантом.

Л: умение понимать особенности поэтических текстов и выражение своих чувств.

Р: умение формулировать учебную задачу урока.

П: умение работать с различными источниками информации.

Оборудование и материалы: компьютер, колонки, проектор, учебник, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА.

1.     Организационный момент.

 (слайд 1)

- Здравствуйте, меня зовут Александра Андреевна и сегодня я проведу урок литературного чтения. Перед тем, как мы начнем урок, хочу предложить вам интересную игру «Правило трех хлопков». Как только я вы услышите первый хлопок, то должны сесть красиво, второй - перестать разговаривать и внимательно меня слушать, на третьем хлопке я должна увидеть, что вы готовы заниматься дальше.

- Для того, чтобы вы смогли догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке, предлагаю послушать отрывок из песни. (Включается отрывок из песни «Журавли»)

- Кому – то раньше доводилось услышать эту песню целиком? Если да, то где?

- Про что эта песня на ваш взгляд? (Кто согласен, сделайте домик над головой).

- Какие чувства остались у вас после прослушивания отрывка?

2.     Сообщение темы урока.

 (слайд 2)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (…А если точнее, то о Родине матери и об одном очень интересном стихотворении).

- Для этого откройте учебник на странице 138. Кто догадался о каком авторе мы будем сегодня говорить? (Анатолий Владимирович Жигулин)

- Доводилось ли вам читать его произведения ранее? Какие?

 

 

 

 

3.     Биография автора.

 (Слайд 3)

- Сейчас я познакомлю вас с биографией автора, слушайте внимательно.

- 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: «Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба… Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне». Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина. В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

- Что вы запомнили об авторе?

 

4.     Работа со стихотворением.

- На слайде четыре слова и четыре определения, необходимо их соотнести.

 (Слайд 4)

- Кто хочет первый? Второй? Третий? Четвертый? (Кто считает так же, то хлопните).

- Ребята, запомните значения этих слов, оно вам пригодится при чтении стихотворения.

- Сейчас, я прочитаю вам стихотворении, а вы подумайте, о чем оно, как можно его озаглавить и какое настроение оно у вас вызвало.

Чтение стихотворения практикантом.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Как можно его озаглавить?

- Какое чувство при чтении возникло: радость, грусть, сожаление, восторг?

- На странице 138, посмотрите какие слова вам еще не знакомы.

- О чем рассказывается в стихотворении?

5.     Физкультминутка

 

- Глазки зажмурьте и веки сомкните, 

5 секунд так посидите.

Хлопаем ресницами, бабочка взлетает

Нам так весной ее не хватает.

Встанем, руки к верху, потянулись к потолку.

Опустились, посмотрели вправо, влево.

 И за парту снова сели.

Держим голову мы прямо,

а глазками посмотрим в потолок, 

Затем, найдем глазами вместе пол, 

У нас отлично получается,

Но жаль, что зарядка наша кончается.

 

6.     Продолжение работы со стихотворением.

 (Слайд 5)

- Сейчас, прочитайте стихотворение самостоятельно 2 раза.

- Кто хочет прочитать первый абзац у стихотворения? Второй? Третий?

- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)

 - Как вы об этом догадались? 

- Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом) 

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно). 

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой) 

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- О каком дыме идёт речь? (о тумане) 

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная) 

- Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше).

7.     Разбор картинок в учебнике.

- Давайте посмотрим на картинки учебника на странице 136 – 136.

- Что изображено?

- Доводилось ли вам видеть что-то из этого в живую?

8.     Кутузов Михаил Илларионович

- Кто – то знает, кто такой Кутузов? (полководец)

- Сейчас мы познакомимся с Кутузовым М.И., но не просто прочитаем биографию, а я расскажу вам интересные факты:

·        Владел шестью языками: русский язык, французский, английский, немецкий, шведский и турецкий языки;

·        Первый боевой опыт Кутузов получил в Польше, где командовал прообразом нынешнего спецназа — небольшими мобильными отрядами, успешно бившими мятежников;

·        Одно из главных своих поражений Кутузов потерпел во время войны с Наполеоном в 1805 году.

·        Кутузов сочетался браком с Екатериной Бибиковой. В семье родилось шестеро детей – мальчик, умерший во младенчестве, и пять девочек.

- Может кто – то еще что – то знает про него? (Выслушиваются ответы детей).

- Каких русских полководцев вы еще знаете? (Александр Суворов, Князь Пожарский, Дмитрий Донской и т.д)

9.     Итог урока. Рефлексия

- На этом мы с вами заканчиваем урок литературы. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что не понравилось? О чем мы вообще говорили?

- У каждого на парте лежат карточки с гусеницами, раскрасьте ее в зеленый цвет если вам понравился урок, все получилось и было интересно. Раскрасьте ее в красный цвет, если было скучно, ничего не получалось и было не интересно.