|
Министерство образования и науки Пермского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» |
|
Разработка урока по литературному чтению |
Методическая разработка конспекта урока по литературному чтению по теме «Родина мать. Стихи А.В Жигулин»
|
|
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
Автор |
Обучающийся группы Н – 18 |
Косачева А.А |
|
01.03.2021г |
Руководитель |
Учитель 4 «в» |
Овсянникова Е.В |
|
05.01.2021г |
2021
Тема урока: «Родина мать. Стихи А.В Жигулин».
Класс: 4 «В».
Цели урока:
· Образовательная: познакомить учащихся с творчеством поэта, с героями нашего отечества;
· Развивающая: развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации, воздействующие на чувства обучаемых;
· Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
Формируемые УУД:
К: умение слушать практиканта, рассказывать свои мысли, выходить на диалог со сверстниками и практикантом.
Л: умение понимать особенности поэтических текстов и выражение своих чувств.
Р: умение формулировать учебную задачу урока.
П: умение работать с различными источниками информации.
Оборудование и материалы: компьютер, колонки, проектор, учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
(слайд 1)
- Здравствуйте, меня зовут Александра Андреевна и сегодня я проведу урок литературного чтения. Перед тем, как мы начнем урок, хочу предложить вам интересную игру «Правило трех хлопков». Как только я вы услышите первый хлопок, то должны сесть красиво, второй - перестать разговаривать и внимательно меня слушать, на третьем хлопке я должна увидеть, что вы готовы заниматься дальше.
- Для того, чтобы вы смогли догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке, предлагаю послушать отрывок из песни. (Включается отрывок из песни «Журавли»)
- Кому – то раньше доводилось услышать эту песню целиком? Если да, то где?
- Про что эта песня на ваш взгляд? (Кто согласен, сделайте домик над головой).
- Какие чувства остались у вас после прослушивания отрывка?
2. Сообщение темы урока.
(слайд 2)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (…А если точнее, то о Родине матери и об одном очень интересном стихотворении).
- Для этого откройте учебник на странице 138. Кто догадался о каком авторе мы будем сегодня говорить? (Анатолий Владимирович Жигулин)
- Доводилось ли вам читать его произведения ранее? Какие?
3. Биография автора.
(Слайд 3)
- Сейчас я познакомлю вас с биографией автора, слушайте внимательно.
- 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: «Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба… Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне». Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина. В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.
- Что вы запомнили об авторе?
4. Работа со стихотворением.
- На слайде четыре слова и четыре определения, необходимо их соотнести.
(Слайд 4)
- Кто хочет первый? Второй? Третий? Четвертый? (Кто считает так же, то хлопните).
- Ребята, запомните значения этих слов, оно вам пригодится при чтении стихотворения.
- Сейчас, я прочитаю вам стихотворении, а вы подумайте, о чем оно, как можно его озаглавить и какое настроение оно у вас вызвало.
Чтение стихотворения практикантом.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Как можно его озаглавить?
- Какое чувство при чтении возникло: радость, грусть, сожаление, восторг?
- На странице 138, посмотрите какие слова вам еще не знакомы.
- О чем рассказывается в стихотворении?
5. Физкультминутка
- Глазки зажмурьте и веки сомкните,
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает
Нам так весной ее не хватает.
Встанем, руки к верху, потянулись к потолку.
Опустились, посмотрели вправо, влево.
И за парту снова сели.
Держим голову мы прямо,
а глазками посмотрим в потолок,
Затем, найдем глазами вместе пол,
У нас отлично получается,
Но жаль, что зарядка наша кончается.
6. Продолжение работы со стихотворением.
(Слайд 5)
- Сейчас, прочитайте стихотворение самостоятельно 2 раза.
- Кто хочет прочитать первый абзац у стихотворения? Второй? Третий?
- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше).
7. Разбор картинок в учебнике.
- Давайте посмотрим на картинки учебника на странице 136 – 136.
- Что изображено?
- Доводилось ли вам видеть что-то из этого в живую?
8. Кутузов Михаил Илларионович
- Кто – то знает, кто такой Кутузов? (полководец)
- Сейчас мы познакомимся с Кутузовым М.И., но не просто прочитаем биографию, а я расскажу вам интересные факты:
· Владел шестью языками: русский язык, французский, английский, немецкий, шведский и турецкий языки;
· Первый боевой опыт Кутузов получил в Польше, где командовал прообразом нынешнего спецназа — небольшими мобильными отрядами, успешно бившими мятежников;
· Одно из главных своих поражений Кутузов потерпел во время войны с Наполеоном в 1805 году.
· Кутузов сочетался браком с Екатериной Бибиковой. В семье родилось шестеро детей – мальчик, умерший во младенчестве, и пять девочек.
- Может кто – то еще что – то знает про него? (Выслушиваются ответы детей).
- Каких русских полководцев вы еще знаете? (Александр Суворов, Князь Пожарский, Дмитрий Донской и т.д)
9. Итог урока. Рефлексия
- На этом мы с вами заканчиваем урок литературы. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что не понравилось? О чем мы вообще говорили?
- У каждого на парте лежат карточки с гусеницами, раскрасьте ее в зеленый цвет если вам понравился урок, все получилось и было интересно. Раскрасьте ее в красный цвет, если было скучно, ничего не получалось и было не интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.