3 класс МОБУ СОШ №2 с.Буздяк
Учитель Асфандиярова С.А.
Тема: Мамин-Сибиряк Д.Н. «Алёнушкины сказки».
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; начать знакомить учащихся с произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Ворона
- Кра! -
Кричит ворона. —
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался Утром рано!
Грош украл он Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую Коробку!
-Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь Без обмана:
У тебя ведь Нет кармана!
— Как! -
Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.
—Что ж вы раньше. Не сказали?
Кар-р-р-раул!
Кар-р-ман
Укр-р-али!
В. Орлов
Грош — старинная медная монета достоинством 2 копейки. Позднее — полкопейки. «Гроша ломаного не стоит» — ничего не стоит, никуда не годится.
— Какие части этого стихотворения вы, подражая вороне, будете читать громко, да еще при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.
(Выразительное чтение учащимися.)
III. Введение в тему
1. Беседа
— В каких произведениях мы встречались с вороной? (Мы читали про нее рассказы, басни, стихи.)
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название. {Раздел называется «Литературные сказки».)
— Что значит «литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)
2. Беседа о сказках
— На какие две группы разделены сказки? (Народные и литературные, или авторские.)
— Как их различить? (Примерный ответ. Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 179. Что вам представляется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
— Вы узнали название раздела учебника, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
— Чему мы научимся?
— Прочитайте в учебнике на с. 179, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
— Проверим, как вы запомнили. С чем мы познакомимся? (Со сказками, которые специально для детей написали В. Гаршин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.)
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
(Дети дают ответы согласно тексту на с. 179 учебника.)
— Прочитайте беседу профессора Самоварова с детьми на с. 180. Составьте вопросы по тексту, задайте их одноклассникам.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Ребята, а как по-вашему, что такое сказка? (Ответы детей.)
— Рассмотрите иллюстрации на с. 181. К каким они сказкам?
— Приведите примеры сказок: о животных, бытовых, волшебных.
— Какие признаки сказки вы знаете?
— Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете. (Ответы детей.)
– Мы сегодня говорим о сказках. Любая сказка имеет свою последовательность.
-Может, кто – то помнит, из каких частей состоит сказка?
- Хочу вам напомнить, из каких частей состоит сказка.
- Итак, с чего начинается любая сказка. (слайд)
- Говорят: «Это присказка не сказка, сказка будет впереди»
- Что такое присказка?
- Для чего она нужна? (она нужна, чтобы заинтересовать читателя, настроить на нужный лад)
-Определите, к какой части сказки относится то, что я вам прочитаю:
1. В некотором царстве, в некотором государстве (присказка)
2. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец (концовка)
3. Жили – были старик со старухой (присказка)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя Д. Н. Мамина – Сибиряка.
- Давайте хором прочитаем, как его зовут.
- Может, вы уже читали книги этого писателя, слышали о нем? (слайд)
- Дмитрий Наркисович написал много книг для взрослых, но среди его книг, есть и книги для детей (слайд)
-А так же он писал сказки. Я хочу рассказать вам историю возникновения одной книги. (слайд)
- Дмитрий Наркисович один растил и воспитывал дочь. Аленушка часто болела. Пока она была маленькой, он часами сидел у ее кроватки и рассказывал ей сказки, сначала те, что знал, потом начал придумывать свои сказки. Аленушка просила рассказать еще и еще. Дмитрий Наркисович записал их в одну книгу, которую назвал… (Аленушкины сказки)
- Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. В них рассказываются необычайные истории, которые происходят с животными.
- Сегодня мы с вами познакомимся с присказкой Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.
- Сядьте удобно, посмотрите на экран и послушайте. (слушают)
- Понравилась ли вам присказка? Захотелось ли вам послушать дальше? - В том и состоит цель присказки, чтобы заинтересовать слушателя, чтобы ему захотелось узнать продолжение.
- Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, поэтому у Аленушки появился сибирский кот Васька.
– Ребята, скажите, как надо читать присказку? (Спокойно, не торопясь. Мы ведь Аленушку укладываем спать, значит читать надо негромким голосом)
- Я предлагаю вам прочитать присказку вполголоса и подготовиться к выразительному чтению (читают) - Прочитали.
- Поднимите руку, кому встретились непонятные слова.
- Тогда сейчас я слушаю вас. Представьте, что вы - старший брат или сестра Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. Читать будем абзацами. (читают) - Молодцы! Скажите, какими словами начинается и заканчивается присказка? Почему? (Чаще всего сказки рассказывают на ночь) - Какие слова подчеркивают любовь, нежное отношение автора к дочери?
- Ребята, обратите еще раз внимание на название книги ( Аленушкины сказки. Присказка)
- В чем особенность присказки писателя?
(Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам.
- Какие герои сказок в ней собираются? (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)
- Правильно, в сказках Мамина – Сибиряка происходят удивительные истории с животными и все они собираются в этой присказке.
ИТОГ Наш урок подходит к концу. Подведем итог. (слайд)
«Недаром дети любят сказку –
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.»
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание.Найти и почитать «Аленушкины сказки» Д.Н.Мамина Сибиряка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.