КСП по теме: «Не ищи лета зимой. Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Раздел: Время |
Школа: КГУ «Школа-лицей №4 акимата города Рудного»
|
|||
Дата: Тема урока: Всему своё время. Самуил Маршак «Двенадцать месяцев» |
Учитель: Купцова Татьяна Геннадьевна
|
|||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
3.2.5.1. Определять приёмы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая своё мнение словами и выражениями из текста. 3.2.4.1 Понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни
3.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров: письмо герою сказки, рассказа. |
|||
Цели урока |
– научиться оценивать поступки героя, приводя примеры из текста; .- находить в изучаемом текте признаки сказки; - написать письмо от имени одного из героев сказки |
|||
Критерии оценивания |
- описывают основные черты характера героя, его внешние признаки; - находят в тексте описание персонажа; - правильно определяют позицию и отношение автора к своему герою; - могут высказать собственное мнение о поведении и характере героев; - записывают творческую работу, сочинённую от имени героя; - определяют жанровые особенности сказки, аргументируют свой ответ примерами из текста. |
|||
Языковые цели |
- Предметная лексика и терминология: развязка, кульминация, эпилог, жанровые особенности - Полезные слова и сочетания для диалога и записи: - Что победило в сказке: добро или зло? - Какие качества помогли падчерице стать счастливой? |
|||
Формирование ценностей |
- Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: общество всеобщего труда, непрерывное обучение в течение всей жизни. |
|||
Межпредметные связи |
Математика, естествознание, познание мира. |
|||
Предыдущие знания
|
Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО: - умеют отвечать на открытые вопросы по содержанию; - могут сопровождать свою речь иллюстрациями; - определяют тему или основную мысль текста; читают осознанно, «про себя» фрагмент текста или предложение. |
|||
Ход урока |
||||
Запланированные периоды урока |
Деятельность учащихся на уроке |
Ресурсы |
||
Постановка учебной задачи.
|
Психологический настрой. Я приглашаю вас, ребята в зимний лес, Где много всяких сказочных чудес, Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге. Где в ледяном дворце живёт сама Красавица волшебница – Зима
«Пословицы» Работа в парах. - Перед вами пословицы, вам нужно вставить пропущенные слова. (Январь) году начало, зиме середина. (Февраль) силён метелью, а (март) капелью. (Апрель) с водою, а (май) с травою. (Июнь) с косой по лугам прошел, а (июль) с серпом по хлебам побежал. Что в (августе) соберешь, с тем и зиму проведешь. (Сентябрь) пахнет яблоком, (октябрь) – капустой. (Ноябрь) ворота зимы. (Декабрь) год кончает, зиму начинает.
Взаимопроверка. - Какие слова вставили? (Ответы учащихся.) - Какое отношение они имеют к нашему уроку? (Это герои сказки «Двенадцать месяцев». Мы начали с ней знакомство на прошлых уроках.)
Постановка цели урока. - Какая же работа нас сегодня ожидает на уроке? - Продолжим….. - Будем …. - Узнаем….. - Сравним…. (- Продолжим знакомство со сказкой. - Будем отвечать на вопросы. Будем читать по ролям. - Узнаем чему учит сказка. - Сравним характер и поступки девочек. )
Работа над жанровыми особенностями сказки. - Почему своё произведение Самуил Маршак назвал сказкой? - Какие сказочные превращения здесь присутствуют? - Что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено? - Чего на самом деле никогда не может быть? - Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим? Словарная работа Работа в группах «Проба пера» Исследуйте слова и выражения на с.38 Сравнения олицетворения фразеологизмы эпитеты (на слайде) «видимо-невидимо» «не чуя под собой ног» «выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листочки» «сверкнул огонек-будто звезда среди ветвей запуталась» «будто это не люди разговаривают, а деревья шумят» «небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит» «ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт» «зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер»
- Назовите положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. |
Слайд 1-2
Слайд 3
Слайд 4-5 |
||
Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение знаний
|
Коллективная работа Характеристика героинь Падчерица сестра трудолюбивая добрая терпеливая приветливая честная спокойная послушная готова простить жадная безжалостная злая равнодушная корыстная ленивая непослушная завистливая Вывод: Какому герою сказки вы больше всего сопереживаете? Опишите, какие чувства ты испытывал вместе с героем. Кого из героинь вы взяли бы себе в друзья? Чтение по ролям отрывка из учебника и доп.материал. Вы должны показать характер героинь в своем чтении Учебник с.34-35
|
Дидактические материалы, методическое руководство. Слайд 6-7 |
||
Физминутка |
А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко. |
|
||
Применение приобретенных знаний и развитие навыков
|
- Как встретили дочку мачехи месяцы? Почему? Приведите слова из текста. (Месяцы были не рады девочке, потому что она «не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться» - Как вела себя девочка при встрече? (Она была груба, не сказала ни одного вежливого слова и сразу стала предъявлять свои требования.) – Почему братья–месяцы пришли на помощь падчерице и не помогли мачехиной дочке? (Потому что падчерица была добра и вежлива. Из её рассказа месяцы поняли, что девочке живётся очень плохо в доме мачехи, и решили ей помочь. Мачехина дочь была очень груба, сразу показала свой неприятный характер. Месяцы поняли, что ей нужны подарки не для благого дела.) - Какими показаны братья месяцы в произведении? Опишите их. Кто из братьев понравился больше? Найдите строки, которые подтверждают ответ. -Как раскрываются образы месяцев? (Через диалоги) -Какой приём в литературе использует автор при создании этих героев сказки? (Олицетворение - наделение героев такими качествами характера людей как человечность, способность понимать, трудолюбие, ответственность за свои слова.) |
|
||
Итог урока |
– Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? (Живи добрее - будешь всем милее. Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.) - Какую именно мудрость вы после урока принесете домой? (Не просить лишнего у того, кто тебе помогает, довольствуйся тем, что дают, будь кротким и справедливым и точно также будут поступать с тобой.) -Чему же учит эта мудрая сказка? (Человек добрый, имеет любящее сердце, не ищет выгоды для себя, то для него возможны разные чудеса.) - Какие качества характера из этих вы хотели бы воспитать в себе? (Ответы учащихся)
|
|
||
Рефлексия |
« Пламя» - Обратите внимание на доску, что вы видите? (костер, падчерицу) - Предлагаю вам, чтобы наша девочка не замёрзла и согрелась, написать на огоньках свои добрые пожелания, написать каким должен быть человек (добрый, честный, добродушный, бескорыстный, искренний и т.д.)
- Какое настроение у вас в конце урока?
|
Слайд 9 |
||
Домашнее задание. |
Напишите свою концовку сказки. Сделайте к ней иллюстрацию. |
|
||
Живи добрее - будешь всем милее.
Любовь к труду - у людей на виду.
Маленькое дело лучше большого безделья.
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Терпенье и труд всё перетрут.
Доброе дело без награды не остаётся.
Откладывай безделье, не откладывай дела.
Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
Пословицы (работа в паре)
• (……) году начало, зиме середина.
• (…….) силён метелью, а (………) капелью.
• (………) с водою, а (……..) с травою.
• (…….) с косой по лугам прошел, а (……) с серпом по хлебам побежал.
• Что в (…..) соберешь, с тем и зиму проведешь.
• (……..) пахнет яблоком, (……….) – капустой.
• (………) - ворота зимы.
• (……..) год кончает, зиму начинает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.