Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
села Грушевского,
Александровского района, Ставропольского края
Разработка урока математики
в 4 а классе по теме:
«Письменное умножение на двузначное число»
Закрепление.
Учитель начальных классов Ветрова С.И.
март 2024год
Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.
Тема урока: «Письменное умножение на двузначное число» Закрепление.
Тип урока: закрепление знаний.
Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Задачи урока для учителя:
1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи урока для учащихся:
1. Закрепить знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Отрабатывать приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении задач.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами).
Основные понятия и термины: Письменное умножение на двузначное число.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключенья!
- Как вы думаете, какая цель занятий математикой?
Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром ее называют гимнастикой ума.
-Вот и начнем наш урок с тренировки ума.
Устный счет
1. Работа над задачами.
- Юрий Гагарин облетел земной шар за 108 мин. Вырази это время в часах и минутах. (1 ч 48 мин)
-Для детского сада купили 15 кукол, по 40 рублей каждая. Сколько стоят все куклы?(600 руб.)
-90 кроликов рассадили в 6 клеток поровну. Сколько кроликов посадили в каждую клетку?(15 кроликов)
-Пароход двигается со скоростью 50км/ч. За какое время он проплывет 300 км? (6ч)
-Из 84 м ткани сшили 28 одинаковых платьев. Сколько метров ткани пошло на одно платье? (3м)
2. Арифметический диктант. ( Ответы записывают на доске в таблицу)
1. 450 уменьшить в 5 раз. ( 90) У
2. Найдите произведение чисел 146 и 0. (0) М
3. Произведение чисел 30 и 9? (270) Н
4. Первый множитель 600, второй множитель 4. Найдите произведение. (2400) О
5. Найдите частное чисел 640 и 8 (80) Ж
6. Делимое 560, делитель 8. Найдите частное. (70) Е
7. Найдите разность чисел 800 и 54. (746) Н
8. Уменьшаемое 1000, вычитаемое 225. Чему равна разность? ( 775) И
9. 50 увеличить в 6 раз. (300) Е
А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на экране, назовите тему урока.
На доске: 90-У, 0-М, 270-Н, 2400-О, 80-Ж, 70-Е, 746-Н, 775-И,
300-Е (УМНОЖЕНИЕ).
3.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня мы продолжаем работать по теме «Умножение».
- С какими приёмами умножения вы уже знакомы.
(Приём умножения многозначного числа на однозначное число.
Приём умножения многозначного числа на однозначное число в столбик.
Приём умножения многозначного числа, запись которого оканчивается нулями на однозначное число в столбик.)
- С каким приёмом умножения мы познакомились на прошлом уроке?
- Правильно, (Письменное умножение на двузначное число )
-Сформулируйте цель нашего урока, какие задачи поставим. (Повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число, поупражняться в вычислениях с использованием этого алгоритма)
4. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите внимательно на доску.
Что не так?
-Найди ошибки в решении примеров в столбик.
-Какие ошибки вы нашли?
(В 1 примере второе неполное произведение, нужно начинать писать под десятками. Во втором примере, не нашли второе неполное произведение).
-Как избежать подобных ошибок в вычислениях? ( Работать по алгоритму).
-Давайте вспомним алгоритм умножения на двузначное число.
Алгоритм умножения на двузначное число
При умножении в столбик на двузначное число нужно:
1.записать двузначное число под соответствующими разрядами первого множителя;
2. умножить первый множитель на разрядные единицы двузначного числа и записать первое неполное произведение;
3.умножить первый множитель на число десятков второго множителя и записать второе неполное произведение под разрядами первого неполного произведения;
4. сложить числа, полученные в первом и во втором неполного произведениях
-Решите примеры правильно, согласно данному алгоритму.
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Откройте учебники на странице 45
а) Объяснение, как выполнено умножение
б) №161 (верхняя строка)
-Решают у доски ученики с комментированием. Взаимопроверка.
6. Физкультминутка.
Физкультминутка.
1 3 4
2 4
1
1 4 3 1
- Сосчитайте, сколько единиц вы здесь видите, столько раз присядьте.
- Умножьте количество двоек на три и столько раз подпрыгните.
- Сосчитайте количество троек, умножьте получившейся результат на 3 и столько раз наклонитесь.
- Сосчитайте количество четверок, умножьте на нуль и столько раз покружитесь. Почему же вы остались стоять на месте? (При умножении на нуль, получается нуль).
- Арифметическое действие умножение бывает только в примерах? А что ещё решить этим действием?
7. -Переходим к решению задачи: №162
-Прочитайте. О чем задача? (об экономии и бережливости)
-А кто знает, что такое экономия?
( По Ожегову экономия-это выгода, получающаяся при бережном расходовании чего-нибудь)
-Посмотрите на схему данной задачи? ( )
-Какие изделия сшили из ткани? (Пальто для взрослых ,костюмы, детские пальто)
-Сколько ткани сэкономили при раскрое 1 пальто? 1 костюма?(12 см, 13 см)
-Сколько раскроили пальто? Костюмов?(96 шт, 96шт.)
-Что можно узнать, имея эти данные? (Сколько ткани сэкономили на пальто и костюмах)
-Как узнать, сколько ткани пошло на детские пальто? ( Эта вся сэкономленная ткань)
-Сколько ткани пошло на одно пальто?
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
Решение.
1)12х96=1152(см)-сэкономили на раскрое пальто
2)13х96=1248(см)-сэкономили при раскрое костюмов
3)1152+1248= 2400(см) общая экономия
4)24:2=12(п.)
Ответ: можно сшить 12 детских пальто.
8. ВПР Работа по карточкам
- Одним из видов работ на Всероссийской проверочной работе будет задание, в котором необходимо найти значение выражения, используя приём умножения на однозначное число, записывая столбиком: 32 x 4, 106 x 5, 123 x 7.
(Обменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу)
Ответы: 128, 530,861.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какой способ умножения закрепили на уроке? (Письменное умножение на двузначное число).
– Какие же цели вы сегодня ставили?
- Достигли ли мы этих целей?
-Какие ошибки можно сделать при записи умножения столбиком?
На карточках записан алгоритм умножения на двузначное число. Порядок алгоритма записан неверно. Прочитайте и восстановите последовательность в алгоритме, расставляя правильно цифры
Алгоритм умножения на двузначное число
3. записать двузначное число под соответствующими разрядами первого множителя;
4. умножить первый множитель на разрядные единицы двузначного числа и записать первое неполное произведение;
1. умножить первый множитель на число десятков второго множителя и записать второе неполное произведение под разрядами первого неполного произведения;
2. сложить числа, полученные в первом и во втором неполного произведениях
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!
Домашнее задание. №161 (нижняя строка), №163.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.