«Мы сами обретаем вечность, пред этой дивной красотой…»: методическая Разработка урока по мировой художественной культуре в 10 классе по теме «Архитектура Древней Руси»
Цель: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию, осмыслению и равнению широкого круга памятников культовой архитектуры Древней Руси.
Художественно-педагогическая идея урока: через знакомство с широким кругом памятников культовой архитектуры Древней Руси проследить её эволюцию и убедиться в том, что со временем византийские традиции были утеряны в древнерусской архитектуре.
Задачи урока:
Познавательныеу УУД:
– формирование представления о стилистическом многообразии крестово-купольных храмов Древней Руси;
– запоминание основной терминологии символики храма;
– развитие у учащихся умения сравнивать, анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал (на основе подготовки и представления презентаций);
– постижение стилистического многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси.
Личностные УУД:
– расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство с широким кругом памятников культовой архитектуры Древней Руси и образной системой древнерусской архитектуры;
– расширение представлений о древнерусских храмах;
– развитие потребности в созидательной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности на уроке;
– развитие речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков);
– овладение основными способами мыслительной деятельности: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать;
– развитие всех видов памяти обучающихся при изложении и закреплении нового материала, слухового и зрительного восприятия.
Регулятивные УУД:
– формирование мотивации к предмету МХК;
– формирование бережливого отношения к материальным и духовным памятникам старины.
Форма урока: урок-созерцание.
Методы обучения:
– образно-эмоциональное погружение;
– комплексное воздействие искусств;
– активизация восприятия, воображения и творческого представления;
– создание ситуации творческого поиска.
Приемы педагогической техники: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, практическая работа, видеометод, метод коллективного взаимодействия, 3-уровневое домашнее задание.
Словарная работа: притвор или нартекс, амвон, престол, придел, иконостас, купол, столбы, алтарь, хоры, гульбище, паперть, апсиды, закомары, клирос, неф, базилика, подклет, аскетизм, Богоматерь Оранта, смальта, византийский архитектурный стиль, владимировское зодчество, новгородское зодчество и московская архитектурная школа.
Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.
Зрительный ряд: фотографии Собора Св. Софии в Константинополе, Собора Св. Софии в Киеве, Собора Св. Софии в Новгороде, Церкви Покрова на Нерли, Успенского Собора Московского Кремля, Церкви Вознесения в Коломенском.
Музыкальный ряд: хоровой концерт Д. Бортнянского «Слава во вышних Богу», М.К. Березовского «Не отвержи мене во время старости», П. И. Чайковский «Ангел вопияше благодатней», византийские церковные песнопения, знаменные распев, византийское церковное пение (по выбору учителя).
Литературный ряд: О.Э. Мандельштам «Айя-София», В.А. Рождественский «Зодчество», «Новгородская София», Н. Коржавин «Храм Покрова на Нерли», Д.Б. Кедрин «Зодчие», В.С. Шефнер «Церковь Вознесения в Коломенском», И.И. Кобзев «Храм Покрова на Нерли», Иеромонах Роман «Белые церкви».
Искусствоведческий материал: И.Э. Грабарь «История русского искусства», впечатления Г. Берлиоза о Церкви Вознесения в Коломенском, отрывок из книги А.В. Ополовникова и Г.С. Островского «Русь деревянная», Л. Любимов «Искусство Древней Руси».
Оборудование: м/м проектор, затемнение, экран, магниты, музыкальный центр, чистые листы бумаги, канцелярские принадлежности.
Ход урока
1. Храм Софии в Константинополе «Софии Храм передо мной блистал, чаруя всей громадой драгоценной». Джордж Гордон Байрон. Проблемный вопрос «В чём особенность византийской архитектуры?» Выступление учащихся с презентацией «Храм Софии и в Константинополе». В ходе представления презентации ребята самостоятельно выкладывают карточки с встречающимися в тексте специальными терминами и вспоминают, что они обозначают. (Также ученики могут самостоятельно изучить материал учебника (Л.Г. Емохонова «МХК» 10 класс базовый уровень стр.114-118).
Ученик 1: В 532 году римский император Юстиниан отдал приказ о строительстве Собора Св. Софии. Работы велись под руководством Анфимия из Трал и Исидора из Милета, которые снискали себе славу, как великолепные математики и смелые архитекторы. Храм Св. Софии – это трёхнефная базилика прямоугольной формы. Этот тип храма сложился в Римской империи, со временем базилика стала одним из основных типов христианских храмов.
Ученик 2: Собор Св. Софии находится на самом высоком месте, поэтому его прекрасно видно из разных уголков города. Когда проходишь через площадь перед собором, испытываешь некоторое разочарование. Простые, ничем не украшенные фасады, нагромождения куполов, пристроек – всё это не представляется чем-то необыкновенным. Экстерьер поражает своим аскетизмом.
Ученик 3: Но как только мы попадаем внутрь собора, пред нами открывается интерьер сказочной красоты. Уже нартекс встречает входящих мраморной облицовкой стен и золотой мозаикой сводов. Внутри храма, кажется, что его размеры увеличились в два раза по сравнению с внешними размерами. Всё центральное помещение храма было залито солнечным светом – он свободно проникает через окна и отражается в изумрудных мозаиках, которыми украшены стены.
Ученик 1: Собор венчает огромный купол диаметром 31,5 м. Внутри он облицован голубой мозаикой с золотым крестом в центре. В его нижней части, близко друг к другу расположены 40 окон. В яркий солнечный день, проникающий через них свет, создаёт иллюзию солнечного кольца. Историк, Прокопий Кессарийский (VI в.), сравнивал купол с золотым полушарием, спущенным с небес. Купол опирается на четыре мощных пилона, которые соединяются между собой выгнутыми треугольными арками – это так называемые паруса. Это характерные черты византийской архитектуры.
Ученик 2: Лёгкость интерьеру придавали изящные аркады из мраморных колонн. Нижние ярусы стен были облицованы разными сортами мрамора. Роскошный, праздничный интерьер резко контрастировал с внешним обликом собора. И такой контраст был очень характерен для византийской архитектуры – интерьеру всегда здесь придавали гораздо большее значение, что является особенностью духовной культуры Византии (по окончании презентации учащиеся самостоятельно заполняют соответствующую графу в таблице «Особенности многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси»).
2. Собор Св. Софии в Киеве «…Белые церкви, святые кресты». Проблемный вопрос «В чём особенность киевской архитектурной школы?» Выступление учащихся с презентацией «Храм Святой Софии в Киеве». В ходе представления презентации ребята самостоятельно выкладывают карточки с встречающимися в тексте специальными терминами и вспоминают, что они обозначают. Также ученики могут самостоятельно изучить материал учебника (Л.Г. Емохонова «МХК» 10 класс базовый уровень стр.120-121). После презентации учащимся даётся несколько минут для заполнение таблицы.
Ученик 4: Киевская София была заложена в 1037 г. на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Собору было отведено самое высокое место города. И хотя сам он был не так уж высок, казалось, что его стены устремляются прямо в небеса. Многокупольный софийский собор открывался каждому путнику, через какие бы ворота он ни вошёл в Киев. Он не был побелён, как ныне, а кирпич, из которого он был выложен, чередовался с розовой цемянкой. Это придавало его стенам радующую глаз нарядность и создавало чувство праздника.
Ученик 5: С момента строительства константинопольской Софии прошло несколько столетий, поэтому её киевская наследница принадлежит уже к совершенно другому архитектурному типу, также созданному в Византии. Основу Киевской Софии составляет крестово-купольный храм. Центром подобного храма является подкупольный квадрат. Четыре опоры (столба), перекрытые арками, поддерживают барабан купола. Паруса соединяют арки и барабан. К четырём сторонам подкупольного квадрата примыкают прямоугольные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами.
Ученик 6: Эти ячейки образуют рукава креста – отсюда идёт название этой архитектурной системы. С западной стороны к подкупольному квадрату примыкает специальное пространство – нартекс. Нартекс был предназначен для людей, которым по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма. С восточной стороны расположены три полукруглых выступа, перекрытых сомкнутым полусводом, – апсиды. Центральная апсида, большая по размеру, – это алтарь, по сторонам от алтаря расположены апсиды меньших размеров. Они служат для хранения литургической утвари и облачения священников.
Ученик 4: Сооружение Софийского собора в Киеве было невиданным по масштабам строительством, которое осуществлялось в несколько этапов. Сначала было отстроено основное ядро собора; с трёх сторон его окружала галерея. Затем у западного фасада возникли две башни для входа на хоры. И, наконец, построили аркбутаны и внешние открытые галереи, а над внутренними галереями был настроен второй этаж. Венчался собор тринадцатью разновеликими куполами, символизирующими Иисуса Христа и двенадцать его учеников.
Ученик 5: Для строительства такого грандиозного сооружения (его ширина – 55 м, а длина – 37 м.) князь Ярослав пригласил мастеров из Византии, которым помогали киевские зодчие. В архитектуре киевского Софийского собора ощущается некоторая зависимость от византийских храмов, но он отличается от них открытыми галереями и многокупольным завершением. Позднейшие постройки и надстройки сильно изменили собор. В 17в. были возведены ещё 6 новых куполов, а древним придали грушевидную форму; окна были украшены наличниками.
Ученик 6: Роскошным было и внутреннее убранство собора. Софийская мозаика является подлинным шедевром древнерусского искусства. В её палитре около 130 оттенков. Самая знаменитая мозаика киевской Софии – это Богоматерь Оранта (Молящаяся), изображённая в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды. Огромная фигура (её высота 4,5 м.) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящён храм. А с другой стороны, - представляет собой Богоматерь Заступницу, наиважнейший образ русского православия. Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создаёт эффект парения фигуры в воздухе. Это производит грандиозное впечатление и в нынешние времена, и можно представить, каким необыкновенным воздействием обладало это изображение в 11 веке.
Ученик 4: Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Но наиболее интересны фрески на стенах верхних галерей. Верхние галереи предназначались для князя, поэтому здесь мы видим изображения членов княжеской семьи. По южной стене изображались дочери князя Ярослава Мудрого, на северной – его сыновья. На западной был представлен сам князь с княгиней, но эта фреска не дошла до наших дней. Фрески интересны не только с художественной стороны, но и как старейшие исторические портреты. Митрополит Илларион, живший в 11 в., писал о киевской Софии: «…она вызывает удивление и восхищение во всех полунощных землях от востока до Запада!» (по окончании презентации учащиеся самостоятельно заполняют соответствующую графу в таблице «Особенности многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси»).
3. Собор Св. Софии в Новгороде «Он, словно шлем, надвинул главы…». Проблемный вопрос «В чём особенность новгородской архитектурной школы?» Выступление учащихся с презентацией «Храм Святой Софии в Новгороде». В ходе представления презентации ребята самостоятельно выкладывают карточки с встречающимися в тексте специальными терминами и вспоминают, что они обозначают.
Ученик 7: За стенами кремля на левом берегу полноводного Волхова возвышается святая святых новгородцев – Софийский собор. Он дошёл до нас почти в первозданном виде. Строительство собора началось в 1045 году по распоряжению сына Ярослава Мудрого Владимира. Софию строили не долго, всего 5 лет. Сложенный из огромных камней неправильной формы, пятикупольный исполин был виден издалека. Пять куполов Собора символизируют Иисуса Христа и четырёх евангелистов.
Ученик 8: Размеры с галереями нового храма соответствуют киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественно благодаря своей высоте. Интересно решены покрытия сводов – закомары (полукруглые завершения наружных стен собора). Они чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями).
Ученик 9: Для постройки по новгородской традиции использовали местный известняк, валуны и плинфу. Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Собор был полностью расписан. Но вид украшений здесь проще, без эффектных светотеневых контрастов. Но не смотря на это производит сильное впечатление именно благодаря цельности, строгому величию.
Ученик 7: Собор и сейчас поражает своей монументальностью, строгостью архитектурного решения и суровой простотой. Его стиль сдержан и лаконичен, близок к романскому. В нём нет лёгкости, красивого внешнего декора. И это отличает его от киевской Софии. Новгородский Софийский собор словно вырастает из земли. Массивные шлемовидные главы придают ему сходство с богатырями. Видимо, образ мира рисовался новгородцам преимущественно в героико-эпическом духе. Недаром новгородская земля стала хранительницей древнерусских былин.
Ученик 8: В отличие от киевской Софии в новгородском храме не сохранились мозаики и фрески. Внутреннее убранство соответствует простым и строгим формам объёма. Новгородская София являет собой идеал древнего новгородского зодчества. При всех своих отличиях обе Софии – киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного рода: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей – обходом), и по своей значимости – оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являются наследниками константинопольской Софии (по окончании презентации учащиеся самостоятельно заполняют соответствующую графу в таблице «Особенности многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси»).
4. Собор Церковь Покрова Богородицы на Нерли «Луговое средневековое раздолье». Проблемный вопрос «В чём особенность владимировской архитектурной школы?» Выступление учащихся с презентацией «Церковь Покрова Богородицы на Нерли». В ходе представления презентации, ребята самостоятельно выкладывают карточки с встречающимися в тексте специальными терминами и вспоминают, что они обозначают. Также ученики могут самостоятельно изучить материал учебника (Л.Г. Емохонова «МХК» 10 класс базовый уровень стр.122).
Ученик 10: В период феодальной раздробленности (12-13 в.) особого расцвета достигла архитектура ростово-суздальских земель. Столицей княжества был город Владимир. Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, не желавший править вместе с отцом в Киеве, тайно выехал в свой северный удел. Чтобы поднять его значение, начал он всячески украшать свой любимый город на Клязьме и после смерти отца даже сделал Владимир, правда, ненадолго, столицей древнерусского государства. При князе Андрее Боголюбском было построено во владимирских землях много храмов. Выложены они из белого камня, материала необыкновенно благородного. Среди них и высокий, стройный Успенский собор с резными каменными рельефами, и по-княжески богатый и статный Дмитриевский собор. Но венцом владимировского зодчества является другой храм.
Ученик 11: Церковь Покрова на Нерли, построенную в 1165 г., поэты сравнивают с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, называют поэмой из камня. Вглядитесь в благородные пропорции белого камня, и вы увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Легенда гласит, что храм в устье Нерли был посвящён победоносному походу владимирских полков на болгар в 1164 году, и болгары в качестве своего рода контрибуции якобы возили сюда камень. Храм должен был стать и памятником сыну князя Андрея Изяславу, который погиб в этом походе. А ещё храм был возведён в честь нового праздника – Покрова Богородицы, установленного владимирским князем и духовенством. Он должен был символизировать особое покровительство Царицы Небесной «царям правоверным» владимирской династии и земле владимирской.
Ученик 12: Церковь на Нерли относят к типу небольших одноглавых четырёхстолпных храмов. Зодчим удалось при простой и обычной схеме создать впечатление лёгкости, изящества, стройности пропорций. Церковь Покрова на Нерли – это четырёхстолпный храм с членением наружных стен на три неравные апсиды. Средняя апсида шире остальных: она подчёркивает доминирующее значение купольной главы. Из-за нарушения симметрии кровля воспринимается как сплошная волнистая линия, усиливающая живость и динамичность общего архитектурного облика. Необычайно красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного) наверху – рельефная фигура царя Давида Псалмопевца. Царь Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Под львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: юные лики с огромными очами и развевающимися волосами. Главный декоративный мотив – арка на двух стройных колонках, резьбой также покрыта поверхность, барабана, поддерживающего купол. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование.
Ученик 10: Вместо купола храм венчает пламя огненной свечи. Существует много гипотез о том, почему купола древнерусских храмов имеют форму луковицы. Не шпиля, символизирующего устремлённость ввысь, к Богу, как в готических храмах. Или полусвода, символизирующего небосвод, как в византийских храмах. Вот одна из гипотез, выдвинутая князем Е. Трубецким столетие назад. Он считал, что наша отечественная «луковица» воплощает в себе идея глубокого молитвенного горения. Это как язычок пламени, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. Храм – словно гигантская свеча или многосвечник, если храм многокупольный. Идея Трубецкого о храме-свече, о духовном горении нашла воплощение в картине Павла Белова «Покрова на Нерли».
Ученик 11: За восемьсот с лишним лет храм многое утратил. Но ни восемьсот вёсен с их бурными паводками, ни частичные разрушения и перестройки не нарушили стройной его красоты. Стоит чудный храм, летом отражаясь в воде белой лебедью, зимой – словно белая сказка среди белых снегов (по окончании презентации учащиеся самостоятельно заполняют соответствующую графу в таблице «Особенности многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси»).
5. Успенский Собор Московского Кремля «Яко един камень» (из древнерусской летописи). Проблемный вопрос «В чём особенность московской архитектурной школы?» Выступление учащихся с презентацией «Успенский Собор Московского Кремля». В ходе представления презентации, ребята самостоятельно выкладывают карточки с встречающимися в тексте специальными терминами и вспоминают, что они обозначают. Также ученики могут самостоятельно изучить материал учебника (Л.Г. Емохонова «МХК» 10 класс базовый уровень стр. 137).
Ученик 12: Со второй половины 14в. начинается интенсивное строительство в Москве. В 1367г. был возведён каменный Кремль, а в конце 15 начале 16в. на территории Московского Кремля создаются выдающиеся произведения храмового зодчества: Благовещенский и Архангельский соборы, церковь Ризоположения, колокольня Ивана Великого и Успенский собор – ныне один из главных храмов православной России.
Ученик 13: Старый Успенский собор, сооружённый ещё во время правления Ивана Калиты, стал тесен для Москвы, и тогда великий князь Иван III и митрополит Филарет задумали выстроить новый собор на месте старого. Строительство началось в 1472 г. За образец был взят владимирский Успенский собор. Когда строительные работы подходили к завершающему этапу, 20 мая 1474г. случилось землетрясение – и собор рухнул.
Ученик 14: Для восстановления собора в Москву был приглашён выдающийся итальянский инженер, архитектор, механик и литейщик Аристотель Фиораванти. Ему было предложено съездить во Владимир и взять за образец для нового собора Успенский собор во Владимире. Фиораванти приехал в Россию в 1475 г., когда ему уже шёл 61 год и он находился в зените славы. Всего 5 лет пробыл в России итальянский мастер. «Памятником пребывание его в Москве остался не только величественный Успенский собор, но, в сущности, все, то зодчество, которое явилось после него», – писал И.Э. Грабарь. Восстанавливать и достраивать собор Фиораванти отказался, и в июне 1475 г. великий архитектор заложил новый фундамент, уже через 4 года состоялось торжественное освящение Успенского Собора.
Ученик 12: В столице собор стал самым высоким сооружением – он поднялся на 45 м. Много нового привнёс в строительное дело Фиораванти. Впервые на Руси появилось сооружение, проникнутое духом Ренессанса – математически выверенное, логически обоснованное, рационально устроенное. Особенно же оригинально было решено архитектором внутреннее пространство собора. Высоко вознесённые своды покоятся традиционно на шести столбах, два из которых помещены в алтаре и имеют квадратную в плане форму. Остальные четыре столба расположены в основной части храма, в отличие от привычных для русской архитектуры столпов-пилонов Фиораванти сделал круглыми, что способствовало лёгкой обозримости храма. Итальянский мастер отказался от традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства, что ещё более подчёркивает сходство интерьера собора со светским залом.
Ученик 13: Неоспоримы заслуги Аристотеля Фиораванти: этот виртуоз строительной техники проникся духом русского искусства. По полноте выявления исконной архитектурной традиции, по самой стати и богатырской мощи нельзя представить себе сооружения более русского, чем белокаменный собор, увенчанный золотом куполов. Успенский собор поражает цельностью объёма, геометрической чёткостью членения кирпичных стен, облицованных белым камнем. В нём не чувствуется преобладание каменной массы, как это было в новгородских и владимирских храмах. Узкие щелевидные окна не дают представления об истинной толщине стен. Крестовые своды между куполами, более тонкие и широко расставленные столбы создавали небывалое впечатление простора. Построенный «палатным» образом Успенский собор не имел аналогов в русском храмовом строительстве.
Ученик 14: Вскоре после освящение Успенского собора в нём начались живописные работы. Написание первого иконостаса было поручено группе художников под руководством великого мастера Дионисия. Дионисий осознавал себя наследником гениального русского иконописца Андрея Рублёва, но его творчество обладало и неповторимыми самобытными чертами. Дионисиева синь становится устойчивой характеристикой духовности, а общая вертикализация и дематериализация вещных компонентов изображения может быть с баховскими органными прорывами в небеса. На протяжении нескольких столетий Успенский собор был главным русским православным храмом. В нём короновались московские князья, цари, а позже императоры, проходило постановление патриархов. Здесь же, в подклете, они находили свой последний приют (по окончании презентации учащиеся самостоятельно заполняют соответствующую графу в таблице «Особенности многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси»).
6. Церковь Вознесения в Коломенском «Гармония красоты законченных форм» Г. Берлиоз. Проблемный вопрос «В чём особенность московской архитектурной школы?» Выступление учащихся с презентацией «Церковь Вознесения в Коломенском». В ходе представления презентации, ребята самостоятельно выкладывают карточки с встречающимися в тексте специальными терминами и вспоминают, что они обозначают. Также ученики могут самостоятельно изучить материал учебника (Л.Г. Емохонова «МХК» 10 класс базовый уровень стр. 139).
Ученик 15: В архитектуре 16 века появляется тяготение к вертикализму. Яркий пример тому – колокольня Ивана Великого, самое высокое сооружение в Москве в эпоху царской России (примерно 80 м.). Ещё одно выражение вертикализма в архитектуре – шатровые церкви. Царевной среди шатровых церквей по праву называют церковь Вознесения в Коломенском. Этим изумительным храмом открывается новая полоса в истории русской архитектуры. Мощное основание храма вырастает из хитросплетения словно парящих над землёй галерей. Многогранное ступенчатое основание завершается тройными заострёнными кокошниками, напоминающие застывшие языки пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатёр, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожие на нити драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой главкой, с золочёным сверкающим на солнце крестом. Сочетание красного и белого в отделке создают великолепный цветовой эффект.
Ученик 16: Символика нового храма была очевидна. Она отражала два события: небесное (которое дало ему имя) – Вознесения Сына Божия к Отцу на престол Царя царей, и земное (которое стало поводом к строительству) – рождение наследника престола московского государства – будущего царя Ивана IV (Грозного), одновременно набожного и жестокого.
Ученик 17: В 1863 г. французский композитор Гектор Берлиоз, посетивший Москву, пережил настоящее потрясение от увиденного: «Ничего меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес… Тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм…Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый.
Ученик 16: Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания от нижнего яруса (четверика) к верхнему, изящному восьмерику. По замыслу неизвестного зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти. Место для строительства было выбрано очень удачно: храм будто вырастает из земли над крутым обрывом у Москвы-реки.
Ученик 15: Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища) и широкие лестницы. Три ряда кокошников, пилястр и стрел украшают и оживляют гладкие стены храма. Мастеру гениально удалось создать впечатление невесомости, лёгкости камня. А ведь толщина кирпичных стен достигает почти двух метров! 28-метровый шатёр увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой на восьмигранном барабане. Сверху на него как бы накинута лёгкая, изящная сетка из нитей бусин, образующих ромбы. Сегодня, спустя много лет, церковь Вознесения в Коломенском остаётся истинным украшением Москвы.
Ученик 17: Он рвётся ввысь, торжественен и строен,
Певучей силой камень одарён, –
Для Бога он иль не для Бога строен,
Но человеком был воздвигнут он.
И нет в нём лицемерного смиренья, –
Безвестный зодчий, дерзостен и смел,
Сам стал творцом – и окрылил каменья,
И гордость в них свою запечатлел… (В.С. Шефнер) (по окончании презентации учащиеся самостоятельно заполняют соответствующую графу в таблице «Особенности многообразия крестово-купольных храмов Древней Руси»).
7. Окончание урока. Урок завершаем впечатлениями и размышлениями учащихся о древнерусской архитектуре, сделав акцент на стилистическом многообразии крестово-купольных храмов Древней Руси. Звучит хоровой концерт М.К. Березовского «Не отверши мене во время старости…», в это же время на экран демонстрируются древнерусские соборы, и учитель выразительно читает
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.
Великий Новгород и древний Псков —
Нас от врага спасавшие твердыни —
Вот что в искусстве старых мастеров
Пленяет нас и радует поныне.
Был точен глаз их, воля их крепка,
Был красоты полет в дерзаньях отчих.
Они умели строить на века.
Благословим же труд безвестных зодчих!
В родном искусстве и на их дрожжах
Восходит нас питающее тесто,
И попирать былое, словно прах,
Родства не помня, было бы нечестно.
А эти крепости-монастыри,
Служившие защитою народу,
Со дна веков горят, как янтари,
На радость человеческому роду.
Всеволод Рождественский «Зодчество»
Список литературы
1. Вопросы философии древнерусского зодчества Л.Г. Емохонова. Москва: Проспект, 2020. 345 с.
2. Живая Русь Е. Осетров, Москва: Просвещение, 2021. 60 с.
3. Искусство Возрождения: В.А. Колотозов, Москва Просвещение 2023. 56 с.
4. Искусство Древней Руси: Л.Ю. Любимов С-П.: Единство, 2021. 34 с.
5. Искусство Древней Руси: учебник / Г.Е. Вагнер Г.Е., Т.Ф. Владышевская Т.Ф. Москва: Проспект, 2021. 332 с.
6. Искусство Руси I том: А.Б. Беспалько, Санкт-Петербург Литере 2021. 23 с.
7. Культурологические аспекты Древней Руси Г.И. Данилова Москва: Секунда, 2022. 23 с.
8. Очерки по истории русской культуры 9-13в А.В. Муравьёв, А.М. Сахаров. С - П: Единство, 2021. 56 с.
9. Путешествие в Древнюю Русь Ю.С. Рябцев. Москва: Аванта, 2021. 69 с.
10. Рассказы об архитектуре Ю. Овсянников. Казань: Литере, 2021. 78 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.