Разработка урока по окружающему миру "Лес и человек"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Разработка урока по окружающему миру "Лес и человек"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
doc
15.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

откр.урок.doc

 

 

Тема урока:             Лес и человек

 

 

Цель урока: Раскрыть экологическую проблему  познакомить с правилами

                     поведения в природе.

 

Задачи урока: Сформировать у обучающихся представление о роли леса в

                      жизни человека и природы;

                      познакомить с экологическими проблемами леса которые                    

                      возникли по вине человека;

                      показать важность рационального использования и охраны

                      лесов;

                      сформировать и обосновать правила поведения в лесу;

                      развивать познавательный интерес; критическое мышление,

                      воспитывать уважение и любовь к природе.

 

Тип урока:    изучение нового материала

 

Оборудование: рисунки животных ;

                             мультимедийный проектор;

                             индивидуальные карточки.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Ход урока

 

І. Организационный момент.

          Прозвенел звонок для нас все зашли спокойно в класс.

          Стали все у парт красиво поздоровались учтиво.

          Тихо сели спинки прямо. Вижу класс наш – хоть куда.

          Мы начнем урок друзья. Будем отвечать активно

          Хорошо себя вести чтобы гости дорогие

          Захотели вновь прийти.

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

     Сегодня у нас с вами необычный  экологический урок «Лес и человек». Мы с вами  познакомимся с ролью леса в природе и в жизни людей; с мерами по охране леса; с  экологическими проблемами   которые возникли по вине человека. Составим правила поведения в лесу и будем учиться их все выполнять. А еще наш урок научит вас больше любить и беречь лес. Для этого мы совершим путешествие по экологической тропе где остановимся на некоторых станциях на которых покажем свои знания об особенностях разных видов леса и соблюдении правил поведения в лесу. Мы отправляемся в гости в лес. (Слайд 1).

ІІІ. Повторение изученного материала.

1.     Чтение стихотворения.

Здравствуй лес дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

 

2.     Наша первая станция «Лес – природное сообщество».  (Слайд 2)

      а)  Викторина «Я знаю лес».

       - Назовите дерево: высокое стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные расположены попарно. Шишки маленькие округлые.

       - Какое особое отличие есть у лиственницы?

       - Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

       - Какое животное умеет не только прыгать но и летать?

       - Плодами какого дерева являются  желуди?

       - У какого животного пять черных полосок?

       - Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

       - Узнай животное по описанию. Любит темные леса к жертве тихо

подкрадывается имеет пятнистый окрас бакенбарды и кисточки на ушах.

       - Каких животных называют травоядными? Приведите пример.

       - Приведите пример хищников. Почему их так называют?   

     б) Работа по карточкам.

      в) Тест.

  1Что такое  лес?

а) сообщество деревьев, кустарников, трав, грибов, ягод, мхов, лишайников;

б) место для отдыха;

в) место, где растут одни деревья.

2. Что такое тайга?       

а) тайга – место произрастания  пихты, ели, клена, дуба;

б) тайга – это непроходимые хвойные леса;

в) тайга – это бедное видами природное сообщество.

3. Что такое смешанный лес?

а) место, где растут все хвойные деревья;

б) леса, которые состоят из хвойных и лиственных деревьев;

в) лес, в котором почва скована многолетней мерзлотой.

4) Выберите правильный ответ. Цепи питания.(Слайд 3).

  а) желудь – мышь – сова;

  б) желудь – волк – кабан;

  в) осина – волк – заяц.

    Молодцы!С первым заданием справились хорошо. Отправляемся дальше.

 

ІУ. Изучение нового материала.

   1. Следующая станция « Лес – богатство страны».(Слайд 4).

    Послушайте сейчас сказку «Спор».

    Автор. Однажды между лесом и машиной возник спор: кто из них больший друг Человеку.

    Машина: Конечно я!

    Лес: Почему? Разве ты умеешь создавать кислород? Наоборот. Ты всего лишь за час съедаешь его столько сколько твоему хозяину хватило бы на целый год. Или ты очищаешь речную воду и защищаешь берега реки от разрушения? И разве в твою тень спешит Человек когда устает от городской суеты и пыли? Так почему же ты считаешь себя большим другом Человека чем я?

    Машина: А потому что меня Человек моет и чистит а тебя засоряет оставляет на твоих полянах бумаги и банки. Меня Человек ремонтирует а твои ветки и цветы рвет ламает топчет а потом выбрасывает в мусор. Потому что обо мне Человек говорит «моё» а о тебе «ничьё».

    Автор: И машина уехала оставив после себя ядовитое облачко выхлопного газа. Лес очищал и печально вздыхал.

    Слово учителя. Давайте разрешим спор героев сказки. Кто больший друг Человека? Как вы думаете? А почему?

    - Машины когда уезжают что оставляют?

    - Какой газ мы вдыхаем?

    - А выдыхаем?

    Верно! Недаром лес назвали «лёгкими нашей планеты». И не зря. Лес поглощает много углекислого газа и выделяет огромное количество кислорода. 1 га леса выделяет столько кислорода сколько образуется при дыхании двухсот человек. Что еще вы услышали про лес в сказке? (является защитником водоемов и почвы). Так же не надо забывать что лес является домом для животных грибов ягод растений. Без него пересохли бы реки  и

озера.

   Какая же роль леса в природе? (дом для животных;  растений ;защитник воздуха; водоемов ;почв;источник ягод; грибов; лекарственных трав). А теперь давайте поговорим  о роли леса в жизни человека.

    Издавна лес кормил обогревал человека. Древесина служила материалом для постройки и обогрева жилища. Из дерева люди мастерили домашнюю утварь строили избы отапливали их дровами и хворостом плели из лыка лапти из прутьев - корзины из береста – короба. Наши предки собирали в

лесах ягоды грибы орехи использовали лекарственные растения для исцеления от недугов охотились на диких животных. И сейчас жизнь многих людей связана с лесом. Лес дает древесину которая широко используется в хозяйстве.

    - Ребята где используют древесину? Слайд 5).

    - Из древесины делают фанеру доски которые нужны для изготовления мебели шкафов полов. Так же из древесины изготавливают бумагу картон спирт лекарство.

   

2.     Станция «Лесной госпиталь». (Слайд 6).

А зависит ли здоровье человека от леса? Почему многие спешат 

отдыхать в лес? У нас в гостях лесной житель – лекарь Дятел. Послушаем что он нам расскажет.

    Дятел . Лес лечит людей. Листья многих деревьев выделяют фитонциды. От них погибают болезнетворные болезни. Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса расположенные возле городов и вдоль дорог.

    Например возьмём сосну. Это – дерево здоровья. Воздух в сосновом лесу удивительно чистый так как фитонцид сосны убивает микробов. Недаром санатории для больных строятся там где много сосны. Хвоя и почки сосны используются для приготовления лечебного соснового масла .

    А какие лекарственные растения вы знаете?

    Молодцы! Для улучшения настроения и укрепления здоровья рекомендую вам почаще бывать в лесу!

    - Ребята! Зависит ли здоровье человека от леса?

    - Почему люди спешат в лес?

    Итак ребята мы сегодня узнали о значении леса в природе и о значении леса в жизни человека.  

    3 .А теперь остановимся на станции «Физкультминутка».(Слайд 7).

         Вот высокая сосна к солнцу тянется она.

         Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.

         А внизу грибы растут – их так много нынче тут!

         Не ленись и не стесняйся за грибами наклоняйся!

         Хорошо гулять по лесу но учиться интересней!

4.Станция « Экологическая». (Слайд 8).

1) Рассказ учителя.

        Нет ничего милее

        Бродить и думать здесь.

        Излечит обогреет

        Накормит всех нас лес.

    (Звучит набат колокола).(Слайд 9).

    Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит SOS - Помогите?

    Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят чтобы пробудить ото сна нас живущих на Земле.

    Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей бобров и других ценных животных. Указ Петра І изданный в 1718 году предписывал «преслушников которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут наказывать батогами посылать в каторжные работы».

    Как мы видим вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро они стоят в век научно-технического прогресса. О каких катострофических событиях вы можете рассказать?

     2)   Выступление учащихся.

-         За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода чем все человечество за 2-3 млн.лет.

-         Леса – «легкие планеты» - вырубываются быстрее чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 % (это 20 га в сутки).

-         Пресная вода пригодная для использования составляет на Земле 2 %.

-         Мусор заполнил планету настолько что если его не уничтожить то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.

-         От загрязнения воздуха воды и почвы из-за варварського отношения человека уменьшается численность растений и животных.

-         Ежедневно на Земле исчезает безвозвратно 1 вид животных. А еженедельно – 1 вид растений.

    Слово учителя.    Наши леса в опасности! Нам небезразлична их судьба. Нас волнует эта проблема а значит необходимо искать пути её решения.

    Как же  люди заботятся о природе?

      (ответы детей)

    Правильно! Все исчезающие и редкие животные и растения занесены в Красную книгу. А почему красная книга? (Слайд 10)

    Красная книга – это сигнал всем нам о тех животных и растениях которых                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         срочно нужно спасать. (Слайд 11).

    Но есть еще и Черная книга – Книга Памяти – предостережение человечеству и напоминание о тех неповторимых созданиях природы которых уже не вернуть.

3). Работа с учебником ст.

4). Рассказ учителя.

    Одним из реальных дел которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных является создание заповедников и национальных парков.

    А что такое заповедник? А что вы знаете о национальном парке?  И есть ли такой парт у нас? (ответы детей).(Слайд 12).

    Правильно! С этим заданием вы тоже справились хорошо.

 

    V.Закрепление нового материала.

5.Станция «Войди в лес другом!»   (Слайд 13).

А). Чтение стихотворения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

          Есть просто храм есть храм науки.

          А есть ещё природы храм –

         С лесами тянущими руки

          Навстречу солнцу и ветрам.

          Он – свет в любое время суток

         Открыт для нас в жару и стынь.

          Входи сюда – будь сердцем чуток

          И не губи его святынь.

    Б). Чтение стихотворения.

    А все ли люди бережно относятся к лесу? Ответ на этот вопрос даст стихотворение.

    Все так изранено в лесу

    Как после дней войны.

    Здесь уцелевшей не найти

    Ни ели ни сосны.

    Березу ножиком пырнул

    Какой-то живоглот.

    Мне кажется из под коры моя слеза течет.

    От этой черствости людской

    Болит душа моя.

    Под искалеченным дубком

    Не ветер стонет – я.

    Вот муравейник подожжен

    Кощунственной рукой.

    Мне кажется горит не он

    А дом пылает мой.

    Земля в ожогах и рубцах

    Как в дни большой беды

    Хмельного ухарства следы

    Беспечности следы.

    Ушли обидев красоту

    Смутив лесной уют.

    Не услыхав что за спиной

    Все листья слезы льют.

В). Составление правил поведения в лесу.

     - Что зависит от каждого из нас? (соблюдать правила поведения в лесу). А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сейчас каждый из вас составит памятку «Правила поведения в лесу».

 

           Не ломай ветки деревьев и кустарников.

            Не повреждай кору деревьев.

            Не собирай берёзовый сок.

            Не рви на лугу, в лесу цветов.

            Не сбивай грибы, даже несъедобные.

            Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

            Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

            Не разоряй муравейник.

            Не лови диких животных и не уноси их домой.

            Не подходи близко к гнёздам птиц.

            Не шуми в лесу.

            Не оставляй в лесу мусор.

            Не разводи в лесу костёр.

    Г). Зачитывание учащимися правил.

    Д).  Составление правил сохранения леса детьми.

    А что мы дети можем сделать чтобы сохранить лес?                                                    

          

            Сажать деревья;

            Ухаживать за ними;

           Развешивать скворечники;

           Очищать лес от мусора;

           Расселять муравьев;

           Заготавливать семена.

    Я думаю что вы все будете правильно вести себя в лесу и будете природе настоящим другом.

    6. Станция «Занимательная». (Слайд 14).

      1). А сейчас отгадайте загадки от Старичка-Лесовичка.

    - Я из крошки бочки вылез

      Корешки пустил и вырос.

      Стал высок я и могуч

      Не боюсь ни гроз ни туч.

      Я кормлю свиней и белок

      Ничего что плод мой мелок.(дуб).

    - Вроде сосен вроде ёлок а зимою без иголок. (лиственница)

    - Сердитый недотрога живет в глуши лесной

      Иголок очень много а ниток – ни одной. (ёжик)

    - Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

      Кто в дупле орехи прячет сушит на зиму грибы?(белка)

      Какое дерево как и береза дает сладкий сок?(клен)

      Из какого дерева делают спички?(осина)

      У какого дерева даже в сильную жару ствол остается прохладным? (береза)

      2) Составьте пословицы о лесе.

 

Лес видит                 родные брат и сестра.

 Лес и вода               червем изнутри.

 Лес рубят                 тем больше дров.

 Чем дальше в лес   а поле  слышит.

 Лес точится               щепки летят.

VI. Итог урока.

7, Станция «Итоговая». (Слайд 15).

    Подошел к концу урок-

     Нужно подводить итог.

    Что узнали? Где бывали?

    Что хорошего с урока взяли?

          (Ответы детей)

    А какое настроение

    Появилось после представления?

VII. Домашнее задание.

      Составить рассказ « Я – друг природы».

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ «АРТЕМОВСКИЙ УВК « ШКОЛА-ДОУ»

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

 

                     

 

 

 

 

                          ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

 

 

Учитель начальных классов:

 Гнилицкая Лидия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: