Разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: Простая этика поступков.
Оценка 4.6

Разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: Простая этика поступков.

Оценка 4.6
doc
18.02.2023
Разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: Простая этика поступков.
Тохтиева С.В. Простая этика поступков.doc

Тема.  Простая этика поступков. ОРКСЭ

 по учебному модулю «Основы светской этики»

 Класс:  4
 
Цель: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

 Задачи

Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.

Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;  повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;  развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

УУД

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.

 

Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

 

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

 

Ресурсы:   учебник  Шемшурина А.И.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики,  песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.

 

 

ХОД УРОКА

1.        Мотивация (самоопределения) учебной деятельности.

Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)

 

2.        Актуализация  учебного действия.

-Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)

-Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?

3.        Мотивация учебной деятельности.

   -Что такое экология?

-А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?

-Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.

 

4.        Открытие нового знания.

-Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?

-Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас  с вами мы это продемонстрируем.

 

1)Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный  выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.

-Входя в транспорт или магазин, я обязательно… (здороваюсь со всеми).

-Сталкиваясь в дверях с кем-либо, я… (извиняюсь и уступаю дорогу).

-Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).

 Если родители затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).

-Если я вижу расстроенного товарища, то … (стараюсь утешить его).

-Когда кто-то оказал мне помощь, я …(не забываю поблагодарить).

-Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).

-Когда заходят старшие, я… (встаю, чтобы поздороваться).

    - Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).

    -Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).

-Если я нашёл чью-то вещь, то …(непременно верну её владельцу).

 

-Что же такое «экологичность» поступков?

- Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.

-Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное — благо человека, его жизнь.

 

    -Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?

-Стремлением сделать благо.

-Что же такое благо?

-Хорошее, приятное для другого.

     

-Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова

 

2)Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».

 

      Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.

 

-Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?

-Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?

 

    -Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.

 

-Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?

 (Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)

 Физминутка.

Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

5.     Закрепление изученного материала.

1)Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».

-Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)

-Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.)

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  (Работа в группах)

(Листок  с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).

I.

Кто сам ко всем лицом,

к тому и добрые люди не спиной.

 

Почитай старших—

сам будешь стар.

 

Кстати промолчать,

 

что большое слово сказать.

II.  

 

Все, что прекрасно –

 

нравственно.

Живи смирнее,

 

так всем будет милее.

Доброе семя —

 

добрый и всход.

III.

 

Делая зло,

 

на добро не надейся.

Жесток нрав

 

не будет прав.

Дома, как хочу,

 

а в людях, как велят.

       Участники зачитывают свои пословицы.

Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.

2)Этические задачи. Сценки.

Сценка первая:

Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Рите?

Что посоветуете Зое?

Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

         Сценка вторая:

Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

Что посоветуете Тиме?

Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не предлагай другу совершать плохие поступки.

            Ребята, сделаем выводы:

-Чему учат нас этика и народная мудрость?

-Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.

-Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!

Золотое правило: что поливаем , то вырастет!

-А сейчас, ребята,  посмотрите на наше «Дерево нравственности».  Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.

6.        Рефлексия.

- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.

Что вас удивило?

 Что заставило задуматься?

Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?

7.        Итог урока.

8. 

9. 

10. 

11. 

12.Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.

 

8.Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».


Тема. Простая этика поступков

Тема. Простая этика поступков

ХОД УРОКА 1. Мотивация (самоопределения) учебной деятельности

ХОД УРОКА 1. Мотивация (самоопределения) учебной деятельности

Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова 2)Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок»

Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова 2)Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок»

II . Все, что прекрасно – нравственно

II . Все, что прекрасно – нравственно

Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро

Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2023