Урок по теме "Главные члены предложения". 5-й класс
Цели:
· Познавательная: повторить и углубить пройденный материал по теме;
· Обучающая: находить грамматическую основу предложения; определять, какой
· частью речи выражены главные члены предложения; объяснять выбор
· орфограмм и пунктограмм на письме; уметь рассуждать
· Развивающая: развитие мышления и речи, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки, работать над каллиграфией учащихся
Задачи:
· Воспитательная:
o вызвать у учащихся интерес к урокам русского языка,
o убедить учащихся в необходимости быть грамотным;
o уметь видеть красоту в природе, научиться беречь ее.
Наглядности: интерактивная доска, таблицы по теме, репродукции картин об осени, тестовые задания.
Межпредметная связь: живопись, литература, музыка .
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Беседа
Послушайте стихотворение:
Когда-то
давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.
Какую тему мы будем сегодня повторять на уроке?
Подлежащее
Один из двух главных членов предложения. Оно называет то, о чём говорится в предложении: Мальчик играет. Корабль плывёт. Грамматически подлежащее независимо от других членов предложения.
Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, инфинитивом глагола: Работа движется. Всё кончено. Ломать – не строить.
Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль подлежащего. Такой главный член называет то, о чём будет говорится дальше: Весна. Природа оживает.
Задание: заполнить таблицу.
Способы выражения подлежащего
|
Часть речи. |
Примеры |
1 |
Имя существительное. |
|
2 |
Местоимение. |
|
3 |
Словосочетание. |
|
Предложения:
1. Когда опадают листья?
2. Скинуло кафтан зеленый лето.
3. Три часа у проруби три вороны пробыли.
–
Как вы понимаете смысл предложения: Скинуло кафтан зеленый лето.
– К какой из репродукций можно отнести это предложение? (Ответы
учащихся).
– В каком значении употребляется глагол: в прямом или переносном? (Ответы).
Один из двух главных членов предложения. Оно обозначает действие или признак предмета, называемого подлежащим. Грамматически сказуемое связано с подлежащим: Снег шёл. Буря начиналась. Облака плыли.
Сказуемое может быть выражен глаголом (Корабль плывёт.), существительным (Моя мама – красавица.), полным и кратким прилагательным (Ночь тёмная. Ночь темна.).
Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль сказуемого: Смеркается. Школу скоро построят.
Способы выражения сказуемого
|
Часть речи. |
Примеры |
1 |
Наступила осень. |
|
2 |
Первые листики жёлтые |
|
3 |
Осень – прекрасное время года. |
Когда между подлежащим и сказуемым мы ставим тире?
Для чего нужны главные члены предложения? Что составляют главные члены предложения?
Над чем нам следует поработать на уроке? Что надо знать о подлежащем? Что надо знать о сказуемом?
Сегодня на уроке мы будем говорить и писать об осени.
IX. Подготовительная работа к ЕГЭ (текст на интерактивной доске)
Текст
(1)Осень подкрадывается незаметно. (2)Порой сразу и не увидишь, как маленький желтый или оранжевый листик затерялся в кудрях деревьев. (3) Еще в конце августа притаился он в листве и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. (4)Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко. (5)Прячутся в лесу за первыми оставшимися листьями грибы.
Работа с текстом.
–
Прочитать. Озаглавить.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Объяснить.
– Сколько абзацев в тексте? Нужно ли разбить текст на абзацы?
– На что хочет обратить наше внимание автор:
а) на
осенний лес
б) на то, что осень пришла незаметно
–
Доказать, в каких предложениях содержится ответ? Назвать их.
– Охарактеризовать последнее предложение: по строению, по цели высказывания, по
эмоциональной окраске.
– В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объяснить.
– Назвать слова, правописание которых зависит от буквы, которая стоит после
приставки? (Приставки на -з, -с).
– Произвести морфемный разбор прилагательного ОСЕННИЙ. Объяснить правописание
удвоенной -НН (Осень – сущ. осенний –
прилаг.)
– Найти грамматическую основу 1-го предложения. (Сначала – подлежащее,
за ним –сказуемое)
Учитель: это ПРЯМОЙ порядок слов.
– В 3-м предложении? (Сначала – сказуемое, за ним – подлежащее).
Учитель: это ОБРАТНЫЙ порядок слов – ИНВЕРСИЯ.
X. Слуховой диктант
Учитель читает, учащиеся записывают текст по памяти.
Осень
наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
– Выделить грамматическую основу. Назвать порядок слов.
XI. Вывод урока
XIII. Комментирование оценок
Д/З Решить тест
ТЕСТ. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении теста!!!
1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
а)
Веселые отблески огня играли на стекле.
б) На печке два мальчика сладко посапывали.
в) Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.
г) Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
д) Сырой туман висел над рекой.
2. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
а) На
подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
б) Они вывели бычка на улицу.
в) Синие лужи сверкали под солнцем.
г) Дед бережно вынул из конверта письмо.
д) Она босиком побежала по свежей траве.
3. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.
а)
Сто ужей на ребят подозрительно шипят.
б) Я увидел на стекле пять капель дождя.
в) У папы три капли упали со шляпы.
г) Три мудреца пустились по морю искать правду.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕСТ. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении теста!!!
1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
а)
Веселые отблески огня играли на стекле.
б) На печке два мальчика сладко посапывали.
в) Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.
г) Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
д) Сырой туман висел над рекой.
2. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
а) На
подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
б) Они вывели бычка на улицу.
в) Синие лужи сверкали под солнцем.
г) Дед бережно вынул из конверта письмо.
д) Она босиком побежала по свежей траве.
3. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.
а)
Сто ужей на ребят подозрительно шипят.
б) Я увидел на стекле пять капель дождя.
в) У папы три капли упали со шляпы.
г) Три мудреца пустились по морю искать правду.
4. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.
а)
Утро свежо.
б) Оно прекрасно.
в) Ясное солнышко выглянуло из-за туч.
5. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным.
а) У
природы нет плохой погоды.
б) Книга – источник знаний.
в) На земле победит доброта.
6. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
а)
Потоки смыли старый мостик.
б) Он смотрел и улыбался.
в) Город украшает бульвар.
7. Назвать правильный вариант, где верно выделено подлежащее.
а)
Все читают сказки Пушкина.
б) Игрушечный танк мне подарил брат.
в) Угол парка затеняет старый дуб.
г) Листики зеленые.
4. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.
а)
Утро свежо.
б) Оно прекрасно.
в) Ясное солнышко выглянуло из-за туч.
5. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным.
а) У
природы нет плохой погоды.
б) Книга – источник знаний.
в) На земле победит доброта.
6. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
а)
Потоки смыли старый мостик.
б) Он смотрел и улыбался.
в) Город украшает бульвар.
7. Назвать правильный вариант, где верно выделено подлежащее.
а)
Все читают сказки Пушкина.
б) Игрушечный танк мне подарил брат.
в) Угол парка затеняет старый дуб.
г) Листики зеленые.
Проверьте правильность выполнения.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Осень за моим окном»
Интернет- ресурсы:
http://xn----7sbakllkart6dwb.xn--p1ai/detskiy_mir/umnyashki/view_215.html
http://festival.1september.ru/articles/640190/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.