Разработка урока по теме "Многообразие голосеменных растений на примере местных видов"
Оценка 4.7

Разработка урока по теме "Многообразие голосеменных растений на примере местных видов"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл—7 кл
12.02.2023
Разработка урока по теме "Многообразие голосеменных растений на примере местных видов"
Голосеменные растения_Многообразие.docx

 

Тема: «Разнообразие хвойных растений. Голосеменные растения, местные виды»

Цель урока: узнать об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных растений, их роли в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником,  научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

 Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-Строение хвои и шишек хвойных деревьев (на примере местных видов);

-Значение голосеменных в природе и применение в жизнедеятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

-Различать голосеменные растения;

 

Формирование универсальных учебных знаний

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.

Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в паре, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие письменные монологические высказывания.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: гербарии хвойных растений, печатный раздаточный материал.

Ход урока

1.      Организационный момент

2.      Актуализация знаний

2.1.С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке?

2.2.Они относятся к категории низших или высших растений? Объясните.

2.3.Почему они получили такое название?

2.4.В чем преимущество голосеменных по сравнению со споровыми растениями? 

2.5.Есть ли среди голосеменных кустарники и травы?

2.6.Каково второе название голосеменных? Что такое хвоя?

2.7.Какие голосеменные растения вы встречали в жизни?

2.8.Чем они отличаются друг от друга? Вспомните какая обстановка с сосновом, а какая в еловом?

2.9.Кто знает, как называются сибирские леса?

3.      Изучение нового материала.

Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Это тайга. А какие деревья произрастают в тайге? Сегодня мы с  вами – ученые-дендрологи. Дендрология – наука о деревьях. Соответственно целями сегодняшнего урока …. (изучение представителей голосеменных).  Для ответов на вопросы и выполнение заданий нужно использовать учебник и гербарии. В конце урока каждый исследователь должен будет представить свою  работу.

Теперь выполним следующее задание – сравним наиболее известные хвойных растения. Многие часто неправильно называют ёлкой сосну. Давайте запомним, как можно их различить. Рассмотрим гербарии, рисунки учебника, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой паре). Первое растение характеризуем совместно, далее самостоятельная работа в группах.

Карточка. Тема  «Многообразие голосеменных растений»

Задание 1: Используя материал параграфа учебника, составить сравнительную характеристику представителей голосеменных.

Хвойные голосеменные растения.

 

Вопросы сравнения  / примеры растений

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Сосна кедровая сибирская

Лиственница

сибирская

Отношение к свету

 

 

 

 

Отношение к почве

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

Достигаемая высота

 

 

 

 

Форма кроны

 

 

 

 

Хвоя

длина

 

 

 

 

окраска

 

 

 

 

расположение на ветке

 

 

 

 

возраст (живут)

 

 

 

 

Форма шишек

 

 

 

 

 

Задание 2 (как дополнительное, для тех, раньше справился с таблицей). Дать развернутые ответы на вопросы, используя материал параграфа учебника.

1.      Почему голосеменные получили такое название?

2.      Какая особенность хвои позволяет большинству быть вечнозелеными?

3.      Какое растение из голосеменных называют «живым ископаемым» и почему?

4.       Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?

4. Рефлексия -Достигнуты ли нами цели урока?

 5. Домашнее задание: § 19, 20, составить схему «Значение голосеменных», используя в том числе дополнительную информацию…

Значение голосеменных в природе и жизни человека

Средообразующий компонент

Голосеменные растения образуют огромные площади хвойных и смешанных лесов — места обитания многих животных, растений других видов, грибов, микроорганизмов.

Выделение кислорода 

Хвойные леса северного полушария (тайга) — крупнейшая природная зона суши. Значительную часть кислорода атмосферы выделяют именно таёжные леса.

Звено пищевых цепей

Голосеменные, как и все растения, — производители органического вещества. Некоторые растительноядные виды питаются хвоей и почками (лоси, олени, зубры, тетерева, глухари), корой и древесиной (жуки точильщики, усачи, долгоносики) или семенами (белки, бурундуки, кедровки, клесты) голосеменных растений.

Сырьё для промышленности

Древесина голосеменных используется как сырьё для изготовления бумаги, как стройматериал и материал для изготовления мебели, музыкальных инструментов. Из разных частей хвойных деревьев получают скипидар и канифоль, а также эфирные масла для применения в парфюмерии, кондитерской промышленности, медицине. Из янтаря — окаменевшей смолы древних хвойных деревьев — изготавливают украшения и предметы интерьера. 

Топливо

Иногда древесину хвойных пород используют как топливо.

Пищевые продукты

Семена сибирской сосны называют «кедровыми орешками» и употребляют в пищу. Один из видов гнетума выращивается ради съедобных шишкоягод. Сушёные шишкоягоды можжевельника используются в кулинарии в качестве пряности.

Сырьё для производства лекарственных препаратов

Настой хвои применяют для лечения цинги (дефицита витамина С). Препараты, получаемые из эфедры, используют в медицине для лечения заболеваний дыхательных путей и в качестве заменителя адреналина.

Декоративные растения

Многие виды голосеменных используются в озеленении как декоративные парковые и комнатные растения (сосны, ели, туи, кипарисы, кипарисовики, гинкго, саговники, араукарии). 

Во многих странах существует традиция украшать хвойные деревца на Рождество и Новый год.

 

 


 

Тема: «Разнообразие хвойных растений

Тема: «Разнообразие хвойных растений

Организационный момент 2.

Организационный момент 2.

Хвоя длина окраска расположение на ветке возраст (живут)

Хвоя длина окраска расположение на ветке возраст (живут)

Настой хвои применяют для лечения цинги (дефицита витамина

Настой хвои применяют для лечения цинги (дефицита витамина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023