Тема: «Столетняя война» Класс: 6. Тип урока: урок формирования новых знаний.
ЦЕЛЬ – изучение причин и событий Столетней войны.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: сформировать на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей картину самой долгой войны Средневековья; показать влияние войны на экономику о общество; создать яркий образ Жанны Д’Арк.
Развивающая: продолжить формирование навыков группового взаимодействия; продолжить развитие умений сравнивать и обобщать учебный материал, давать оценку деятельности исторических личностей; продолжить развитие навыков работы с исторической картой и историческими документами.
Воспитательная: вызвать интерес к истории Англии и Франции; вызвать чувство неприязни к войне, как средству решения спорных вопросов; вызвать чувство уважения к героям войны.
Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийная презентация «Столетняя война», карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», карточки-задания, рефлексивные листы.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: научится объяснять причины войны, овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д, Арк; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; Личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: открытия нового знания.
Форма урока: работа в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап.
Всему миру известно имя Жанны д, Арк. Эта девушка считается символом свободы и мужественности. Перелом в Столетней войне, наступивший с ее появлением во французском войске, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане –пособничеству дьявола. В чем состоял истинный смысл этого чуда, определим сегодня на уроке.
III. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. О каких странах идет речь?
(Англия и Франция).
Чем прославился король Франции Филипп IV?
Назовите реформы, которые провел Генрих II. Какова была их цель?
Если сравнивать деятельность Генеральных штатов во Франции и Парламента в Англии, какое из этих учреждений работало эффективнее?
Из прошлых уроков вам известно, что в XIII - XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Что такое централизация? (процесс объединения страны вокруг сильной королевской власти)
Итак, мы с вами выяснили, что история Англии и Франции тесно связана между собой и в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.
Друг другу мстя за прошлый гнев
За все разбои,
Готовы Лилия и Лев,
Готовы к бою.
И грянул век потерь и бед
Война идущая сто лет.
Предположите, тему урока.
Как иначе можно назвать тему урока?
Главными участниками Столетней войны являлись Англия и Франция. Какие ассоциации у вас возникают при слове война?
Если война – это трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам вообще об этом говорить, изучать историю войн?
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
Слайд 1
Тема урока «Столетняя война»
План урока 1. Причины войны и повод к ней
2. Армии двух стран
3. Ход войны.
4.Народная героиня Жанна д, Арк и ее гибель
IV. Изучение новой темы.
Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока и продублированы у вас в маршрутных листах (у каждого ученика)
1. Причины и повод к войне.
Причины и повод предстоит узнать!
Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?
Сначала давайте вспомним, что такое причина и повод.
Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.
Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.
- Чем недоволен английский король Эдуард I?
(Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)
- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)
- Почему Англия интересовалась Фландрией?
(Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)
- Из-за чего началась война между Англией и Францией?
(Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)
Итак, мы пришли к выводу, что…
Причины войны.
1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.
2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.
3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.
4) Претензии английского короля на французский престол.
Повод к войне:
Претензии короля Англии на корону Франции.
Какой мы можем сделать вывод? Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.
2. Армии двух стран
Итак, есть две противоборствующих страны. Теперь необходимо выяснить боеготовность армий Англии и Франции.
Сообщение учащегося. (Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы).
3.Основные события и этапы войны.
Итак, ребята, мы с вами выяснили причины Столетней войны, определились с расстановкой сил, а теперь нам предстоит решить самую трудную задачу - узнать, как проходил ход войны. Для этого мы сделаем физкультминутку и переместимся в пространстве.
Деление на группы. 1 этап. 1337 – 1360гг.
Война началась с морских набегов французов и англичан.
Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.
1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.
1346 г. Поражение французов в битве при Креси.
1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.
В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.
2 этап. 1369 – 1396гг.
Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.
И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции.
3 этап. 1415 – 1424.
В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.
1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.
Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.
Задание: Что такое партизанская война? (ответы детей).
Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.
4 этап. 1428 – 1453гг.
В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!
Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.
1428 г. Осада г. Орлеана.
1429 г. Перелом в ходе войны. Жанна д' Арк
1431 г. Казнь Жанны д' Арк.
1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале.
Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если в начале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.
Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
Задание: Почему Франция одержала победу в войне?
Итоги войны:
- ликвидированы притязания Англии на французскую корону;
- создание сильного национального государства;
- усиление королевской власти во Франции;
- на службе у короля появилась постоянная армия.
V. Закрепление материала.
Итак, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Игра «Да- нетка»
1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию. Да
2. Французская армия была лучше готова к ведению войны. Нет
3. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе. Да
4. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции. Да
5. Столетняя война закончилась в 1455 году. Нет
6. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
7. Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:
«А смог бы я спасти страну? Или остался глух,
К страданьям, слезам, бедам, горю?
Иль, все-таки помог бы своему народу?
Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!
VI. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание:
- параграф 20,
- подготовить сообщения о битвах в период войны, о героине Жанне д , Арк.
VIII. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.