Всеобщая история
Тема: Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Тип: изучение нового материала
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с историей Франции в эпоху абсолютизма при Людовике XIV; учить характеризовать историческую личность по плану, определять ее место в историческом процессе; развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию; формировать навыки аргументировано высказывать свое мнение; воспитывать интерес к изучению истории.
Формируемые УУД: применяет и объясняет на примерах понятия и термины: религиозные войны, гугеноты, Нантский эдикт, Варфоломеевская ночь; называет даты основных исторических событий и процессов; работает с учебником; анализирует и обобщает исторические факты; устанавливает причинно-следственные связи; сравнивает реформационные учения католиков и гугенотов; высказывает свою точку зрения по отношению к деятельности кардинала Ришелье; формулирует выводы по теме.
Планируемые методы, приемы, технологии: да – нет, работа с визуальными источниками, схема, характеристика по плану, пометки на полях, работа с учебником,
Дефиниции: гугеноты, интенданты, Варфоломеевская ночь, эдикт
Даты: 1562 – 1598 гг., 1562 г., 1570 г., 1572 г., 1598 г.
Личности: Франсуа Гиз, Карл IX, Генрих III, Генрих IV, Людовик XIII
Ход.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний – Да – нет:
1. Реформация в Англии произошла снизу (-)
2. В результате реформации была создана Англиканская церковь (+)
3. Главой Англиканской церкви является папа римский (-)
4. Генрих VIII получил славу защитника католической церкви и ее реформатора (+)
5. Мария Кровавая продолжила Реформацию в Англии (-)
6. Период правление Елизаветы I получил название «Золотого века Англии» (+)
7. Елизавета I не смогла завершить Реформацию в Англии (-)
8. Елизавета I проводила политику веротерпимости (+)
9. Елизавета I не поощряла пиратство (-)
10. Испания одержала над Англией победу (-)
III. Мотивация – Работа с визуальными источниками: Страна, которая ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.
IV. Сообщение темы и цели.
V. Основная часть.
1) Схема – Развитие Реформации во Франции (с. 125 – 126 уч.):
Север Франции |
Юг Франции |
Католичество |
Протестантизм (гугеноты – сторонники кальвинистов) |
Короли из династии Валуа |
Старинная знать, дворяне – прибрать к рукам богатства церкви Горожане, предприниматели – тяжесть налогов Крестьяне – сеньориальные и церковные поборы |
|
Методы: тайные собрания, религиозные гимны, молитвы, тайные типографии (листовки) |
2) Характеристика по плану - Религиозные войны:
1. Дата: 1562 – 1598 гг.
2. Причины: слабость правителей, проникновение Реформации
3. Участники: католики (помощь Испании), гугеноты (помощь Англии, Германии)
3. Повод: 1562 г. расправа над гугенотами герцогом Гизом в местечке Васси
4. Ход:
- католические братства, процессии, убийства гугенотов, сжигание имущества
- разорение католических церквей, женщин и детей не трогали
- 1570 г. мир в Се-Жермене – разрешались протестантские богослужения, гугеноты занимали государственные должности, владели четырьмя крепостями
- 18 августа 1572 г. кровавая свадьба Генриха (гугенот, король Наварский) и Маргариты (католичка, дочь Карла IX) в Париже – 24 августа «Варфоломеевская ночь» (3 дня резня) - запрет протестантизма, отмена Сен-Жерменского эдикта (важный указ короля)
- восстание жителей Ла-Рошели
- 1594 г. Генрих переходит в католичество и коронуется Генрихом IV («Париж стоит мессы»)
4. Результат: 1598 г. Нантский эдикт – веротерпимость, главенство католичества.
5. Значение: раскол Франции, человеческие жертвы.
3) Пометки на полях - «Добрый король» - Генрих IV (с. 129 – 130 уч.):
- закончил войну с Испанией
- снизил прямой налог с крестьян
- запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот
- развивал промышленность (королевские мануфактуры) и торговлю (купеческие компании)
- проводил политику веротерпимости
- умер от фанатика-католика (более 12 покушений)
4) Рассказ учителя – Реформы кардинала Ришелье: Первый министр короля Людовика XIII с 1624 г.
- уничтожил гугенотское государство, придерживался веротерпимости
- карал аристократов и чиновников за своеволие
- запретил дуэли
- власть на местах передал чиновникам – интендантам
- развивал промышленность, торговлю, судоходство
- увеличивает территорию во время Тридцатилетней войны (Эльзас и Лотарингия)
- улучшает армию (самая сильная в Европе)
5) Хронологическая цепочка – Французский абсолютизм:
Карл IX (1560 – 1574) |
Генрих III (1574 – 1589) |
Генрих IV (1594 – 1610) |
Людовик XIII (1610 – 1643) |
Укрепление королевской власти, сохранение единства страны Сен-Жерменский эдикт |
Нерешительный, слабый характером Благословил на правление Генриха Наварского |
Вернул могущество Франции «Париж стоит мессы» |
От его имени фактически управлял Ришелье «И гугеноты и католики в моих глазах одинаково были французами» |
Вывод: укрепление абсолютизма во Франции XVI – XVII вв. |
VI. Закрепление – Тесты: 1В 2Г 3б 4В 5А 6А 7Г 8Г 9В 10Г
1. Религиозные войны во Франции: А) 1524-1526 Б) 1566-1609 В) 1562-1598 Г) 1589-1600
2. Особо важный указ короля: А) компромисс Б) тезисы В) гарант Г) эдикт
3. Сторонники Реформации во Франции: А) пуритане Б) гугеноты В) паписты В) роялисты
4. Принцип веротерпимости в период Реформации провозгласил документ:
А) «Кровавое законодательство» Б) Устав ордена иезуитов В) Нантский эдикт Г) «12 статей»
5. В результате деятельности кардинала Ришелье:
А) усилилась королевская власть
Б) окрепли позиции гугенотов
В) ослабли позиции Франции на международной арене
Г) страна оказалась расколотой на отдельные феодальные владения
6. «Кровавой свадьбой» назвали свадьбу между:
А) Генрихом Наваррским и Маргаритой Валуа
Б) Генрихом де Гизом и Екатериной Медичи
В) Карлом IX и Марией Тюдор
Г) Генрихом VII и Марией Тюдор
7. «Париж стоит мессы» — эти слова принадлежат:
А) Генриху VII Б) Генриху VIII В) Генриху де Гизу Г) Генриху Наваррскому
8. Фраза «И католики, и гугеноты были в моих глазах одинаково французами» принадлежит:
А) Генриху Наваррскому Б) Александру Борджиа В) Екатерине Медичи Г) кардиналу Ришелье
9. Варфоломеевская ночь — это:
А) избиение католиков гугенотами в Васси Б) избиение католиков гугенотами в Ла-Рошели
В) резня гугенотов в Париже Г) штурм католиками Ла-Рошели
10. Год издания Нантского эдикта: А) 1555 Б) 1570 В) 1572 Г) 1598
VII. Домашнее задание: § 14; загадки-описания; повторить § 5 – 13
VIII. Краткий самоанализ (цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые методы, приемы, технологии) _________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.