Проектная задача «Создание спектакля для школьного театра»
6класс
Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания и умение работать с текстом художественного произведения.
Задачи:
1) формировать умение перерабатывать эпический текст в драматический;
2) Развивать рефлексивные и творческие способности обучающихся;
3) Способствовать самостоятельному решению предложенной проблемы;
4) Продолжить формирование навыков работы в группе;
5) Диагностировать умение мыслить самостоятельно и нестандартно.
Методические рекомендации
Учителю необходимо заранее подготовить оборудование для работы в группах: листы ватмана,листы А4, цветную бумагу, картон, клей, ножницы, краски, кисточки, скотч, степлер. Может понадобиться толковый словарь. Место для выполнения заданий можно предусмотреть прямо в тексте задачи. После выполнения детьми проектной задачи следует провести аналитическую обработку результатов и спроектировать дальнейшую работу.
Подобное задание можно провести также в 5 (в конце учебного года) и в 7 классах.
Текст задачи выдаётся каждой группе.
Ребята! Сегодня вам предстоит перенестись из мира, который создал Вас, в мир, который создадите вы. В школьном театре готовится новая постановка. Вам предлагают принять участие в создании сценария спектакля (пьесы) по басне И.А. Крылова «Квартет», выполнить эскизы декораций, костюмов, изготовить афишу. Чтобы работа получилась действительно интересной, распределить её между собой. Желаем удачи!
Задания:
1. Перед вами произведение, которое нужно поставить на сцене. Прочитайте его. (Текст басни приводится.) К какому жанру относится это произведение? Можно ли в таком виде предъявить его для театральной постановки, не возникнут ли затруднения? Напишите свои рассуждения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В тексте пьесы дополнительно к словам, которые произносят актёры (реплики), даётся указание о том, как им следует играть свои роли и что делать техническому персоналу (ремарки). Напишите, каким образом эти указания выделяются в тексте.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Переработайте текст басни в пьесу, разделив её на сцены, используя ответы на 1 и 2 задания. При необходимости используйте словарик, представленный в конце задачи. (Возьмите для сценария отдельный лист).
4. Чтобы пьеса своё воплощение на сцене, над ней трудится большое количество людей различных профессий. Попробуйте определить, чем занимаются специалисты театра и покажите в таблице, соединив стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика.
Театральная профессия |
Чем занимается в театре |
Звукорежиссёр |
Отвечает за освещение. Он постоянно за пультом освещения во время спектакля. Освещение - это очень сложный процесс, поэтому в хорошо освещённом театре могут работать до десяти человек этой профессии. |
Костюмер |
Играет роль какого-либо действующего лица на сцене |
Ответственный за реквизит |
Руководит работой над спектаклем, организует и направляет творческий процесс. Он объединяет работу всех участников постановки, организует и согласует между собой все компоненты зрелища: творчество артистов, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление и др. |
Актёр |
По эскизам изготавливает костюмы |
Художник-дизайнер |
Отвечает за все звуковые эффекты во время представления, постоянно находится за звуковым пультом |
Режиссёр |
Создаёт эскизы костюмов и декораций (позднее по ним изготавливают костюмы и декорации необходимых размеров) |
Осветитель |
Подыскивает необходимый реквизит. Слово «реквизит» относится ко всему, что можно передвигать: кресла, письма, лампы, букеты цветов, музыкальные инструменты и т.д. Декорации и костюмы реквизитом не являются. |
5. Продумайте, какие декорации и костюмы, звуки и освещение понадобятся вам в спектакле. Сделайте эскизы и дайте подробные указания звукорежиссёру и осветителю. (для эскизов возьмите дополнительные листы).
Указания звукорежиссёру: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Указания осветителю:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Режиссёр расставляет актёров на сцене.
Поставьте буквами «М» (Мартышка), «О» (Осёл), «К» (Козёл), «К/М» (Косолапый мишка) на тех местах, где примерно могут находиться на сценегерои пьесы, когда прилетел Соловей.
(Схема зала: сцена и ряды для зрителей)
_________________________________________________________________ _________________ _______________________ ______________ _________________ ________________________ _______________ _________________ ________________________ ________________ _________________ _________________________ _________________ _________________ _________________________ _________________ |
7. Подумайте о том, как ученики вашей школы узнают о спектакле. Что для этого нужно сделать? Как вы пригласите их на спектакль? (Если необходимо, возьмите дополнительный лист)
________________________________________________________________________________________________________________________
8. Зафиксируйте, кто какую работу в вашей группе выполнял. Запишите также, как вы работали: каждый делал свою часть работы, или вы трудились сообща над каждым этапом работы. Когда результат лучше?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛОВАРИК
Альт - струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, больше скрипки.
Бас - музыкальный инструмент низкого регистра: туба - бас, контрабас.
Квартет - музыкальный ансамбль из четырёх исполнителей.
Ремарка - пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актёра в тексте пьесы.
Реплика - в сценическом диалоге ответная фраза партнёра, последние слова персонажа, за которыми следует текст другого действующего лица.
Текст басни «Квартет»
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь нам как сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.