Разработка урока русского языка в 8классе по теме: «Подлежащее. Способы его выражения».
Оценка 4.9

Разработка урока русского языка в 8классе по теме: «Подлежащее. Способы его выражения».

Оценка 4.9
docx
19.02.2022
Разработка  урока русского языка в 8классе по теме: «Подлежащее. Способы его выражения».
Подлежащее.docx

Разработка  урока русского языка в 8классе по теме:

«Подлежащее. Способы его выражения».

Вид урока: «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся умения определять основу предложения как синтаксическую единицу.

Содержательная цель: создание условий для расширения понятийной базы у учащихся о подлежащем и способах его нахождения..

Планируемые результаты. Ученик получит возможность:

1. (личностные)воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

2. (предметные) научиться определять в предложении подлежащее, выраженное различными способами.

3. (метапредметные)

            -(регулятивные) научиться самостоятельно ставить задачи, адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять познавательную рефлексию.

            -(коммуникативные) научиться владеть устной грамотной речью, строить монологическую, диалогическую формы  речи, работать в группе.

            -(познавательные) научиться проводить наблюдение, строить логическое рассуждение, основам поискового чтения.

Оборудование: учебник, презентационный материал, карточки с заданиями, рабочие тетради, доска.

 

Ход урока:

I.                   Мотивация.

-Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, начать который хочу со слов, взятых мною в качестве эпиграфа. Обратите внимание на слайд:

Всегда найдется нить Ариадны, которая подскажет выход из любого лабиринта.

-Как понимаете значение этих слов?

-Вы правы. И уроки русского языка, знания, приобретенные на них, обязательно станут такой нитью. Важно не упускать каждый миг. Приступим?

-запишите число, классная работа и эпиграф к уроку.

II. Актуализация и фиксация затруднений в пробном действии.

-Обратим внимание на выполненную вами домашнюю работу. Поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке. Проверьте по эталону, данному на карточках.  

(взаимопроверка по эталону):

1. списать предложения, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, подчеркнуть подлежащее.

Когда кто-то из нас читает произведения того или иного поэта, писателя, то нередко удивляется богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят от двух причин. Первопричина – слова, используемые этим мастером. Вторая -  их сочетание.

                                                                                                    (по Л. Успенскому).  

            2. спишите предложения с инверсией. Подчеркните в них подлежащие.

 

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе.
С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотьи Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина.
День отъезду моему был назначен.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург?

 

-Оцените работу. Поставьте отметку в тетради на полях.

(самооценка)

- Есть ли среди вас те, кто выполнил дополнительное творческое задание на тему «Роль инверсии в поэзии»? Послушаем ваши размышления.

-Оцените работу вашего одноклассника.  (взаимооценка)

(познавательная рефлексия, беседа)

-Какие возникли трудности, ошибки при выполнении домашней работы?

-Как думаете, по какой причине? Думаю, сегодня мы их устраним.

 

III.       Выявление места и причин затруднения.

(логические размышления, беседа, создание проблемной ситуации)

-Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю познакомиться с тремя фактами об одном термине.

Первый: этот термин был введен в русский язык М.В.Ломоносовым, позаимствован из латинского, и в переводе означает – СУБЪЕКТ.

Есть предположения, о чем пойдет речь?

Второй факт: Слово  стало употребляться как синтаксическая единица  в русском языке, начиная с "Русской грамматики"  Востокова уже в 19 веке, который как и многие лингвисты того времени считал, что термин  - перевод греческого слова hypokeimenon , где - enon - "-ащее".

-Выскажите свои гипотезы.

Третий факт: Ломоносов определял этот термин как нечто главное, «лежащее в основе предложения».

-О каком члене предложения шла речь в фактах-подсказках?

IV.       Построение проекта выхода из затруднения.

- что мы знаем о подлежащем?

-можете ли вы его определять? Проверим?

-обратимся к эпиграфу, найдите в этом предложении подлежащее.

-почему возникли разногласия?

 (самостоятельная постановка темы, целеполагание)

-Как бы вы определили тему нашего урока, что мы будем сегодня изучать?

-Запишите тему урока «Подлежащее. Способы его выражения».

V.        Реализация построенного проекта.

(поисковое чтение, наблюдение, самостоятельная  работа, работа в группах, парами, инсерт)

-Поработайте в группах по упр. 106, найдите подлежащие, выпишите их в тетрадь, отметьте, чем они выражены.

-Встаньте, задвиньте стульчики, возьмите тетради,  двигаясь по классу, по команде (хлопок учителя в ладоши) создайте пару с одноклассником, познакомьте с выводами.

(и так 2-3 раза)

-Пройдите на свои места, если есть необходимость, дополните свои записи.

-Поработайте самостоятельно с учебником теории. Прочитайте информацию пар. 168, отмечая на полях знаком «+» то, что мы уже проговорили, знаком «?» -  факты, которые не озвучили.

-Что вы отметили знаком «?»?

-Итак, сделаем вывод: что мы называем подлежащим?

-На какие вопросы оно отвечает?

-Чем может выражаться?

-Вернемся к эпиграфу: правильно ли в нем находили подлежащее?

-Мы отлично потрудились! Наградите друг друга аплодисментами!

VI.       Первичное закрепление.

-Для того чтобы закрепить знания, которые открыли самостоятельно, предлагаю поработать с учебником:

упражнение 108 выполним все вместе по заданию в учебнике

(Что нужно сделать, чтобы выбрать нужное окончание сказуемого -глагола?)

-Подчеркните в учебнике карандашом подлежащее, вставьте нужное окончание у глагола, работая в группах.

-Третьи варианты каждой группы поочередно зачитают ответ, называя подлежащее и сказуемое. Если кто-то не согласен с ответом, поднимает руку.

VII.       Включение в систему знаний и повторения.

-Выборочный самодиктант. Выпишите из предложений, данных в карточках, только подлежащее, указывая, чем оно выражено.

 

1.      От отряда отстало несколько человек.

2.      Ваше «ура» меня нисколько не удивляет.

3.      По вечерам часто гуляю я с собакой.

4.      Жизнь прожить – не поле перейти.

5.      Костер затушил налетевший ветер.

6.      Черное море находится на юге страны.

 

-поменяйтесь работами с напарником по лицу, проверьте работу, поставьте отметку на полях в тетради.

Взаимопроверка по эталону:

несколько человек (словосочетание), «ура»(междометие), я (местоимение), прожить (инфинитив), ветер (имя существительное), Черное море (наименование)

 

VIII.       Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Ну, что же, ребята, проверим себя?

-Самостоятельно письменно решите тестовые задания, отмечая правильный ответ.

1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении. 

После обеда никто не стал засиживаться в палатке.

1) личное местоимение 
2) имя существительное 
3) отрицательное местоимение 
4) неопределённое местоимение 

2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении. 

Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.

1) имя существительное 
2) сочетание количественного числительного и существительного 
3) количественное числительное 
4) сочетание собирательного числительного и существительного 

3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами

1) личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание

4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Один из часовых услышал в лесу шорох.

1) числительное
2) словосочетание со значением совместности 
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности 

5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.

1) местоимение 
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное 

6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.

1) Словосочетание со значение совместности 
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности 

7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.

1) неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного 
4) отрицательное местоимение

8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Все шумели, галдели, возмущались.

1) личное местоимение 
2) имя существительное 
3) неопределённое местоимение 
4) определительное местоимение 

9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее. 

1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.

10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее. 

1) НАМ зимой в школе эту книжку читали. 
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.

-Проверьте свой результат по эталону, поставьте оценки на полях.

 

Самопроверка по эталону:

№1 -3         №6 -1

№2 -2         №7 -3

№3 -3         №8 -4

№4 -4         №9 -4

№5 -2         №10 -2

IХ.       Рефлексия.

(логические размышления, беседа)

-Ребята, определите средний балл, который заработали на уроке.

-Какие трудности испытали на уроке?

-Кто из вас сегодня сможет еще раз своим товарищам объяснить, что же такое подлежащее и чем оно выражается?

-Закрепить открытые знания предлагаю и в домашней работе, которое выберете по желанию:

ü  Составьте памятку «Способы выражения подлежащего»

Способ выражения

Примеры из художественной литературы

Имя существительное в И.п.

 

Местоимение в И.п.

 

Прилагательное в роли существительного в И.п.

 

Причастие в роли существительного в И.п.

 

Неопределенная форма глагола.

 

Наречие

 

Междометие

 

Числительное    

 

Фразеологизм

 

Словосочетания

 

Союзным словом

 

 

ü  Выполните задания среза знаний по карточке.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.        

(1)Красив был осе___ий парк.(2) М___тёт б___гря___ая м___тель по  его доро___кам. (3)Уходит (в)даль ал___ея вытка___ая опавшими листьями.

       (4)А в стороне от а___еи – серебристые ели. (5)Концы их лап уже пос___дели всем своим видом они дают понять  что к зиме готовы.

Выполните задания:

2.Из предложений по порядку через запятую выпишите подлежащие, обозначая часть речи.

3.Выпиши из текста примеры словосочетаний, укажи их вид (согласование, управление, примыкание)

 

ü  Напишите сочинение-размышление «Как я понимаю строчку из стихотворения А.С. Пушкина: «Глаголом жги сердца друзей»?».

 

-Спасибо за урок, ребята.

 


 

Разработка урока русского языка в 8классе по теме: «Подлежащее

Разработка урока русского языка в 8классе по теме: «Подлежащее

Оцените работу. Поставьте отметку в тетради на полях

Оцените работу. Поставьте отметку в тетради на полях

Мы отлично потрудились! Наградите друг друга аплодисментами!

Мы отлично потрудились! Наградите друг друга аплодисментами!

Укажите способ выражения подлежащего в предложении

Укажите способ выражения подлежащего в предложении

Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката

Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2022