Разработка урока русского языка в 8классе по теме:
«Подлежащее. Способы его выражения».
Вид урока: «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся умения определять основу предложения как синтаксическую единицу.
Содержательная цель: создание условий для расширения понятийной базы у учащихся о подлежащем и способах его нахождения..
Планируемые результаты. Ученик получит возможность:
1. (личностные)воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
2. (предметные) научиться определять в предложении подлежащее, выраженное различными способами.
3. (метапредметные)
-(регулятивные) научиться самостоятельно ставить задачи, адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять познавательную рефлексию.
-(коммуникативные) научиться владеть устной грамотной речью, строить монологическую, диалогическую формы речи, работать в группе.
-(познавательные) научиться проводить наблюдение, строить логическое рассуждение, основам поискового чтения.
Оборудование: учебник, презентационный материал, карточки с заданиями, рабочие тетради, доска.
Ход урока:
I. Мотивация.
-Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, начать который хочу со слов, взятых мною в качестве эпиграфа. Обратите внимание на слайд:
Всегда найдется нить Ариадны, которая подскажет выход из любого лабиринта.
-Как понимаете значение этих слов?
-Вы правы. И уроки русского языка, знания, приобретенные на них, обязательно станут такой нитью. Важно не упускать каждый миг. Приступим?
-запишите число, классная работа и эпиграф к уроку.
II. Актуализация и фиксация затруднений в пробном действии.
-Обратим внимание на выполненную вами домашнюю работу. Поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке. Проверьте по эталону, данному на карточках.
(взаимопроверка по эталону):
1. списать предложения, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, подчеркнуть подлежащее.
Когда кто-то из нас читает произведения того или иного поэта, писателя, то нередко удивляется богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят от двух причин. Первопричина – слова, используемые этим мастером. Вторая - их сочетание.
(по Л. Успенскому).
2. спишите предложения с инверсией. Подчеркните в них подлежащие.
Отец
мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе.
С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице
Авдотьи Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина.
День отъезду моему был назначен.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург?
-Оцените работу. Поставьте отметку в тетради на полях.
(самооценка)
- Есть ли среди вас те, кто выполнил дополнительное творческое задание на тему «Роль инверсии в поэзии»? Послушаем ваши размышления.
-Оцените работу вашего одноклассника. (взаимооценка)
(познавательная рефлексия, беседа)
-Какие возникли трудности, ошибки при выполнении домашней работы?
-Как думаете, по какой причине? Думаю, сегодня мы их устраним.
III. Выявление места и причин затруднения.
(логические размышления, беседа, создание проблемной ситуации)
-Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю познакомиться с тремя фактами об одном термине.
Первый: этот термин был введен в русский язык М.В.Ломоносовым, позаимствован из латинского, и в переводе означает – СУБЪЕКТ.
Есть предположения, о чем пойдет речь?
Второй факт: Слово стало употребляться как синтаксическая единица в русском языке, начиная с "Русской грамматики" Востокова уже в 19 веке, который как и многие лингвисты того времени считал, что термин - перевод греческого слова hypokeimenon , где - enon - "-ащее".
-Выскажите свои гипотезы.
Третий факт: Ломоносов определял этот термин как нечто главное, «лежащее в основе предложения».
-О каком члене предложения шла речь в фактах-подсказках?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- что мы знаем о подлежащем?
-можете ли вы его определять? Проверим?
-обратимся к эпиграфу, найдите в этом предложении подлежащее.
-почему возникли разногласия?
(самостоятельная постановка темы, целеполагание)
-Как бы вы определили тему нашего урока, что мы будем сегодня изучать?
-Запишите тему урока «Подлежащее. Способы его выражения».
V. Реализация построенного проекта.
(поисковое чтение, наблюдение, самостоятельная работа, работа в группах, парами, инсерт)
-Поработайте в группах по упр. 106, найдите подлежащие, выпишите их в тетрадь, отметьте, чем они выражены.
-Встаньте, задвиньте стульчики, возьмите тетради, двигаясь по классу, по команде (хлопок учителя в ладоши) создайте пару с одноклассником, познакомьте с выводами.
(и так 2-3 раза)
-Пройдите на свои места, если есть необходимость, дополните свои записи.
-Поработайте самостоятельно с учебником теории. Прочитайте информацию пар. 168, отмечая на полях знаком «+» то, что мы уже проговорили, знаком «?» - факты, которые не озвучили.
-Что вы отметили знаком «?»?
-Итак, сделаем вывод: что мы называем подлежащим?
-На какие вопросы оно отвечает?
-Чем может выражаться?
-Вернемся к эпиграфу: правильно ли в нем находили подлежащее?
-Мы отлично потрудились! Наградите друг друга аплодисментами!
VI. Первичное закрепление.
-Для того чтобы закрепить знания, которые открыли самостоятельно, предлагаю поработать с учебником:
упражнение 108 выполним все вместе по заданию в учебнике
(Что нужно сделать, чтобы выбрать нужное окончание сказуемого -глагола?)
-Подчеркните в учебнике карандашом подлежащее, вставьте нужное окончание у глагола, работая в группах.
-Третьи варианты каждой группы поочередно зачитают ответ, называя подлежащее и сказуемое. Если кто-то не согласен с ответом, поднимает руку.
VII. Включение в систему знаний и повторения.
-Выборочный самодиктант. Выпишите из предложений, данных в карточках, только подлежащее, указывая, чем оно выражено.
1. От отряда отстало несколько человек.
2. Ваше «ура» меня нисколько не удивляет.
3. По вечерам часто гуляю я с собакой.
4. Жизнь прожить – не поле перейти.
5. Костер затушил налетевший ветер.
6. Черное море находится на юге страны.
-поменяйтесь работами с напарником по лицу, проверьте работу, поставьте отметку на полях в тетради.
Взаимопроверка по эталону:
несколько человек (словосочетание), «ура»(междометие), я (местоимение), прожить (инфинитив), ветер (имя существительное), Черное море (наименование)
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Ну, что же, ребята, проверим себя?
-Самостоятельно письменно решите тестовые задания, отмечая правильный ответ.
1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
После обеда никто не стал засиживаться в палатке.
1)
личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
4) неопределённое местоимение
2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.
1)
имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
4) сочетание собирательного числительного и существительного
3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами
1)
личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание
4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Один из часовых услышал в лесу шорох.
1)
числительное
2) словосочетание со значением совместности
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.
1)
местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное
6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.
1)
Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.
1)
неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
4) отрицательное местоимение
8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Все шумели, галдели, возмущались.
1)
личное местоимение
2) имя существительное
3) неопределённое местоимение
4) определительное местоимение
9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1)
Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной
винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1)
НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3)
Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
-Проверьте свой результат по эталону, поставьте оценки на полях.
Самопроверка по эталону:
№1 -3 №6 -1
№2 -2 №7 -3
№3 -3 №8 -4
№4 -4 №9 -4
№5 -2 №10 -2
IХ. Рефлексия.
(логические размышления, беседа)
-Ребята, определите средний балл, который заработали на уроке.
-Какие трудности испытали на уроке?
-Кто из вас сегодня сможет еще раз своим товарищам объяснить, что же такое подлежащее и чем оно выражается?
-Закрепить открытые знания предлагаю и в домашней работе, которое выберете по желанию:
ü Составьте памятку «Способы выражения подлежащего»
Способ выражения |
Примеры из художественной литературы |
Имя существительное в И.п. |
|
Местоимение в И.п. |
|
Прилагательное в роли существительного в И.п. |
|
Причастие в роли существительного в И.п. |
|
Неопределенная форма глагола. |
|
Наречие |
|
Междометие |
|
Числительное |
|
Фразеологизм |
|
Словосочетания |
|
Союзным словом |
|
ü Выполните задания среза знаний по карточке.
1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.
(1)Красив был осе___ий парк.(2) М___тёт б___гря___ая м___тель по его доро___кам. (3)Уходит (в)даль ал___ея вытка___ая опавшими листьями.
(4)А в стороне от а___еи – серебристые ели. (5)Концы их лап уже пос___дели всем своим видом они дают понять что к зиме готовы.
Выполните задания:
2.Из предложений по порядку через запятую выпишите подлежащие, обозначая часть речи.
3.Выпиши из текста примеры словосочетаний, укажи их вид (согласование, управление, примыкание)
ü Напишите сочинение-размышление «Как я понимаю строчку из стихотворения А.С. Пушкина: «Глаголом жги сердца друзей»?».
-Спасибо за урок, ребята.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.