ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме
_Типы животных_________________________________________
(Тема урока): Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Строение животных.
ФИО (полностью)Петрова Ольга Викторовна
Место работы: ГБПОУ ВО «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
Должность: Преподаватель
Предмет: химия, биология Класс 7
Тема и номер урока в теме 4
Базовый учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Биология, 7 класс Цель урока: Познакомить с особенностями строения рыб в связи с их образом жизни
Планируемые результаты:
личностные: Сформировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию
и интерес к учению.
Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе.
Сформировать потребность в самовыражении и самореализации.
Сформировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно решать конфликты.
Сформировать адекватную самооценку и Я – концепцию.
метапредметные:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
предметные:
Формировать умение определять черты приспособленности рыб к образу жизни.
Формировать умение приводить доказательства принадлежности рыб к типу хордовые.
Формировать умение устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни.
Формировать умение определять причины и следствия изменений у рыб.
Формировать умение понимать смысл биологических терминов: позвоночник, череп, пояс конечностей, бесчелюстные, мозг, двухкамерное сердце, почки, челюсти, чешуя, боковая линия.
Формируемые УУД:
• личностные: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
• регулятивные:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. познавательные:
1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Сформировать умение самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся:
- наглядные
- практические
- словесно-логические - частично-поисковые
Необходимое техническое оборудование:
- экран
- медиапроектор - компьютер
Структура и ход занятия:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап. |
Настал новый урок. Я желаю всем нам хорошего урока. |
Выполняют установку учителя. |
2.Актуализация знаний. |
Звучат звуки моря, и учитель загадывает классу загадку. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. Вильнет хвостом Туда-сюда – и нет ее, И нет следа. – К какому типу относится Надкласс Рыбы? (Надкласс Рыбы относится к Типу Хордовые.) – Что такое хорда? (Хорда – продольный упругий стержень, который позднее замещается позвоночником.) – Что представляют собой позвоночные животные? Каких позвоночных животных вы знаете? (Позвоночные – это единая мощная ветвь эволюции. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.) Самооценка. Ребята проставляют себе оценки в лист самооценки. |
Разгадывают загадку и отвечают на учителя. Самостоятельно оценивают деятельность. |
вопросы свою |
|
3.Постановка цели и задач Мотивация деятельности учащихся. |
урока. учебной |
Факт 1. Рыбы – самая многочисленная и разнообразная группа хордовых животных. Факт 2. Рыбы «изобрели» позвоночник и челюсти. Факт 3. Рыбы имеют обтекаемую форму тела. Что общего между загадкой, которую мы разгадали в начале урока и рассмотренными фактами? – Как будет звучать тема нашего урока, и какую проблему мы будем решать на уроке. Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. Тема урока: Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Строение животных. Проблема урока: Как особенности строения и приспособления рыб связаны с их образом жизни? Самооценка. Ребята проставляют себе оценки в лист самооценки. Рефлексия: чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности? |
Читают факты на странице 191. и выстраивают предположения о том, с каким образом жизни связано возникновение этих приспособлений у рыб. Находят взаимосвязь между загадкой, которую они разгадали в начале урока и рассмотренными фактами. Формулируют тему урока и проблему, которую необходимо будет решить в течение урока. Самостоятельно оценивают свою деятельность. Проводят рефлексию. |
|
4.Первичное усвоение знаний. |
новых |
Для решения проблемы урока работаем по вариантам. Вариант 1 – стр. 191-192 «Щуке хорда не годиться». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: |
Первичное усвоение знаний проводится по вариантам. Осуществляется смысловое чтение. |
|
– Как появился позвоночник? – Какое преимущество дали изменения в развитии позвоночных? – Из чего образовался череп? Какую функцию выполняет череп? Вариант 2 – стр. 193 «Рыбы рождены хищниками». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: – Как появились настоящие рыбы? – Заполните схему: Рыбы
С хрящевым С костным скелетом скелетом – Какие приспособления позволили рыбам вести хищный образ жизни? (Органы чувств, парные плавники, челюсти.) Вариант 3 – стр. 195 «Как рыба плавает?». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: – Какие плавники различают у рыб и каковы их функции? – Какие приспособления имеют рыбы для жизни в водной среде? – Как рыба могут держаться на любой глубине? Вариант 4 – стр. 195 «Рыба кусает, но не жует». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: – Почему рыбы не могут жевать добычу? – Объясните происхождение и эволюцию челюстей (рис. 35.6). – Откуда берут свое происхождение зубы рыб? Вариант 5 – стр. 196-197 «Рыба находит жертву даже в мутной воде». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: – Что позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды и глубину погружения? (Боковая линия.) – Заполните схему: Органы чувств рыбы
|
Выделяют существенную информацию из текста. Осуществляют активизацию личного опыта. Самостоятельно оценивают свою деятельность. Проводят рефлексию. |
|
Зрение Слух Равновесие Вкус Обоняние – Какое строение имеет нервная система рыб? Назовите отделы головного мозга рыб. Вариант 6 – стр. 197-198 «Другие системы поддерживают активность хищника». Прочитайте текст и ответьте на вопросы: – Какие системы органов расположены в полости тела у рыб и какие функции они выполняют? – Как вода походит через жабры? – Какие сосуды называются венами и артериями? |
|
5.Первичная проверка понимания.
|
Итог работы по вариантам (от каждого варианта учитель спрашивает одногодвух учеников): Вариант 1 – Как появился позвоночник? – Из чего образовался череп? Какую функцию выполняет череп? Вариант 2 – Как появились настоящие рыбы? – На какие два класса подразделяется класс рыбы? Вариант 3 – Какие плавники различают у рыбы и каковы их функции? – Как рыба могут держаться на любой глубине? Вариант 4 – Почему рыбы не могут жевать добычу? – Откуда берут свое происхождение зубы рыб? Вариант 5 – Что позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды и глубину погружения? – Какое строение имеет нервная система рыб? Назовите отделы головного мозга рыб. Вариант 6 – Какие системы органов расположены в полости тела у рыб и какие функции они выполняют? – Какие сосуды называются венами и артериями? Самооценка. Ребята проставляют себе оценки в лист самооценки. Рефлексия: чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности? |
Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Рассуждают, делают предположения. Контролируют правильность ответов обучающихся, дополняют, уточняют. Работают в группах, обсуждают ответы на вопросы, рассматривают натуральные объекты и рисунки Слушают собеседника, строят понятные для всех высказывания. Продуктивно взаимодействуют со своими партнерами при обучению, осуществляют взаимоконтроль. Самостоятельно оценивают свою деятельность. Проводят рефлексию. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Переключает учебную деятельность обучающихся на отдых. |
Выполняют музыкальную физминутку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление.
|
1. Заполнить таблицу «Общая характеристика Надкласса Рыб» по полученным знаниям:
2. Контрольный тест (задания |
Слушают собеседника, строят понятные для всех высказывания. Продуктивно взаимодействуют со своими партнерами при обучению, осуществляют взаимоконтроль. Контролируют правильность ответов обучающихся, дополняют, уточняют. Выделяют существенную информацию. Заполняя таблицу договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. Самостоятельно оценивают свою деятельность. Проводят рефлексию. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
дифференцированы по уровню сложности). Рефлексия: чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности? Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (решена ли проблема урока: как особенности строения и приспособления рыб связаны с их образом жизни?). Вывод: Рыбы – это типичные водные животные. Дышат жабрами. Обтекаемая форма тела помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. Чешуя придает форму и защищает. Слизь уменьшает силу трения. Плавники осуществляют движение. Плавательный пузырь обеспечивает плавучесть. Боковая линия воспринимает колебания воды и позволяет различать особенности течения, подвижные и неподвижные предметы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия (подведение занятия) |
итогов |
Беседа с 2-3 учащимися по самооценке: -какую оценку себе поставил? -испытывал трудности на уроке? -оправдались ожидания от урока? Засели аквариум. Желтая рыбка – на уроке было комфортно и все понятно Красная рыбка – на уроке немного затруднялся, не все понятно Черная рыбка – на уроке было трудно, ничего не понял |
Проводят самооценку. Оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке и уровень полученных знаний. |
Графический вариант технологической карты (на выбор слушателя)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.