Разработка урока с использованием ментальных карт по теме: "Типы животных"
Оценка 5

Разработка урока с использованием ментальных карт по теме: "Типы животных"

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
биология
7 кл—9 кл
30.04.2024
Разработка урока с использованием ментальных карт по теме: "Типы животных"
Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Строение животных.
Разработка урока с использованием ментальных карт по теме Типы животных.pdf

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме

_Типы животных_________________________________________

(Тема урока): Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Строение животных.

ФИО (полностью)Петрова Ольга Викторовна

Место работы: ГБПОУ ВО «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»

Должность: Преподаватель

Предмет: химия, биология Класс 7

Тема и номер урока в теме 4

Базовый учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Биология, 7 класс Цель урока: Познакомить с особенностями строения рыб в связи с их образом жизни

Планируемые результаты:

                 личностные: Сформировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию

и               интерес к учению.    

Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе.

Сформировать потребность в самовыражении и самореализации.

Сформировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно решать конфликты.

Сформировать адекватную самооценку и Я – концепцию.

метапредметные: 

1.   Сформировать          умение            самостоятельно        обнаруживать            и     формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.   Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3.   Сформировать умение подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

предметные: 

Формировать умение определять черты приспособленности рыб к образу жизни.

Формировать умение приводить доказательства принадлежности рыб к типу хордовые.

Формировать     умение           устанавливать           зависимость между     приспособлениями, многообразием и образом жизни.

Формировать умение определять причины и следствия изменений у рыб.

Формировать  умение понимать смысл биологических терминов: позвоночник, череп, пояс конечностей, бесчелюстные, мозг, двухкамерное сердце, почки, челюсти, чешуя, боковая линия.

Формируемые УУД:

       личностные: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

       регулятивные: 

1.   Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.   Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3.   Сформировать умение подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.        познавательные: 

1.       Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.       Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

3.       Сформировать        умение            строить          логическое     рассуждение,           включающее установление причинно-следственных связей.

4.       Сформировать умение самостоятельно использовать различные виды чтения

(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: 

-   наглядные

-   практические

-   словесно-логические - частично-поисковые

Необходимое техническое оборудование: 

-   экран

-   медиапроектор - компьютер

Структура и ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап.

Настал новый урок. Я желаю всем нам хорошего урока. 

Выполняют   установку учителя.

 

2.Актуализация знаний.

Звучат звуки моря, и учитель загадывает классу загадку.

Блещет в речке чистой                      Спинкой серебристой.                   

Вильнет хвостом Туда-сюда – и нет ее, И нет следа.

                К какому типу относится Надкласс Рыбы? (Надкласс Рыбы относится к Типу

Хордовые.)

                Что такое хорда? (Хорда – продольный упругий стержень, который позднее замещается позвоночником.)   

                Что представляют собой позвоночные животные? Каких позвоночных животных вы знаете? (Позвоночные – это единая мощная ветвь эволюции. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

 Самооценка. Ребята проставляют себе оценки в лист самооценки.   

Разгадывают загадку и отвечают на учителя. Самостоятельно оценивают деятельность.

вопросы

свою

3.Постановка цели и

задач

Мотивация деятельности учащихся.

урока. учебной

Факт 1. Рыбы – самая многочисленная и разнообразная группа хордовых животных. Факт 2. Рыбы «изобрели» позвоночник и челюсти.

Факт 3. Рыбы имеют обтекаемую форму тела.

Что общего между загадкой, которую мы разгадали в начале урока и рассмотренными фактами?

– Как будет звучать тема нашего урока, и какую проблему мы будем решать на  уроке.

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. Тема урока: Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Строение животных.

Проблема    урока: Как     особенности строения и приспособления рыб связаны с их образом жизни?

Самооценка. Ребята проставляют себе оценки в лист самооценки. 

Рефлексия:  чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности?

Читают факты на странице 191. и

выстраивают предположения о том, с каким образом жизни связано возникновение этих приспособлений у рыб.

Находят        взаимосвязь между           загадкой, которую они разгадали в           начале            урока           и рассмотренными фактами.

Формулируют тему урока и проблему, которую необходимо будет решить в течение урока.

Самостоятельно

оценивают   свою деятельность.

Проводят рефлексию.

4.Первичное усвоение знаний.

новых

Для решения проблемы урока работаем по вариантам.

Вариант 1 – стр. 191-192 «Щуке хорда не годиться». Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Первичное усвоение знаний проводится по вариантам. Осуществляется смысловое чтение.

 

 

                    Как появился позвоночник?

                    Какое преимущество дали изменения в развитии позвоночных?

                    Из       чего     образовался   череп?

Какую  функцию выполняет череп?

Вариант 2 – стр. 193 «Рыбы рождены хищниками».   Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

                    Как появились настоящие рыбы?

                    Заполните схему:

                               Рыбы

                                              

 

 

 

С хрящевым                                 С костным    скелетом                                      скелетом

                    Какие приспособления позволили рыбам вести хищный          образ жизни?             (Органы чувств, парные плавники, челюсти.)

Вариант 3 – стр. 195 «Как рыба плавает?».   Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

                    Какие плавники различают у рыб и каковы их функции?

                    Какие приспособления имеют рыбы для жизни в водной среде? 

                    Как рыба могут держаться на любой глубине?

Вариант 4 – стр. 195 «Рыба кусает, но не жует».   Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

                    Почему рыбы не могут жевать добычу?

                    Объясните происхождение и эволюцию челюстей (рис. 35.6).

                    Откуда берут свое происхождение зубы рыб?

Вариант 5 – стр. 196-197 «Рыба находит жертву           даже   в          мутной воде».   Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

                    Что позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды и глубину

погружения? (Боковая линия.) – Заполните схему:

                        Органы чувств рыбы                                                          

 

 

Выделяют существенную информацию из текста. Осуществляют активизацию личного опыта.

Самостоятельно

оценивают     свою деятельность.

Проводят рефлексию.

 

 

 

Зрение                 Слух                Равновесие                  Вкус                Обоняние

                    Какое строение имеет нервная система рыб? Назовите отделы головного мозга рыб. Вариант 6 – стр. 197-198 «Другие системы поддерживают             активность хищника».   Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

                    Какие системы органов расположены в полости тела у рыб и какие функции они выполняют?

                    Как вода походит через жабры?  

                    Какие сосуды называются венами и артериями?

 

5.Первичная проверка понимания.

 

Итог работы по вариантам (от каждого варианта        учитель          спрашивает             одногодвух  учеников):

 Вариант 1

                    Как появился позвоночник?

                    Из       чего     образовался   череп?

Какую  функцию выполняет череп? Вариант 2

                    Как появились настоящие рыбы?

                    На какие два класса подразделяется класс рыбы?

Вариант 3

                    Какие плавники различают у рыбы и каковы их функции?

                    Как рыба могут держаться на любой глубине?

Вариант 4

                    Почему рыбы не могут жевать добычу? – Откуда берут свое происхождение зубы рыб? Вариант 5

                    Что позволяет рыбе ощущать направление и           силу    течения             воды   и          глубину погружения?

                    Какое строение имеет нервная система рыб? Назовите отделы головного мозга рыб. Вариант 6

                    Какие системы органов расположены в полости тела у рыб и какие функции они выполняют?

                    Какие сосуды называются венами и артериями?

Самооценка. Ребята            проставляют             себе оценки в лист самооценки. 

Рефлексия:  чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности?

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

Рассуждают, делают предположения. Контролируют правильность ответов обучающихся, дополняют, уточняют.

Работают в группах, обсуждают ответы на

вопросы, рассматривают натуральные объекты и рисунки

Слушают собеседника, строят понятные для всех высказывания. Продуктивно взаимодействуют со своими партнерами при обучению, осуществляют взаимоконтроль. Самостоятельно

оценивают     свою деятельность.

Проводят рефлексию.

 

 

 

 

Физминутка

Переключает             учебную             деятельность обучающихся на отдых.

Выполняют музыкальную физминутку.

5.Первичное закрепление.

 

1.                  Заполнить таблицу «Общая характеристика Надкласса Рыб» по полученным знаниям:

Признаки

Особенности

Место обитания

Типичные             водные животные

Форма тела

Обтекаемая и сплющенная с

боков

Кожа

Богатая             железами, выделяющими

слизь,          покрыта

чешуей

Органы движения

Непарные и парные

плавники, плавательный пузырь

Скелет

Хрящевой           или

костный

Мышцы

Слабо дифференцированы, сегментированы

Пищеварительная система

Разделена       на отделы, в желудке и кишечнике имеются железы

Дыхательная система

Жабры

Кровеносная система

Замкнутая,        один

круг кровообращения, двухкамерное сердце

Выделительная система

Почки

Органы чувств

Органы зрения, слуха, равновесия, вкуса, обоняния

Нервная система

Головной и спинной мозг,

боковая линия

Заполняется на следующем уроке

Половая система

Раздельнополы

Размножение         и

развитие

Половое, оплодотворение наружное

2.                  Контрольный            тест     (задания

Слушают собеседника, строят понятные для всех высказывания. Продуктивно взаимодействуют со своими партнерами при обучению, осуществляют взаимоконтроль. Контролируют правильность ответов обучающихся, дополняют, уточняют. Выделяют существенную информацию.

   Заполняя            таблицу

договариваются,

приходят к общему мнению в совместной деятельности. Самостоятельно

оценивают     свою деятельность.

Проводят рефлексию.

 

 

дифференцированы по уровню сложности). Рефлексия: чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности?

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (решена ли проблема урока: как особенности строения и приспособления рыб связаны с их образом жизни?).

Вывод:

Рыбы – это типичные водные животные.

Дышат жабрами.

Обтекаемая форма тела помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

Чешуя придает форму и защищает.

Слизь уменьшает силу трения.

Плавники осуществляют движение.

Плавательный         пузырь           обеспечивает плавучесть.

Боковая линия воспринимает колебания воды и позволяет различать особенности течения, подвижные и неподвижные предметы.

 

7.Рефлексия (подведение занятия)

итогов

Беседа с 2-3 учащимися по самооценке:

-какую оценку себе поставил?

-испытывал трудности на уроке?

-оправдались ожидания от урока? Засели аквариум.

Желтая рыбка – на уроке было комфортно и все понятно

Красная      рыбка     – на     уроке     немного

затруднялся, не все понятно

Черная рыбка – на уроке было трудно, ничего не понял  

Проводят самооценку. Оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке и уровень полученных знаний.

 

     

Графический вариант технологической карты (на выбор слушателя)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме _

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме _

Формировать умение понимать смысл биологических терминов: позвоночник, череп, пояс конечностей, бесчелюстные, мозг, двухкамерное сердце, почки, челюсти, чешуя, боковая линия

Формировать умение понимать смысл биологических терминов: позвоночник, череп, пояс конечностей, бесчелюстные, мозг, двухкамерное сердце, почки, челюсти, чешуя, боковая линия

Актуализация знаний.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение знаний. новых

Первичное усвоение знаний. новых

Как появился позвоночник? –

Как появился позвоночник? –

Боковая линия.) – Заполните схему:

Боковая линия.) – Заполните схему:

Зрение Слух

Зрение Слух

Первичная проверка понимания.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление. Заполнить таблицу «Общая характеристика

Первичное закрепление. Заполнить таблицу «Общая характеристика

Половая система Раздельнополы

Половая система Раздельнополы

Рефлексия: чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности?

Рефлексия: чему мы учились на данном этапе урока, сделайте вывод по данному этапу урока, какие возникли трудности?

Разработка урока с использованием ментальных карт по теме: "Типы животных"

Разработка урока с использованием ментальных карт по теме: "Типы животных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024