Цель: формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов протекающих в ней процессов; сравнить строение клетки с устройством государства; на основе сравнительной характеристики клетки и структуры государства подвести детей через законы социальной экологии к пониманию необходимости экологического образования как фактора формирования культурного потенциала личности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ПК.
Урок проходит в компьютерном классе.
Оборудование: карты индивидуального учета знаний ( приложение 1) таблицы, плакаты, компьютеры.
Ход урока:
Учитель биологии: В русских народных сказках часто говорится о “живой” и “ мертвой” воде. Люди давно заметили, что одна вода действует благотворно на живые организмы, а другая их убивает.
В чем дело?
Рассмотрим свойства белков.
Свойства белков весьма разнообразны и определяются их строением.
1 . Растворимость белков в воде.
По растворимости в воде белки делятся на два класса:
А) глобулярные белки- растворяются в воде или образуют коллоидные растворы.
Б) фибриллярные белки- в воде нерастворимы.
2 Денатурация белка.
Это свойство нам известно из жизненного опыта(приготовление пищи)
Пример денатурации- свертывание яичных белков при варке яиц
Факторы, влияющие на денатурацию:
1 действие температуры
2 действие солей тяжелых металлов
3 действие азотной кислоты. Видео.
Вывод: при денатурации идет разрушение четвертичной, третичной, вторичной структур белка. (запись в тетрадях)
Денатурация бывает обратимой и необратимой. Необратимая денатурация .может быть вызвана радиацией, при отравлении организма солями тяжелых металлов, спиртами. Вы должны осознать на сколько вредно употребление алкоголя
Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации называется денатурацией.
Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы называется ренатурацией..
Как определить белки?
Для определения белков существуют цветные реакции
Одна из цветных реакций – биуретовая реакция. С ее помощью обнаруживаем наличие пептидных связей (-CO-NH-) в молекулах белка.
Выполнение опыта.
В пробирку налейте 1-2 мл белка, 20% раствора гидроксида натрия, затем 3-4 капли разбавленного почти бесцветного раствора сульфата меди(2) Содержимое тщательно перемешайте. Что наблюдаете?
Цветные реакции имеют большое значение в медицине- анализы мочи, крови( определяют наличие белка)
Свойства белков мы знаем, теперь определим суточную норму потребления белка для своего организма. Для этого решим задачу
Задача.№1.
Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5 г белка на 1 кг массы тела в день. Зная свою массу , определите суточную норму потребления белка для своего организма.
Решение следующей задачи необходимо для того, чтобы знать , как происходит обновление белка в организме.
Задача №2.
Известно, что при продолжительности жизни 70 лет обновление белков в организме происходит в среднем 200 раз. Предположите, сколько раз произошло обновление белков в вашем организме.
Мы рассмотрели одно из основных свойств белков, имеющее глубокий биологический смысл.
Учитель химии:
Почему мы начали свой урок с разговора о воде?
Вода – источник жизни.
Фронтальная беседа.
Уч-ся о роли воды как важнейшего химического вещества клетки.
На доске тема урока: Клетка – единица живого. На всех компьютерах заставка “Бегущая строка” – “Клетка – единица живого”.По данной схеме попробуйте сформулировать главную задачу урока.
Задача: повторить обобщить и систематизировать знания о клетке, доказать, что клетка – структурная единица живого, в которой все взаимосвязано.
Итак, вода – компонент клетки.
Для оценивания работы на уроке вам предлагается карта индивидуального учета( приложение 1)
Чтобы вспомнить какие еще вещества входят в состав клетки, поработаем с таблицами, в которых средняя графа пустая. (Приложение 2)
Проверка (самопроверка) по ключу. Определите: над чем вам дома нужно еще поработать.
Учащиеся отвечают.
(Ученик рассказывает о биосинтезе белка, не называя его).
1 группа работает по карточкам. Сравните процессы фотосинтеза и гликолиза.
Самопроверка по ключу:
2 группа работает за компьютерами с тестами: “Фотосинтез.1 вариант” “Фотосинтез. 2 вариант” Гликолиз” “Кислородное окисление”
Смена видов деятельности. Таблица и тесты.
После выполнения теста компьютер сразу показывает оценку и есть возможность посмотреть неправильный ответ. Результат тестирования учащиеся заносят в карточку индивидуального учета знаний. ( приложение 1)
Сравните клеточные структуры с государственными (беседа и коллективное заполнение таблицы на доске)
– Давайте подробнее остановимся на клеточной (эндоплазматической) мембране и государственной границе. Что произойдет при нарушении их?
– Целостность мембраны – залог нормального функционирования клетки, целостность границ (высокая подготовленность и оснащение пограничных войск и всей армии в целом) – залог существования государства. Поэтому гражданский долг каждого призывника – добросовестная служба в армии.
11. Учитель: Случайно ли сходство природных и социальных систем? (мнение детей)
Учитель: До сих пор ни одна наука не пыталась выяснить законы, которые отражали бы единство общества и природы.
Сегодня именно социальная экология претендует на установление таких социальных законов.
Открывается доска . Американский эколог Б. Коммонер сформулировал их так:
1. Все должно куда-то деваться, (не накапливаться там, где по природе этих веществ не должно быть)
2. Природа знает лучше (без знаний последствий вмешательство человека в природу недопустимо)
3. Ничего не дается даром (все что взято человеком у природы должно быть возмещено)
4. Устойчивое развитие цивилизаций зависит от нравственных качеств и культуры людей.
5. Каждый несет ответственность за свои действия перед будущим.
6. Все связано со всем.
– Этот закон больше всего раскрывает сущность клетки (возврат к целям урока) (краткая беседа)
– Я думаю, что после нашего разговора многие из вас пересмотрят свое отношение к природе, которая началась с клетки и которая не может существовать вне нашей планеты, страдающей от рук человеческих. Спасибо за урок, ребята! Вы сегодня поработали хорошо. Оценку своей работы вы можете дать самостоятельно по картам индивидуального учета знаний.
Приложение 1
Наименование задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итог |
1. Кислородное окисление |
|
|
|
|
|
|
2. Гликолиз |
|
|
|
|
|
|
3. Фотосинтез (1 вариант) |
|
|
|
|
|
|
4. Фотосинтез (2 вариант) |
|
|
|
|
|
|
5. Классы веществ |
|
|
|
|
|
|
6. Процессы |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2Распределите вещества в правой колонке по группам
(в средней колонке указать только номер вещества)
Классы вещества |
№ |
Вещества |
1. белки |
|
1. глюкоза 2. жиры 3. рибоза 4. холестерин 5. крахмал 6. ДНК 7. и - РНК 8. витамины 9. АТФ 10. гормоны 11. фосфолипиды 12. т – РНК 13. НАДФ Н 16. ферменты 17. гемоглобин 18. инсулин |
2. углеводы |
|
|
3. липиды |
|
|
4. нуклеиновые кислоты
|
|
|
Биологические аккумуляторы |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.