Класс: 5
Тема урока: «Металлы: виды, свойства, применение, уход»
Цели урока:
1. Профориентационные цели:
1.1. Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, связанных с производством и обработкой металлов: металлурга, кузнеца.
2. Развивающие цели:
2.1 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету,
2.2. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, , экономических качеств личности;
4. Образовательные цели:
4.1. Способствовать формированию и развитию знаний и навыков по изучению видов и свойств металла и проволоки, работе по уходу за музейными экспонатами.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
- экспонаты из разных металлов и сплавов,
- презентация,
- средства для чистки металлических изделий.
2. Дидактическое обеспечение:
- рабочий лист урока;
- дополнительная выставка музейных экспонатов;
-таблица Д.И.Менделеева:
Методы обучения:
1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;
2. формирование, закрепление, применение ЗУН;
3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Ход урока:
I.Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности к уроку;
Сегодня мы начнем урок несколько необычно. В классе появился чемодан , но он не пустой , а в нем лежат предметы. Чтобы узнать что там, нужно выполнить задания. После выполнения заданий , предмет выкладывается на стол застеленный скатертью.
II.Введение в тему.
1.ЗАГАДКА.
И пузатый и пыхтящий,
И большущий и блестящий.
Если только захочу,
Кипяточку вскипячу. (самовар)
2. Доскажи словечко.
Ручку в бок уперла я, за неё возьмешь меня! Ручка у меня, как ушко. А назвали меня …. (кружка)
3. Доскажи словечко.
В ней не нуждается только лишь кошка, Нам же к обеду нужна очень... (ложка)
4.зАГАДКА
ПРефикс «Би» и речка Дон- для молока сосуд, ….(бидон)
5.загадка
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята знает? (чугунок) или В нем готовили пищу в печке.
4. Ребус
под Н ос (поднос)
7. Узнай по описанию
Подставка , охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан , в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку, для того , чтобы употреблять горячий чай , не обжигая ладони ( подстаканник)
• Подумайте, что это за предметы? Откуда они?
• Как называются предметы из музея?
(ЭКСПОНАТЫ)
- Как называется коллекция экспонатов?
(ЭКСПОЗИЦИЯ)
• Что объединяет все эти предметы?
• Из какого материала эти предметы?
• Определите тему урока.
III.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок, а урок музейный урок. Я буду вашим экскурсоводом и мы изучим материал из которых изготовлены наши экспонаты, а также узнаем какими свойствами они обладают.
IV. Изложение нового материала.
Рассказ с элементами беседы.
Большинство вещей которые нас окружают изготовлены из металла. Это один из главных конструкционных материалов современного мира. А что такое металл?
В рабочем листе есть определение. Зачитайте его и вставьте недостающее слово.
Металлы – вещества , характерными свойствами которых является высокая прочность, пластичность, тепло и электропроводность, особый блеск. На иллюстрации вы видите металлы. Чем они отличаются друг от друга? (цветом), также названиями и свойствами.
Металлы в жизни человечества значимы и занимают важное место.
Люди научились добывать и обрабатывать металл очень давно.
Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла. Мы никогда не задумываемся о том, что столовые приборы, транспорт, станки и оборудование могли бы быть изготовлены не из металла, а из других конструкционных материалов.
? Почему именно из металла изготовляют многие инструменты, строительные конструкции, детали машин, посуду? (Ответы учащихся).
Правильно! Они прочны, надежны в эксплуатации, долговечны.
? Кто знает из чего получают металлы?
(слайд) Металлы получают из железных руд , которые добывают в земле. Из руды выплавляют железо, олово, свинец и много других металлов Кто из вас видел таблицу Д.И.Менделеева в которой 118 химических элементов, так вот 82 элемента, это металлы. 19 элементов находится в плазме( сыворотке ) крови человека.
Начиная с древних времен люди научились не только добывать, но и обрабатывать металл. По тому, такой металл наиболее широко применялся в практической жизни человека, назывались целые исторические эпохи. Например: бронзовый век, железный век… Люди из поколения в поколение предавали навыки обработки металлов.
При обычной температуре все металлы находятся в твердом состоянии. Но если его нагреть до определенной температуры, он начнет плавится. В жидком состоянии металлы используют для литья, их разливают в специальные формы, в которых они затвердевают.
Из чего изготавливают, разобрались, а вот люди каких профессий, кто знает?
Профессии людей занимающихся добычей выплавкой металлов называют- металлургами. Запишите.
Если металл нагреть тоже до определенной температуры, то он становится пластичным, мягким , ему можно придать любую форму, именно это свойство используют кузнецы, в своих кузницах.
Кто такой кузнец?
Кузнец- мастер занимающийся обработкой горячего металла. Впишите слово.
Все металлы делятся на 2 основные группы.
Как вы думаете на какие?
(на черные и цветные) запишите в прямоугольнички..Есть еще третья группа, которая называется благородные металлы, к тому же они и самые дорогие- это серебро, золото, платина. Они у вас вписаны , а вы напишите название.
К черным металлам относятся железо и его сплавы, это чугун и сталь. А к цветным металлам относятся все остальные.
Если в железо добавить углерод , это такой химический элемент , то можно получить чугун. Цветные металлы получаются на основе цветных сплавов.
На сегодняшний день известно более 10 тыс. сплавов и каждый день их количество растет.
Черные металлы — железо и его сплавы: чугун и сталь. В течении тысячелетий развитие человеческого общества неразрывно связано с как стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в строительстве и машиностроении. По объёмам производства большинства важнейших видов продукции черной металлургии (чугуна, стали, железной руды, стальных труб) Россия занимает 1-е место в мире.
Они получили такое название потому, что имеют различную окраску. Например, медь - светло-красная; никель, олово, серебро – белые; свинец - голубовато-белый; золото -желтое.
Как и любые материалы, будь то древесина, бумага, ткань, каждый металл и сплав обладает определёнными физическими, механическими и технологическими , химическими свойствами. Рассмотрим лишь некоторые из них:
Все металлы обладают некоторыми физическими (химическими) свойствами, которые отсутствуют у древесины. Это намагничиваемость, температура плавления. Необходимо отметить, что прочность и твердость металлов ) значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины, металлы обладают пластичностью. Чаще всего для производства изделий используется не сами металлы. А их сплавы.
К механическим свойствам относятся:
Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь;
Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала;
Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил;
Пластичность - способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.
Перейдем к металлам и их свойствам и применению
1.Железо – один из самых распространенных металлов на Земле. Это естественный металлический элемент, один из самых прочных и дешевых.
Входит в состав железных руд- железняков. Основная добыча руд производится открытым способом в карьерах. Подготовленное сырье поступает в доменные печи
Представляет собой вязкий ковкий металл с температурой плавления 1535 градусов.
Чугун – это сплав железа с углеродом. Чугун производят способом доменной плавки. Углерод- это химический элемент.
Применение : изготовление массивных деталей методом литья( литейный чугун) , переработка в сталь ( предельный чугун)
СТАЛЬ – тоже сплав железа с углеродом.
Свойства стали :
Цвет – серебряный, светло серый. Прочность, упругость, теплопроводность, притягиваются к магниту, ржавление.
Для нержавеющих сталей цвет серебристый.( могут добавлять хром или никель, как защитный слой) - устойчивость к коррозии., что придает ей долговечность.
В нее могут быть добавлены добавки хром, никель, вольфрам, ( ложки никелированные, самовары, краны в ванной)
сталь с латунным покрытием
сталь с никелерованным покрытием
Алюминий-
Цвет- серебристо-белый
Легкий металл
Теплопроводность – повышенная
Прочность - высокая
Стойкость к коррозии – не ржавеет
Не притягивается к магниту
Хорошо полируется
Применение – кабельно- проводниковая продукция, при изготовлении кухонной посуды, фольги в пищевой промышленности, в авиационной и авиакосмической промышленности, в электротехнике, при строительстве и машиностроении, изготавливают мебельную фурнитуру.
Без использования алюминия невозможно было бы создать мощных и легких машин, сверхбыстрых ракет и самолетов, и предметов быта.
Сравнительная дешевизна материала и простота получения и обработки
Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием и марганцем. Материал для авиационного и транспортного машиностроения.
Преимущество этого металла – надежность прочность, поддатливый и долговечность и устойчивость к коррозии, не ржавеет. Чистая латунь смотриться не очень эстетично и часто ее покрывают слоем никеля или хрома.. ПРименение латуни: производство сантехники, (краны, крепежи, трубы, элементы при производстве морозильных камер, холодильников, для деталей часов и пружин.Изготовление украшений, мебельной фурнитуры, посуды, декоративные зажигалки, изделия
Есть простой способ определить из чего предмет.(например , самовар)
Приложить к предмету магнит. Если он пристанет, то перед вами железное изделие.
Если магнит упадет, то это латунь с никелевым покрытием. Она не магнититься.
-Для чего нужно знать свойства металлов?
Знание свойств позволяет нам предсказывать поведение металлов в различных условиях, и принимать решения при выборе конкретных задач, например, знать магнититься ли металл, нагревается ли, прочный ли он, чем и как за ним ухаживать.
V. Практическая работа.
Задание:
Заполните таблицу, опираясь на свойства металлов и группы. Можно подойти к экспонатам , рассмотреть.
Дети заполняют, потом проверяем.
Правильный уход за изделием , выбор подходящего материала для чистки изделия из определенного металла или сплава можно сделать, зная его свойства. Рассмотрим какие можно использовать средства при чистке изделий из металла, а именно представленных экспонатов музея.
Рассказ сопровождается показом чистящих средств и обсуждением.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.