Разработка урока технологии 5 класс " Металлы и их свойства, применение, уход"
Оценка 4.9

Разработка урока технологии 5 класс " Металлы и их свойства, применение, уход"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
труд
5 кл
24.09.2024
Разработка урока технологии 5 класс " Металлы и их свойства, применение, уход"
Сценарий урока технологии _ Металлы и их свойства, применение, уход_.docx

Класс: 5

Тема урока: «Металлы: виды, свойства,  применение, уход»

Цели урока:

1. Профориентационные цели:

1.1. Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, связанных с производством и обработкой металлов: металлурга, кузнеца.

2. Развивающие цели:

2.1 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету,

2.2. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, , экономических качеств личности;

4. Образовательные цели:

4.1. Способствовать формированию и развитию знаний  и навыков по изучению видов и свойств металла и проволоки, работе по уходу за музейными экспонатами.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

-  экспонаты из разных металлов и сплавов,

- презентация,

- средства для чистки металлических изделий.

2. Дидактическое обеспечение:

- рабочий лист урока;

- дополнительная выставка музейных экспонатов;

-таблица Д.И.Менделеева:

Методы обучения:

1.     словесный, наглядный, аудиовизуальный;

2.     формирование, закрепление, применение ЗУН;

3.     репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;

Тип урока: урок освоения новых знаний.

 

Ход урока:

I.Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности к уроку;

Сегодня мы начнем урок несколько необычно. В классе появился чемодан , но он не пустой , а в нем лежат предметы. Чтобы узнать что там, нужно выполнить задания. После выполнения заданий , предмет выкладывается на стол застеленный скатертью.

II.Введение в тему.

 

1.ЗАГАДКА.

И пузатый и пыхтящий,

И большущий и блестящий.

Если только захочу,

Кипяточку вскипячу. (самовар)

2. Доскажи словечко.

Ручку в бок уперла я, за неё возьмешь меня! Ручка у меня, как ушко. А назвали меня …. (кружка)

3. Доскажи словечко.

В ней не нуждается только лишь кошка, Нам же к обеду нужна очень... (ложка)

4.зАГАДКА

ПРефикс «Би» и речка Дон- для молока сосуд, ….(бидон)

5.загадка

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята знает? (чугунок) или В нем готовили пищу в печке.

4.     Ребус

под Н ос (поднос)

7. Узнай по описанию

Подставка , охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан , в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку, для того , чтобы употреблять горячий чай , не обжигая ладони ( подстаканник)

      Подумайте, что это за предметы? Откуда они?

      Как называются предметы из музея?

(ЭКСПОНАТЫ)

- Как называется коллекция экспонатов?

(ЭКСПОЗИЦИЯ)

      Что объединяет все эти предметы?

      Из какого материала эти предметы?

      Определите  тему урока.

III.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок, а урок  музейный урок. Я буду вашим экскурсоводом и мы изучим материал из которых изготовлены наши экспонаты, а также узнаем какими свойствами они обладают.

IV. Изложение нового материала.         

Рассказ с элементами беседы.

Большинство вещей которые нас окружают изготовлены из металла. Это один из главных конструкционных материалов современного мира. А что такое металл?

В рабочем листе есть определение. Зачитайте его и вставьте недостающее слово.

Металлы – вещества , характерными свойствами которых является высокая прочность, пластичность, тепло и электропроводность, особый блеск. На иллюстрации вы видите металлы. Чем они отличаются друг от друга? (цветом), также названиями и свойствами.

Металлы в жизни человечества значимы и занимают важное место.

Люди научились добывать и обрабатывать металл очень давно.

Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла. Мы никогда не задумываемся о том, что столовые приборы, транспорт, станки и оборудование могли бы быть изготовлены не из металла, а из других конструкционных материалов.

?  Почему именно из металла изготовляют многие инструменты, строительные конструкции, детали машин, посуду?  (Ответы учащихся).

Правильно! Они прочны, надежны в эксплуатации, долговечны.

? Кто знает из чего получают металлы?

(слайд) Металлы получают из железных руд , которые добывают в земле. Из руды выплавляют железо, олово, свинец и много других металлов Кто из вас видел таблицу Д.И.Менделеева в которой 118 химических элементов, так вот 82 элемента, это металлы. 19 элементов находится в плазме( сыворотке ) крови человека.

     Начиная с древних времен люди научились не только добывать, но и обрабатывать металл. По тому, такой металл наиболее широко применялся в практической жизни человека, назывались целые исторические эпохи. Например: бронзовый век, железный век… Люди из поколения в поколение предавали навыки обработки металлов.

При обычной температуре  все металлы находятся в твердом состоянии. Но если его нагреть до определенной температуры, он начнет плавится. В жидком состоянии металлы используют для литья, их разливают в специальные формы, в которых они затвердевают.

Из чего изготавливают, разобрались, а вот люди каких профессий, кто знает?

Профессии людей занимающихся добычей выплавкой металлов называют- металлургами. Запишите.

Если металл нагреть тоже до определенной температуры, то он становится пластичным, мягким , ему можно придать любую форму, именно это свойство используют кузнецы, в своих кузницах.

Кто такой кузнец?

Кузнец- мастер занимающийся обработкой горячего металла. Впишите слово.

 

Все металлы делятся на 2 основные группы.

Как вы думаете на какие?

 

(на черные и цветные) запишите в прямоугольнички..Есть еще третья группа, которая называется благородные металлы, к тому же они и самые дорогие- это серебро, золото, платина. Они у вас вписаны , а вы напишите название.

К черным металлам относятся железо и его сплавы, это чугун и сталь. А к цветным металлам относятся все остальные.

Если в железо добавить углерод , это такой химический элемент , то можно получить чугун. Цветные металлы получаются на основе цветных сплавов.

На сегодняшний день известно более 10 тыс. сплавов и каждый день их количество растет.

  Черные металлы железо и его сплавы: чугун и сталь. В течении тысячелетий развитие человеческого общества неразрывно связано с как стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в строительстве и машиностроении. По объёмам производства большинства важнейших видов продукции черной металлургии (чугуна, стали, железной руды, стальных труб) Россия занимает 1-е место в мире.

Они получили такое название потому, что имеют различную окраску. Например, медь - светло-красная; никель, олово, серебро белые; свинец - голубовато-белый; золото -желтое.

Как и любые материалы, будь то древесина, бумага, ткань, каждый металл и сплав обладает определёнными физическими, механическими и технологическими , химическими свойствами. Рассмотрим лишь некоторые из них:

 

Все металлы обладают некоторыми физическими (химическими) свойствами,  которые отсутствуют у древесины. Это намагничиваемость, температура плавления. Необходимо отметить, что прочность и твердость металлов ) значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины, металлы обладают пластичностью. Чаще всего для производства изделий используется не сами металлы. А их сплавы.

К механическим свойствам относятся:

Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь;

Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала;

Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил;

Пластичность - способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

 

Перейдем к металлам и их свойствам и применению

1.Железо – один из самых распространенных металлов на Земле. Это естественный металлический элемент, один из самых прочных и дешевых.

Входит в состав железных руд- железняков. Основная добыча руд производится открытым способом в карьерах. Подготовленное сырье поступает в доменные печи

Представляет собой вязкий ковкий металл с температурой плавления 1535 градусов.

 

 

Чугун – это сплав железа с углеродом. Чугун производят способом доменной плавки. Углерод- это химический элемент.

 

Применение : изготовление массивных деталей методом литья( литейный чугун) , переработка в сталь ( предельный чугун)

 

СТАЛЬ – тоже сплав железа с углеродом.

 

Свойства стали :

Цвет серебряный, светло серый. Прочность, упругость, теплопроводность, притягиваются к магниту, ржавление.

Для нержавеющих сталей цвет серебристый.( могут добавлять хром или никель, как защитный слой) - устойчивость к коррозии., что придает ей долговечность.

В нее могут быть добавлены добавки хром, никель, вольфрам, ( ложки никелированные, самовары, краны в ванной)

сталь с латунным покрытием

сталь с никелерованным покрытием

Алюминий-

Цвет- серебристо-белый

Легкий металл

Теплопроводность – повышенная

Прочность - высокая

Стойкость к коррозии – не ржавеет

Не притягивается к магниту

Хорошо полируется

 

Применение – кабельно- проводниковая продукция, при изготовлении кухонной посуды, фольги в пищевой промышленности, в авиационной и авиакосмической промышленности, в электротехнике, при строительстве и машиностроении, изготавливают мебельную фурнитуру.

Без использования алюминия невозможно было бы создать мощных и легких машин, сверхбыстрых ракет и самолетов, и предметов быта.

Сравнительная дешевизна материала и простота получения и обработки

Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием и марганцем. Материал для авиационного и транспортного машиностроения.

Преимущество этого металла – надежность прочность, поддатливый и долговечность и устойчивость к коррозии, не ржавеет. Чистая латунь смотриться не очень эстетично и часто ее покрывают слоем никеля или хрома.. ПРименение латуни: производство сантехники, (краны, крепежи, трубы, элементы при производстве морозильных камер, холодильников, для деталей часов и пружин.Изготовление украшений, мебельной фурнитуры, посуды, декоративные зажигалки, изделия

Есть простой способ определить  из чего предмет.(например , самовар)

Приложить к предмету магнит. Если он пристанет, то перед вами железное изделие.

Если магнит упадет, то это латунь с никелевым покрытием. Она не магнититься.

-Для чего нужно знать свойства металлов?

 

Знание свойств позволяет нам предсказывать поведение металлов в различных условиях, и принимать решения при выборе конкретных задач, например, знать магнититься ли металл, нагревается ли, прочный ли он, чем и как за ним ухаживать.

V. Практическая работа. 

Задание:

Заполните таблицу, опираясь на свойства металлов и группы. Можно подойти к экспонатам , рассмотреть.

Дети заполняют, потом проверяем.

Правильный уход за изделием , выбор подходящего материала для чистки изделия из определенного металла или сплава можно сделать, зная его свойства.  Рассмотрим какие можно использовать средства при чистке изделий из металла, а именно представленных экспонатов музея.

 

 

 

 

Рассказ сопровождается показом чистящих средств и обсуждением.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.


 

Скачано с www.znanio.ru

Класс: 5 Тема урока: «Металлы: виды, свойства, применение, уход»

Класс: 5 Тема урока: «Металлы: виды, свойства, применение, уход»

ЗАГАДКА. И пузатый и пыхтящий,

ЗАГАДКА. И пузатый и пыхтящий,

Сегодня у нас необычный урок, а урок музейный урок

Сегодня у нас необычный урок, а урок музейный урок

Профессии людей занимающихся добычей выплавкой металлов называют- металлургами

Профессии людей занимающихся добычей выплавкой металлов называют- металлургами

Все металлы обладают некоторыми физическими (химическими) свойствами, которые отсутствуют у древесины

Все металлы обладают некоторыми физическими (химическими) свойствами, которые отсутствуют у древесины

Чугун – это сплав железа с углеродом

Чугун – это сплав железа с углеродом

Для нержавеющих сталей цвет серебристый

Для нержавеющих сталей цвет серебристый

Преимущество этого металла – надежность прочность, поддатливый и долговечность и устойчивость к коррозии, не ржавеет

Преимущество этого металла – надежность прочность, поддатливый и долговечность и устойчивость к коррозии, не ржавеет

Правильный уход за изделием , выбор подходящего материала для чистки изделия из определенного металла или сплава можно сделать, зная его свойства

Правильный уход за изделием , выбор подходящего материала для чистки изделия из определенного металла или сплава можно сделать, зная его свойства

Рассказ сопровождается показом чистящих средств и обсуждением

Рассказ сопровождается показом чистящих средств и обсуждением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024