Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство»
Дата проведения: 20.02.2019 г.
Учитель: Бадараева Б.Э.
Цели
|
Образовательные: - расширить знания учащихся о видах декоративно-прикладного искусства народов России; характерных чертах изделий и практическом их применении; о назначении материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства; о старинных традициях, обрядах, семейных праздниках. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству; культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные УУД: - выражать свою позицию о традиционных ценностях многонационального российского общества; - осознавать значение семейных традиций, праздников в жизни человека; Регулятивные УУД: - определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - планировать пути достижения целей, в том числе осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - отбирать наиболее подходящие для выполнения работы материалы и инструменты; - владеть основами самоконтроля, самооценки; Коммуникативные УУД: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - участвовать в коллективном обсуждении творческих работ; - осознанно использовать речевые средства для дискуссии: сравнивать разные точки зрения, уважительно относиться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать; Познавательные УУД: - работать с разными источниками информации: учебники, энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать факты и явления; - определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. |
Планируемый результат
|
Предметные: - Знают о видах и особенностях декоративно-прикладного искусства народов России. - Приобретают опыт нахождения и сохранения информации. - Приводят примеры промыслов, старинных традиций, обрядов, семейных праздников народов нашей области. - Называют виды и назначение материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства; Личностные: - самостоятельно планируют ответственное отношение к учению, формируют способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - анализируют, строят рассуждения, делают выводы, формируют эстетическое отношение к изделиям народных умельцев; Метапредметные: - самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - определяют понятия, делают обобщения; - оценивают правильность выполнения учебной задачи, самостоятельно контролируют и оценивают результаты своей учебной деятельности. |
Основные понятия |
Виды декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. |
Межпредметные связи |
История, изобразительное искусство, информатика и ИКТ, русский язык, МХК, окружающий мир. |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. Интерактивная доска, ПК.
Иллюстрации. Дидактический материал. Энциклопедии для юных рукодельниц. Толковый словарь С.И. Ожегова. Презентация на тему: «Виды декоративно-прикладного искусства». Выставочные работы учащихся. Ресурсы ЭОР и ЦОР. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационный этап |
|
Здравствуйте девочки! Меня зовут Балма Эрдэмовна. Сегодня у вас урок технологии проведу я. |
Приветствуют учителя. |
Обернитесь, не отрывая ног, на сколько это возможно, зафиксируйте себе точку и запомните. Поворачиваемся обратно. А теперь попробуйте повернуться и посмотреть еще дальше от вашей точки. Возможно ли это? |
Выполняют действия и отвечают на вопрос
|
Садитесь. Почему мы сделали это упражнение. Я желаю вам, увидев одну цель, достичь ещё больше. |
|
Теперь посмотрите, пожалуйста, на слайд, и скажите, что объединяет эти изображения? |
Смотрят картинки, анализируют
Виды ремесел, творчество…. |
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке. Сформулируйте тему. |
Декоративно-прикладное искусство |
А какую цель на урок мы поставим? Что мы должны узнать по данной теме? Про каждый из видов ДПИ, что нам необходимо узнать? |
- узнать какие виды ДПИ существуют
- изучить историю возникновения видов ДПИ - ознакомиться с инструментами, приспособлениями и материалами, применяемыми в традиционных худ.ремёслах. |
Операционно-содержательный этап |
|
Давайте вспомним, что же означает термин «декоративно-прикладное искусство». Если вы забыли, как мы можем узнать? |
Пробуют дать определение.
Предлагают посмотреть в словаре |
ДЕКОРАТИВНЫЙ - служащий для украшения ПРИКЛАДНОЙ – такой, который имеет чисто практическое значение, применение, которой может найти приложение на практике. ИСКУССТВО – творческая художественная деятельность. Теперь, когда мы узнали определение каждого слова, попробуем сформулировать определение термина ДПИ Молодцы! |
Смотрят определения в словаре Ожегова
Анализируют определения и обобщают. ДПИ – это творческая деятельность по созданию художественных изделий, имеющих практическое назначение. |
Сейчас мы поработаем в парах. Каждой паре необходимо создать памятку об одном из видов ДПИ. В памятке должно быть отражено следующее: - название; - как выглядят изделия; - внутри история возникновения вида ДПИ в России; - информация о материалах применяемых для изготовления изделий в данной технике - и информация о том, какие изделия получаются в той или иной технике. |
|
Для того чтобы определить, кто какой вид ДПИ будет рассматривать, вытяните. На выполнение всей работы вам дается 8 минут, поэтому, чтобы ускорить работу распределите обязанности. |
Вытягивают вид ДПИ, распределяют обязанности и заполняют памятку. (Учащимся предоставляется возможность использовать учебник, ноутбук с выходом в интернет, картинки) |
Время вышло, заканчиваем работу |
|
Физкультминутка Вышивают девочки, Сидя на траве, Вышивают девочки, Шелком на канве, - Это клюв! А это хвост! - А вот это гребешок! Приутихли разговоры, За стежком бежит стежок.
МОЛОДЦЫ!!! |
(«вышивают») (приседают) («вышивают»)
(показывают клюв, хвост, гребешок)
(пальчик прикладывают к губам) (бегут друг за другом) |
А сейчас давайте послушаем ваши ответы. (После выступления пары об «Узорном ткачестве» показать модель ткацкого станка, собранного из набора робототехники EV3) (Памятки прикрепить на доске с помощью магнитов) |
Представляют работу пар |
У вас на столах есть листы оценивания, возьмите подпишите их и обменяйтесь. Вам необходимо поставить баллы своим партнерам парной работы (от 1 до 5 баллов). |
Оценивают работу друг друга |
Этап закрепления (практической работы) |
|
После ознакомления с видами ДПИ, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть. Используя технологическую карту, вы должны сделать рамку для фото. |
|
Девочки, с какими инструментами будете работать? А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами? |
Ножницами
Отвечают на вопрос. Озвучивают правила безопасной работы с режущими предметами. |
Молодцы, рамка у всех готова. |
Организуют выставку |
Теперь берем оценочные листы и поставьте себе оценку за проектную работу (от 1 до 5 баллов). Те у кого от 5 до 6 баллов поставьте себе оценку «3», от 7 до 8 оц. «4» от 9 до 10 оц. «5» |
Ставят баллы
Ставят оценку |
Ребята, а вам понравился урок, интересный был? А чем? 1. На сегодняшнем уроке я поняла, я узнала…. 2. Особенно мне понравилось ….. 3. После урока мне захотелось…. 4. Было интересно…. 5. Было трудно…. 6. Меня удивило …. |
|
Какую цель мы ставили в начале урока? Мы достигли своей цели? |
|
Домашним заданием у вас будет: 1. Выполнить задания «Используй компьютер» 2. Сходить в краеведческий музей и изучить лучшие работы мастеров ДПИ вашего края, выбрать наиболее интересный образец рукоделия, зарисовать или сфотографировать, подготовить небольшое устное сообщение |
|
Закончим урок словами Николая Заболоцкого: Два мира есть у человека, Один, который нас творил, Другой который мы от века, Творим по мере наших сил. Желаю, чтобы Ваши два мира были всегда в гармонии. Желаю творческих успехов. Спасибо за урок! |
|
Технологическая карта
изготовления проектного изделия «Рамка для фото»
Материалы и инструменты: рамка для фото, ножницы, клей, кружево, декоративные украшения.
Задание
Изготовить дизайнерскую рамку для фото, подходящую интерьеру вашей комнаты.
Последовательность выполнения изделия.
1. Выбрать подходящее по цвету и фактуре кружево для своего интерьера комнаты.
2. На картонную основу наклеить кружево.
3. Один или более уголков рамки украсить декоративной деталью, которая станет акцентом дизайнерской композиции. Для этой цели подойдут разнообразнейшие вещи: ленточки, пуговки, бусинки, природные материалы или даже морские ракушки.
4. Представить свою работу.
Технологическая карта
изготовления проектного изделия «Рамка для фото»
Материалы и инструменты: рамка для фото, ножницы, клей, кружево, декоративные украшения.
Задание
Изготовить дизайнерскую рамку для фото, подходящую интерьеру вашей комнаты.
Последовательность выполнения изделия.
1. Выбрать подходящее по цвету и фактуре кружево для своего интерьера комнаты.
2. На картонную основу наклеить кружево.
3. Один или более уголков рамки украсить декоративной деталью, которая станет акцентом дизайнерской композиции. Для этой цели подойдут разнообразнейшие вещи: ленточки, пуговки, бусинки, природные материалы или даже морские ракушки.
4. Представить свою работу.
Самоанализ урока технологии в 5 классе
Тема: Декоративно-прикладное искусство
Цель: Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Развитие художественных способностей детей по средствам выполнения творческой работы.
Задачи:
Обучающая: - расширить знания учащихся о видах декоративно-прикладного искусства народов России; характерных чертах изделий и практическом их применении; о назначении материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Развивающая: — способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся.
Воспитательная: - воспитание интереса и любви к народному искусству; культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Урок проводился в 5 классе. В классе ___ учащихся. Класс организованный, работоспособный. Ребята мотивированы на хорошие результаты. Интерес к предмету – высокий. Соответствует возрастным особенностям учащихся.
Это первый урок в разделе художественные ремесла. Преподавание ведется по программе Симоненко.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Так как любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию, на вводно-мотивационном этапе урока провела упражнение для появления у учащихся внутренней мотивации. Интерес к теме вызван приемом «кроссенс», с помощью которого был осуществлен выход к теме урока, постановке целей урока.
На операционно-содержательном этапе решалась учебная задача – через парную проектную работу по составлению памятки.
Отмечалась общая заинтересованность учебной задачей, но и затруднения некоторых учащихся при выполнении данной работы.
Мною был использован системно-деятельностный подход, который осуществлялся установкой к самостоятельному поиску, отбору, анализу материала.
Несмотря на то, что урок первый в разделе и не предусматривается практическая работа, была проведена творческая практическая работа, поскольку особенность предмета в том, что обучение является практикоориентированным.
Методы: репродуктивное повторение знаний базового уровня, самостоятельный поиск и отбор материала, распределенная деятельность, творческая проектная работа.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Применяемые технологии: ИКТ-технологии, технология кроссенс, здоровьесберегающая технология соблюдалась в чередовании видов деятельности, проведении физкультминутки.
Рефлексия осуществлялась на протяжении всего урока. При выполнении парной работы, самостоятельной творческой работы.
Домашнее задание предложено на выбор: базового характера и творческое задание.
Считаю, что урок цели достиг.
(название вида декоративно-прикладного искусства)
фото |
История возникновения _____ _________________ в России.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы для изготовления изделий в технике ______________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Изделия, получаемые в технике _____________________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист
_______________________________ ФИ учащейся |
|||
Работа в паре |
Проектная работа |
Итого баллов |
Оценка |
Оценочный лист
_______________________________ ФИ учащейся |
|||
Работа в паре |
Проектная работа |
Итого баллов |
Оценка |
Оценочный лист
_______________________________ ФИ учащейся |
|||
Работа в паре |
Проектная работа |
Итого баллов |
Оценка |
Оценочный лист
_______________________________ ФИ учащейся |
|||
Работа в паре |
Проектная работа |
Итого баллов |
Оценка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.