Разработка урока тема: "Защита Отечества"
Оценка 4.7

Разработка урока тема: "Защита Отечества"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
17.04.2020
Разработка урока тема: "Защита Отечества"
Технологическая карта 2 (2) (2).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)

«Защита Отечества»

Возрастная категория: 4 класс.

 

УМК: А.В. Кураев ОРКСЭ, модуль Основы православной культуры

 

Продолжительность: 30 мин.

 

Межпредметные связи: литература, музыка, история, русский язык, искусство

 

                Цель урока:

·               Создание условий для формирования патриотического сознания, чувства любви и уважения к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и жизни героев-защитников Отечества.

 

                Задачи:

·               Личностные - формирование уважительного отношения к истории Отечества, духовным ценностям, к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев и память предков;

·               Метапредметные - формирование у обучающихся информационно-коммуникационных и социокультурных компетенций;

·               Предметные - определение обучающимися понятий: «Отечество», «патриотизм», расширение и закрепление знаний о защитниках Отечества.

 

Предполагаемые результаты:

По итогам урока обучающиеся получат представление о базовых национальных ценностях, познакомятся с понятиями «Отечество», «защитник Отечества», продолжат формировать своё отношение к истории Отечества и к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев, память предков, семейные и духовные ценности, опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся смогут отработать информационно-коммуникационные и социокультурные компетенции.

 

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, презентация «Святые православные воины», видеоролик «Неизвестный герой советской Красной Армии».

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые формы, способы, метод. приемы

Ожидаемые результаты

Предварительный

Размещение раздаточного материала на рабочих местах обучающихся. 

Подготовка к уроку

 

 

Формирование рабочего пространства необходимого для эффективной работы обучающихся

Организационный

- Здравствуйте! Сегодня у нас пройдет очень важный и значимый урок. Постарайтесь быть внимательными на уроке.  Желаю успеха каждому из вас.

 

Слушают учителя, настраиваются на работу

-приёмы эмоционально-психологической настройки

Форма организации учебной деятельности (ФОУД):

 

Личностные: взаимоуважение

 

Метапредметные: самоорганизация

 

Мотивационный блок

 

 

- В этом году наша страна отмечает 75 – годовщину Победы в Великой Отечественной войне. 2020 год Президентом объявлен годом Памяти и Славы! Именно этой важной дате в истории нашего Отечества и будет посвящен наш урок. А вот какая тема нашего урока Вам надо определить.

Включаются в деловой ритм урока

Проблемный вопрос

 

«Мозговой штурм»

ФОУД: индивидуальная

 

Метапредметные:

Умение выстраивать логические умозаключения

 

Межпредметные:

История, литература

 

- Из предложенный слов составьте пословицы, которые могли бы стать темой нашего урока. (слайд 1)

Что объединяет эти пословицы?

Тот герой, …  (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

Чужой земли не хотим, …  (но и своей не отдадим)

Учитель читает  (слайд 2)

- Молодцы!

Акцентирование внимания. Поиск ответа на проблемный вопрос

 

Проблемный вопрос

ФОУД: индивидуальная

 

Личностные: уважение к иному мнению

 

Метапредметные:

Умение грамотно формулировать свои мысли

 

- Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на уроке.

Педагог выводит тему урока на презентации.  (слайд 3)

Постановка цели и задач урока:

( слайд  4)

-Кто такие защитники?

Что значит слово Отечество?

-Что значит любить и уважать свое Отечество?

-Почему защита Отечества является священным долгом каждого?

Определение темы урока и постановка собственных целей (активное целеполагание), задач

(«могу»)

Записывают тему урока в тетрадь

 

Проблемный вопрос

Метапредметные:

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

- Вспомните, что обозначает слово Отечество. Ответ на этот вопрос вы можете найти на сайте (слайд 5)

http://slovonline.ru/slovar_dal/

https://slovarozhegova.ru/

http://www.portal-slovo.ru/

Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.

Педагог показывает определение в презентации (слайд 6)

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)

Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)

- Молодцы!

Выход в интернет, работа со словарями

Фиксируют определение в своих тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОУД: индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-аналитический

 

Мы с вами выяснили, что означает слово «Отечество». Теперь давайте разберем смысл слова «Защита».

Учитель на доске проводит морфологический разбор слова «защита» (слайд 7)

Педагог выводит на доске однокоренные слова к слову «защита»

У всех этих слов общий корень «щит».

Предлагаю вам снова поработать со словарем и найти значение слова «щит»

http://slovonline.ru/slovar_dal/

https://slovarozhegova.ru/

http://www.portal-slovo.ru/

 

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия.  Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата. (слайд 8)

 

Педагог проговаривает значение слова «Щит» и просит учащихся зафиксировать это определение с поясняющим рисунком у себя в тетради

Давайте подумаем: (слайд 9)

 а) Что значит «находиться за щитом»?

б) Что значит «Щит Отечества»?

в) Кого можно защитить таким «Щитом?»

(«Щит Отечества» - защита всех жителей от общей угрозы).

( слайд 10)

г) Какими качествами должны обладать защитники Отечества?

(Быть сильным, смелым, отважным, честным и т.д.)

 

Учащиеся акцентируют своё внимание на  вопросы  учителя и подбирают однокоренные слова к слову «защита».

 

 

 

Учащиеся в своей тетради объясняют значение слова «защита», подбирая однокоренные слова:

а) «защищать, щит, находиться «за щитом»

 

 

 

 

Выход на слово «щит»

 

 

 

 

 

 

 

Фиксируют в тетради значение слова «щит». Делают поясняющий рисунок

 

 

 

Учащиеся выписывают определение в свои тетради

Находиться за щитом-   укрываться или защищаться от  нанесения  удара мечом, другим предметом.

 

Учащиеся фиксируют в своих тетрадях качества, присущие защитнику Отечества в форме солнца с лучами

(Быть сильным, смелым, отважным, честным и т.д.)

ФОУД: индивидуальная

 

Личностные:

Ценностное самоопределение

 

- Отлично! Вы правильно ответили! Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд 11)

 

Педагог выводит на экран образ защитника с личностными качествами (НО! Без веры и силы духа)

 

Наш образ защитника Отечества не совсем полный. Давайте подумаем, чего в его образе не хватает?

По традиции ни одно сражение русская армия не начинала без молебна. Так, призывалась помощь Господа, Пресвятой Богородицы, и всех небесных сил. С крестом, как знамением веры никогда никто не расставался.

Я предлагаю познакомиться с защитниками нашего Отечества, которые были причислены нашей церковью к лику святых.

-В этом нам поможет материал учебника на стр. 91 и можно найти информацию в интернете на сайте http://www.portal-slovo.ru/

(слайды 12, 13, 14, 15))

Самостоятельная работа с использованием интернета, учебника

ФОУД: индивидуальная

· Анализ слайда «Илья Муромец»

· Анализ слайда «Александр Невский»

· Анализ слайда Федор Ушаков»

Метапредметные:

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

-Молодцы! Вы познакомились с образом святого защитника нашего Отечества.

Обучающиеся ищут информацию, выводят общие формулировки, которые фиксируют в тетради

ФОУД :индивидуальная

Метапредметные:

Целеполагание

 

- Предлагаю вам подумать и найти те общие   ценности, которые объединяют всех   этих святых воинов.

 

- Отлично! Молодцы! Давайте посмотрим, что у нас получилось

 

Педагог выводит на экран тот же образ защитника, что был выше, но теперь у этого образа новые качества – ВЕРА и СИЛА ДУХА

 

На доске сформирован идеальный образ защитника Отечества

(слайд 16)

Обучающиеся выделяют ценности, которые есть у каждого святого  воина. 

 

Оценивают свою работу, соотносят образ защитника в своей тетради с образом защитника на доске

 

ФОУД: индивидуальная

 

Метапредметные:

Умение анализировать и сопоставлять.

 

-Мы с вами узнали лишь несколько имен знаменитых во всем мире русских богатырей и полководцев, но армия состоит не только из главнокомандующих, генералов, офицеров. В армии важен каждый солдат, его физическая и военная подготовка, а еще важнее – его дух, мужество, отвага, любовь к Родине, понимание священного долга защиты Отечества…

(продолжить и перечислить все качества, которые есть на доске)

Педагог перечисляет те качества, которые объединяют всех защитников Отечества

(фиксация знания)

Обучающиеся фиксируют в своих тетрадях те качества, которые присуще идеальному защитнику Отечества

 

 

 

 

ФОУД: индивидуальная

 

 

 

Метапредметные:

Умение анализировать, сопоставлять и обобщать информацию

 

- Наш Янтарный край самая западная точка России. Мы с вами не просто должны сохранять память о достижениях своих предков, но и расти на их героических примерах.

Через месяц мы с вами будем отмечать 75– летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Предлагаю нам вместе вспомнить героев той страшной войны. Просмотр видеоролика «Неизвестный герой»

Обучающиеся смотрят видеоролик об одном из героев советской Красной армии, принимавшем участие в Восточно – Прусской операции. (Видеоролик «Неизвестный герой»)

 

 

Метапредметные:

Навыки анализа и обобщения информации

 

Оценочно-рефлексивный

-Мы с вами увидели, что из века в век защитники земли русской обладали СИЛОЙ ДУХА, ОТВАГОЙ и ВЕРОЙ в правое дело. Наш долг – брать с них пример и помнить, как наши деды и прадеды самоотверженно, не жалея себя, шли напролом и боролись с врагом, чтобы сейчас мы могли радоваться жизни, мирному небу над головой, могли быть счастливыми. Память о героях учит мужеству, призывает любить свое Отечество, чтить память предков и передавать ее из поколения в поколения. 

Размышляют над приобретенными знаниями и опытом

ФОУД: индивидуальная

Личностные:

Ценностное самоопределение

Постановка домашнего задания

- В качестве домашнего задания я предлагаю Вам присоединиться к Всероссийской акции «Письмо солдату», которая проходит с 18 февраля по 10 мая 2020г. (слайд 17). Мы напишем письма для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут в нашей области.

Обращаются к личному опыту мышления, деятельности, переживания.

  

 

 

ФОУД: индивидуальная

 

 

Личностные:

Ценностное самоопределение

Метапредметные:

Умение излагать мнение

Предметные:

Русский язык – орфографическая и пунктуационная грамотность

- Свои письма вы можете прислать мне по адресу: L.zhakulina@mail   и я обязательно передам их ветеранам!   (слайд 18)

А также можете присоединиться к нашему проекту «Книга памяти», и написать о ветеране вашей семьи.

- Наш народ всегда героически защищал, защищает, и будет защищать наше Отечество!  На примерах отдельных судеб мы постарались раскрыть самые разные грани любви и уважения к своему Отечеству, человеческого подвига в христианском его понимании.

Размышляют над приобретенными знаниями и опытом

 

ФОУД: индивидуальная

 

Метапредметные:

Умение слушать собеседника

- Я благодарю вас за работу! 

Отзыв о сегодняшнем уроке вы можете оставить на сайте https://www.shkola-vasilkovo.ru/

 

 

ФОУД: индивидуальная

 

 

Метапредметные:

Умение слушать собеседника

Используемая литература и интернет-источники

1.     Булычев Ю.Ю., Краткий православный словарь.- СПб.: Петроглиф, 2014.

2.     Галеева Н.Л., Сто приемов для учебного успеха на уроках в начальной школе. – М.: «5 за знания»,2016.

3.     Давыдова Н.В., Православная культура, Словарь – справочник школьника. – М.: Про-пресс, 2008.

4.     Русские святые: для внеклассного чтения. [Текст] – М.: РОСМЭН, 2007.

5.     Энциклопедия для детей, [Т.40], Россия: православие /Ред. Ипатько Л./. [Текст] - М.: Аванта+, 2011.

6.     https://www.portal-slovo.ru – конспект занятия «Князь Александр Невский».

7.     http://diveevo52.ru – официальный сайт Серафимо -Дивеевского монастыря.

8.     http://ikona-i-molitva.info – информационный сайт» Православные иконы и молитвы.

9.      С. Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. -  М.: Просвещение, 1991

10. С. Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.

11. Журнал «Фома»: https://foma.ru/

12. История Отечества. Справочник школьника.  - М.: Слово, 199

13. А.В. Кураев, учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. 

14. Школьная энциклопедия «История России XX век». -  М.: Олма-Пресс образование,2003MySlide.ru: https://myslide.ru/presentation/osnovy-pravoslavnoj-kultury-zashhita-otechestva

15. http://www.portal-slovo.ru/

16. Православие RU: http://www.pravoslvie.ru/12407.html



 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) «Защита

Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) «Защита

Отечества через образы исторических героев, память предков, семейные и духовные ценности, опираясь на свой жизненный опыт

Отечества через образы исторических героев, память предков, семейные и духовные ценности, опираясь на свой жизненный опыт

А вот какая тема нашего урока Вам надо определить

А вот какая тема нашего урока Вам надо определить

Прочтите определение по словарю

Прочтите определение по словарю

Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата

Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата

Прочтите определение по словарю

Прочтите определение по словарю

Прочтите определение по словарю

Прочтите определение по словарю

Прочтите определение по словарю

Прочтите определение по словарю

Постановка домашнего задания -

Постановка домашнего задания -

Серафимо -Дивеевского монастыря

Серафимо -Дивеевского монастыря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020