Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)
«Защита Отечества»
Возрастная категория: 4 класс.
УМК: А.В. Кураев ОРКСЭ, модуль Основы православной культуры
Продолжительность: 30 мин.
Межпредметные связи: литература, музыка, история, русский язык, искусство
Цель урока:
· Создание условий для формирования патриотического сознания, чувства любви и уважения к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и жизни героев-защитников Отечества.
Задачи:
· Личностные - формирование уважительного отношения к истории Отечества, духовным ценностям, к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев и память предков;
· Метапредметные - формирование у обучающихся информационно-коммуникационных и социокультурных компетенций;
· Предметные - определение обучающимися понятий: «Отечество», «патриотизм», расширение и закрепление знаний о защитниках Отечества.
Предполагаемые результаты:
По итогам урока обучающиеся получат представление о базовых национальных ценностях, познакомятся с понятиями «Отечество», «защитник Отечества», продолжат формировать своё отношение к истории Отечества и к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев, память предков, семейные и духовные ценности, опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся смогут отработать информационно-коммуникационные и социокультурные компетенции.
Оборудование:
Мультимедийный комплекс, презентация «Святые православные воины», видеоролик «Неизвестный герой советской Красной Армии».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые формы, способы, метод. приемы |
Ожидаемые результаты |
Предварительный |
Размещение раздаточного материала на рабочих местах обучающихся. |
Подготовка к уроку
|
|
Формирование рабочего пространства необходимого для эффективной работы обучающихся |
Организационный |
- Здравствуйте! Сегодня у нас пройдет очень важный и значимый урок. Постарайтесь быть внимательными на уроке. Желаю успеха каждому из вас.
|
Слушают учителя, настраиваются на работу |
-приёмы эмоционально-психологической настройки Форма организации учебной деятельности (ФОУД):
|
Личностные: взаимоуважение
Метапредметные: самоорганизация
|
Мотивационный блок
|
- В этом году наша страна отмечает 75 – годовщину Победы в Великой Отечественной войне. 2020 год Президентом объявлен годом Памяти и Славы! Именно этой важной дате в истории нашего Отечества и будет посвящен наш урок. А вот какая тема нашего урока Вам надо определить. |
Включаются в деловой ритм урока |
Проблемный вопрос
«Мозговой штурм» ФОУД: индивидуальная
|
Метапредметные: Умение выстраивать логические умозаключения
Межпредметные: История, литература
|
- Из предложенный слов составьте пословицы, которые могли бы стать темой нашего урока. (слайд 1) Что объединяет эти пословицы? Тот герой, … (кто за Родину стоит горой) Умелый воин не … (дрогнет в бою) Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим) Учитель читает (слайд 2) - Молодцы! |
Акцентирование внимания. Поиск ответа на проблемный вопрос
|
Проблемный вопрос ФОУД: индивидуальная
|
Личностные: уважение к иному мнению
Метапредметные: Умение грамотно формулировать свои мысли
|
|
- Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на уроке. Педагог выводит тему урока на презентации. (слайд 3) Постановка цели и задач урока: ( слайд 4) -Кто такие защитники? Что значит слово Отечество? -Что значит любить и уважать свое Отечество? -Почему защита Отечества является священным долгом каждого? |
Определение темы урока и постановка собственных целей (активное целеполагание), задач («могу») Записывают тему урока в тетрадь
|
Проблемный вопрос |
Метапредметные: Целеполагание
|
|
- Вспомните, что обозначает слово Отечество. Ответ на этот вопрос вы можете найти на сайте (слайд 5) http://slovonline.ru/slovar_dal/ https://slovarozhegova.ru/ http://www.portal-slovo.ru/ Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского. Педагог показывает определение в презентации (слайд 6) Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль) Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский) - Молодцы! |
Выход в интернет, работа со словарями Фиксируют определение в своих тетрадях
|
ФОУД: индивидуальная
|
||
Информационно-аналитический
|
Мы с вами выяснили, что означает слово «Отечество». Теперь давайте разберем смысл слова «Защита». Учитель на доске проводит морфологический разбор слова «защита» (слайд 7) Педагог выводит на доске однокоренные слова к слову «защита» У всех этих слов общий корень «щит». Предлагаю вам снова поработать со словарем и найти значение слова «щит» http://slovonline.ru/slovar_dal/ https://slovarozhegova.ru/ http://www.portal-slovo.ru/
Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата. (слайд 8)
Педагог проговаривает значение слова «Щит» и просит учащихся зафиксировать это определение с поясняющим рисунком у себя в тетради Давайте подумаем: (слайд 9) а) Что значит «находиться за щитом»? б) Что значит «Щит Отечества»? в) Кого можно защитить таким «Щитом?» («Щит Отечества» - защита всех жителей от общей угрозы). ( слайд 10) г) Какими качествами должны обладать защитники Отечества? (Быть сильным, смелым, отважным, честным и т.д.)
|
Учащиеся акцентируют своё внимание на вопросы учителя и подбирают однокоренные слова к слову «защита».
Учащиеся в своей тетради объясняют значение слова «защита», подбирая однокоренные слова: а) «защищать, щит, находиться «за щитом»
Выход на слово «щит»
Фиксируют в тетради значение слова «щит». Делают поясняющий рисунок
Учащиеся выписывают определение в свои тетради Находиться за щитом- укрываться или защищаться от нанесения удара мечом, другим предметом.
Учащиеся фиксируют в своих тетрадях качества, присущие защитнику Отечества в форме солнца с лучами (Быть сильным, смелым, отважным, честным и т.д.) |
ФОУД: индивидуальная
|
Личностные: Ценностное самоопределение
|
- Отлично! Вы правильно ответили! Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд 11)
Педагог выводит на экран образ защитника с личностными качествами (НО! Без веры и силы духа)
Наш образ защитника Отечества не совсем полный. Давайте подумаем, чего в его образе не хватает? По традиции ни одно сражение русская армия не начинала без молебна. Так, призывалась помощь Господа, Пресвятой Богородицы, и всех небесных сил. С крестом, как знамением веры никогда никто не расставался. Я предлагаю познакомиться с защитниками нашего Отечества, которые были причислены нашей церковью к лику святых. -В этом нам поможет материал учебника на стр. 91 и можно найти информацию в интернете на сайте http://www.portal-slovo.ru/ (слайды 12, 13, 14, 15)) |
Самостоятельная работа с использованием интернета, учебника |
ФОУД: индивидуальная · Анализ слайда «Илья Муромец» · Анализ слайда «Александр Невский» · Анализ слайда Федор Ушаков» |
Метапредметные: Целеполагание
|
|
-Молодцы! Вы познакомились с образом святого защитника нашего Отечества. |
Обучающиеся ищут информацию, выводят общие формулировки, которые фиксируют в тетради |
ФОУД :индивидуальная |
Метапредметные: Целеполагание
|
|
- Предлагаю вам подумать и найти те общие ценности, которые объединяют всех этих святых воинов.
- Отлично! Молодцы! Давайте посмотрим, что у нас получилось
Педагог выводит на экран тот же образ защитника, что был выше, но теперь у этого образа новые качества – ВЕРА и СИЛА ДУХА
На доске сформирован идеальный образ защитника Отечества (слайд 16) |
Обучающиеся выделяют ценности, которые есть у каждого святого воина.
Оценивают свою работу, соотносят образ защитника в своей тетради с образом защитника на доске
|
ФОУД: индивидуальная
|
Метапредметные: Умение анализировать и сопоставлять.
|
|
-Мы с вами узнали лишь несколько имен знаменитых во всем мире русских богатырей и полководцев, но армия состоит не только из главнокомандующих, генералов, офицеров. В армии важен каждый солдат, его физическая и военная подготовка, а еще важнее – его дух, мужество, отвага, любовь к Родине, понимание священного долга защиты Отечества… (продолжить и перечислить все качества, которые есть на доске) Педагог перечисляет те качества, которые объединяют всех защитников Отечества (фиксация знания) |
Обучающиеся фиксируют в своих тетрадях те качества, которые присуще идеальному защитнику Отечества
|
ФОУД: индивидуальная
|
Метапредметные: Умение анализировать, сопоставлять и обобщать информацию
|
|
- Наш Янтарный край самая западная точка России. Мы с вами не просто должны сохранять память о достижениях своих предков, но и расти на их героических примерах. Через месяц мы с вами будем отмечать 75– летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Предлагаю нам вместе вспомнить героев той страшной войны. Просмотр видеоролика «Неизвестный герой» |
Обучающиеся смотрят видеоролик об одном из героев советской Красной армии, принимавшем участие в Восточно – Прусской операции. (Видеоролик «Неизвестный герой»)
|
|
Метапредметные: Навыки анализа и обобщения информации
|
|
Оценочно-рефлексивный |
-Мы с вами увидели, что из века в век защитники земли русской обладали СИЛОЙ ДУХА, ОТВАГОЙ и ВЕРОЙ в правое дело. Наш долг – брать с них пример и помнить, как наши деды и прадеды самоотверженно, не жалея себя, шли напролом и боролись с врагом, чтобы сейчас мы могли радоваться жизни, мирному небу над головой, могли быть счастливыми. Память о героях учит мужеству, призывает любить свое Отечество, чтить память предков и передавать ее из поколения в поколения. |
Размышляют над приобретенными знаниями и опытом |
ФОУД: индивидуальная |
Личностные: Ценностное самоопределение |
Постановка домашнего задания |
- В качестве домашнего задания я предлагаю Вам присоединиться к Всероссийской акции «Письмо солдату», которая проходит с 18 февраля по 10 мая 2020г. (слайд 17). Мы напишем письма для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут в нашей области. |
Обращаются к личному опыту мышления, деятельности, переживания.
|
ФОУД: индивидуальная
|
Личностные: Ценностное самоопределение Метапредметные: Умение излагать мнение Предметные: Русский язык – орфографическая и пунктуационная грамотность |
- Свои письма вы можете прислать мне по адресу: L.zhakulina@mail и я обязательно передам их ветеранам! (слайд 18) А также можете присоединиться к нашему проекту «Книга памяти», и написать о ветеране вашей семьи. - Наш народ всегда героически защищал, защищает, и будет защищать наше Отечество! На примерах отдельных судеб мы постарались раскрыть самые разные грани любви и уважения к своему Отечеству, человеческого подвига в христианском его понимании. |
Размышляют над приобретенными знаниями и опытом
|
ФОУД: индивидуальная
|
Метапредметные: Умение слушать собеседника |
|
- Я благодарю вас за работу! Отзыв о сегодняшнем уроке вы можете оставить на сайте https://www.shkola-vasilkovo.ru/
|
|
ФОУД: индивидуальная
|
Метапредметные: Умение слушать собеседника |
Используемая литература и интернет-источники
1. Булычев Ю.Ю., Краткий православный словарь.- СПб.: Петроглиф, 2014.
2. Галеева Н.Л., Сто приемов для учебного успеха на уроках в начальной школе. – М.: «5 за знания»,2016.
3. Давыдова Н.В., Православная культура, Словарь – справочник школьника. – М.: Про-пресс, 2008.
4. Русские святые: для внеклассного чтения. [Текст] – М.: РОСМЭН, 2007.
5. Энциклопедия для детей, [Т.40], Россия: православие /Ред. Ипатько Л./. [Текст] - М.: Аванта+, 2011.
6. https://www.portal-slovo.ru – конспект занятия «Князь Александр Невский».
7. http://diveevo52.ru – официальный сайт Серафимо -Дивеевского монастыря.
8. http://ikona-i-molitva.info – информационный сайт» Православные иконы и молитвы.
9. С. Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991
10. С. Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
11. Журнал «Фома»: https://foma.ru/
12. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 199
13. А.В. Кураев, учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.
14. Школьная энциклопедия «История России XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003MySlide.ru: https://myslide.ru/presentation/osnovy-pravoslavnoj-kultury-zashhita-otechestva
15. http://www.portal-slovo.ru/
16. Православие RU: http://www.pravoslvie.ru/12407.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.