Разработка урока учителя русского языка
МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка
Маркеловой Натальи Александровны
«Диалектизмы»
6 класс
Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: организовать при изучении диалектов исследовательскую деятельность обучающихся, способствовать развитию умения нахождения в тексте диалектизмов, определения значения с помощью толковых словарей и определения их роли в речи.
Содержательная цель: создать условия для формирования знаний обучающихся о диалектах и диалектных словах.
Задачи урока
Предметные задачи:
познавательные:
- расширение представлений о русском языке как языке русского народа;
- создание условий для развития у обучающихся умения анализа, обобщения, рассуждения; умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
-создание условий для формирования потребности пользоваться словарями;
личностные:
- формирование осознания эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к русскому языку;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- предоставление обучающимся возможности проявить свои способности при выполнении различных видов заданий;
-развитие умения проводить самооценку.
коммуникативные:
-совершенствование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- развитие умения работать в группе, слушать и понимать других;
регулятивные:
- развитие умения высказывать свои предположения на основе работы с материалами; оценивания учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирования предстоящей работы; осуществления познавательной и личностной рефлексии.
Сценарий урока:
№ п/п |
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
1) |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин.)
|
-- Прочитайте высказывание К.Паустовского о русском языке (презентация, слайд 2) «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».-- Как вы понимаете его смысл?
|
Формулируют аргументированное связное высказывание, применяя знания о русском языке (см. упр. 1, 2, 14) |
2) |
Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин.)
|
-- Заполните кроссворд (раздаточный материал, приложение 1) Организует проверку правильности выполнения (слайд 3) |
Работают в парах, заполняют кроссворд Проводят самопроверку |
3) |
Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)
|
-- Какие затруднения у вас возникли? -- С чем они связаны? |
Отмечают затруднение с определением слова диалектизмы, связанное с отсутствием знаний. |
4) |
Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин.) |
--Над чем будем сегодня работать? Назовите тему урока. Уточняет тему: «Что такое диалекты?» --Определите основные вопросы для работы на уроке. |
Называют тему.
Формулируют вопросы: Что это за слова? Почему они употребляются не всеми носителями языка? С какой целью мы их изучаем? А знаем ли мы такие слова? и т.д. |
5) |
Этап реализации построенного проекта (18 мин.)
|
1) Предлагает задание: --Найдите ответы на вопросы (слайд 4), прочитав материал учебника. 2) Рассказывает о В.И.Дале и его «Толковом словаре живого великорусского языка» (демонстрирует слайды 5,6) 3) Предлагает задание группам: изучающее чтение. -- Прочитайте тексты (2 текста – раздаточный материал) и выполните задания к ним (приложения 2 и 3). Дает индивидуальное задание 1 ученику: 1) изучить карту (слайд 7) и рассказать по карте о русских диалектах; 2) определить по карте местонахождение нашего населенного пункта и его диалектологические особенности, выделенные учеными. Организует проверку самостоятельной групповой работы.
Нацеливает учащихся на исследовательскую работу: -- Как проверить справедливость предположения о том, что на территории Ртищевского района в речи населения должны проявиться черты южного наречия? Как вы думаете, есть ли диалектные слова в нашей местности? Предлагает домашнее задание: провести исследование данного вопроса, обращает внимание на то, что эту тему можно взять для проекта. |
Читают теоретический материал в учебнике, отвечают на вопросы.Слушают учителя, рассматривают материал на слайдах Работа в группах (2 группы: 1 группа работает с текстом «Типы диалектов», 2 группа – с текстом -- отрывком из книги В. Барашкова «А как у вас говорят?» Руководители групп распределяют работу в зависимости от возможностей учеников).
Ученик, выполняющий индивидуальное задание (сильный), анализирует карту.
Группы выступают с результатами самостоятельной работы. Оформляют запись в тетради: записывают схему «Типы диалектов»; делают запись: Русские говоры: северное наречие – среднерусские говоры – южное наречие. Ученик, работавший с картой, делает предположение о возможных признаках южного наречия в нашей местности.
Предлагают применить знания о признаках северного и южного наречия.
Записывают домашнее задание
|
6) |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.) |
-- Попробуем найти диалектизмы в художественном тексте в упр.118. --Какие слова выделены в тексте? Что они обозначают? С какой целью использованы? Какова основная мысль стихотворения А.Яшина «Родные слова»?
|
Выполняют задание: упр.118
Отвечают на вопросы, делают вывод о важности сохранения в языке диалектов как одного из проявлений богатства народной речи. |
7) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (7 мин) |
Дает задание для самостоятельной работы (слайд 8) Задание для слабых: найти в толковом словаре в учебнике диалектные слова, прочитать словарные статьи, выписать диалектизмы в тетрадь Контролирует выполнение задания |
Работают с текстом, словарем. Осуществляют самопроверку (слайд 9) Работают со словарем под контролем учителя |
8) |
Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин) |
--Какие открытия вы сегодня совершили? Расскажите об этом с помощью синквейна. |
Создают синквейн. Пример: 1. Диалекты. 2. Необычные, яркие. 3. Удивляют, обогащают, характеризуют. 4. Свидетельство развития, богатства языка. 5.Говоры. |
9) |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин) |
Выявляет интерес к уроку и эмоциональное состояние детей с помощью приема «Смайлик» Предлагает домашнее задание на выбор (слайд 10): 1) провести исследование «Диалектизмы в речи жителей нашего села»; 2)найти диалектные слова в тексте рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», определить их значение, при необходимости пользуясь словарями; 3)выполнить упр.117 |
Определяют свой интерес к материалу урока и эмоциональное состояние
Записывают домашнее задание (результаты исследования в приложении 4) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.