Разработка урока учителя русского языка МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка Маркеловой Натальи Александровны «Диалектизмы» 6 класс
Оценка 4.8

Разработка урока учителя русского языка МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка Маркеловой Натальи Александровны «Диалектизмы» 6 класс

Оценка 4.8
doc
05.08.2023
Разработка урока учителя русского языка  МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова  с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка Маркеловой Натальи Александровны  «Диалектизмы» 6 класс
Диалектизмы.doc

 

Разработка урока учителя русского языка

МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова  с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка

Маркеловой Натальи Александровны

 «Диалектизмы»

6 класс

Урок «открытия» нового знания

 Деятельностная цель: организовать при изучении диалектов исследовательскую деятельность обучающихся, способствовать развитию умения нахождения в тексте диалектизмов, определения значения с помощью толковых словарей и определения их роли в речи.

Содержательная цель: создать условия для формирования знаний  обучающихся о диалектах и диалектных словах.

Задачи урока

 Предметные задачи:

познавательные:

- расширение представлений о русском языке как языке русского народа;

- создание условий для развития у обучающихся умения анализа, обобщения, рассуждения;  умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;

-создание условий для формирования потребности пользоваться словарями;

личностные:

- формирование осознания эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к русскому языку;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- предоставление обучающимся возможности проявить свои способности при выполнении различных видов заданий;

-развитие умения проводить самооценку.

коммуникативные:

-совершенствование  умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- развитие умения работать в группе, слушать и понимать других;

регулятивные:

- развитие умения высказывать свои предположения на основе работы с материалами; оценивания учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирования предстоящей работы; осуществления познавательной и личностной рефлексии.

 

 Сценарий урока:

п/п

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2 мин.)

 

-- Прочитайте высказывание К.Паустовского о русском языке (презентация, слайд 2) «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

-- Как вы понимаете его смысл?

 

Формулируют аргументированное связное высказывание, применяя знания о русском языке (см. упр. 1, 2, 14)

2)

Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин.)

 

-- Заполните кроссворд (раздаточный материал, приложение 1)

Организует проверку правильности выполнения (слайд 3)

Работают в парах, заполняют кроссворд

Проводят самопроверку

3)

Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

 

-- Какие затруднения у вас возникли?

-- С чем они связаны?

Отмечают затруднение с определением слова диалектизмы, связанное с отсутствием знаний.

4)

Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин.)

--Над чем будем сегодня работать? Назовите тему урока.

Уточняет тему: «Что такое диалекты?»

--Определите основные вопросы для работы на уроке.

Называют тему.

 

 

Формулируют вопросы:

Что это за слова? Почему они употребляются не всеми носителями языка? С какой целью мы их изучаем? А знаем ли мы такие слова? и т.д.

5)

Этап реализации построенного проекта (18 мин.)

 

1) Предлагает задание:

--Найдите ответы на вопросы  (слайд  4), прочитав материал учебника.

2) Рассказывает о В.И.Дале и его «Толковом словаре живого великорусского языка» (демонстрирует слайды 5,6)

3) Предлагает задание  группам: изучающее чтение.

 -- Прочитайте тексты (2 текста – раздаточный материал) и выполните задания к ним (приложения 2 и 3).

Дает индивидуальное задание 1 ученику: 1) изучить карту (слайд 7) и рассказать по карте о русских диалектах; 2) определить по карте местонахождение нашего населенного пункта и его диалектологические особенности, выделенные учеными.

Организует проверку самостоятельной групповой работы.

 

 

 

 

Нацеливает учащихся на исследовательскую работу:

-- Как проверить справедливость предположения о том, что на территории Ртищевского района в речи населения должны проявиться черты южного наречия? Как вы думаете, есть ли диалектные слова в нашей местности?  Предлагает домашнее задание: провести исследование данного вопроса, обращает внимание на то, что эту тему можно взять для  проекта.

Читают теоретический материал в учебнике, отвечают на вопросы.

 

Слушают учителя, рассматривают материал на слайдах

 

 

Работа в группах (2 группы: 1 группа работает с текстом «Типы диалектов», 2 группа – с текстом -- отрывком из книги В. Барашкова «А как у вас говорят?» Руководители групп распределяют работу в зависимости от возможностей учеников).  

 

 

 

 

 

Ученик, выполняющий индивидуальное задание (сильный), анализирует карту.

 

 

Группы выступают с результатами самостоятельной работы. Оформляют запись в тетради: записывают схему «Типы диалектов»; делают запись: Русские говоры: северное наречие – среднерусские говоры – южное наречие.

Ученик, работавший с картой, делает предположение о возможных признаках южного наречия в нашей местности.

 

 

 

 

Предлагают применить знания о признаках северного и южного наречия.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

6)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

-- Попробуем найти диалектизмы в художественном тексте в упр.118.

--Какие слова выделены в тексте? Что они обозначают? С какой целью использованы? Какова основная мысль стихотворения А.Яшина «Родные слова»?

 

Выполняют задание: упр.118

 

Отвечают на вопросы, делают вывод о важности сохранения в языке диалектов как одного из проявлений богатства народной речи.

7)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (7 мин)

Дает задание для самостоятельной работы (слайд 8)

Задание для слабых: найти в толковом словаре в учебнике диалектные слова, прочитать словарные статьи, выписать диалектизмы в тетрадь

Контролирует выполнение задания

Работают с текстом, словарем.

Осуществляют самопроверку (слайд 9)

Работают со словарем под контролем учителя

8)

Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин)

--Какие открытия вы сегодня совершили? Расскажите об этом с помощью синквейна.

Создают синквейн. Пример:

1. Диалекты.

2. Необычные, яркие.

3. Удивляют, обогащают, характеризуют.

4. Свидетельство развития, богатства языка.

5.Говоры.

9)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Выявляет интерес к уроку и эмоциональное состояние детей с помощью приема «Смайлик»

Предлагает домашнее задание на выбор (слайд 10):

1) провести исследование «Диалектизмы в речи жителей нашего села»;

2)найти диалектные слова в тексте рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», определить их значение, при необходимости пользуясь словарями;

3)выполнить упр.117

Определяют свой интерес к материалу урока и эмоциональное состояние

 

Записывают домашнее задание

(результаты исследования в приложении 4)

 


Разработка урока учителя русского языка

Разработка урока учителя русского языка

Этап урока, времяДеятельность учителяДеятельность учащихся 1)

Этап урока, времяДеятельность учителяДеятельность учащихся 1)

Предлагает задание группам: изучающее чтение

Предлагает задание группам: изучающее чтение

Читают теоретический материал в учебнике, отвечают на вопросы

Читают теоретический материал в учебнике, отвечают на вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2023