Разработка урока внеклассного чтения "В поисках счастья". (по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант")
Оценка 4.8

Разработка урока внеклассного чтения "В поисках счастья". (по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант")

Оценка 4.8
docx
01.02.2020
Разработка урока внеклассного чтения "В поисках счастья". (по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант")
Урок внеклассного чтения Слепой музыкант.docx

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В.Г. КОРОЛЕНКО «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ»

В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

Цели и задачи урока:

ü рассмотреть особенности мира героев В.Г.Короленко, его восприятие мира через осмысление образной системы повести «Слепой музыкант»;

ü показать духовное обновление обиженного судьбой человека, «нарисовать» его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения;

ü развивать логические процедуры деятельности (анализ, сравнение, обобщение, описание, объяснение), а также развивать интуицию;

ü развивать чувство личной ответственности за свою жизнь, за свое предназначение в ней, формирование понятия "счастье”;

ü  формирование эмоционального отношения к проблеме художественного произведения. 

Ожидаемые результаты:

Личностные:

1. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

2.  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

 3.  Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

3.  Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

4. Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

5. Смысловое чтение.

Предметные:

1. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

2. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

ХОД УРОКА

1.     Вступительное слово учителя и введение в тему урока.

На предыдущих уроках мы изучали два замечательных произведения Владимира Галактионовича Короленко – очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки». Какой главный вывод мы сделали после прочтения этих произведений? Вывод читаем в афоризме, написанном калекой паном Залусским: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». А что необходимо для счастья? Ответ находим в «Огоньках»: нужно желать счастья, стремиться к нему изо всех сил, преодолевая препятствия и не останавливаться на достигнутом. (Слайд №1)

А что вы вкладываете в понятие «счастье»?

(Ответы детей: счастье в любви, крепкой семье, детях, мирном небе над головой, материальном благополучии, в крепком здоровье)

2.     Создание проблемных ситуаций.

Главный герой произведения «Слепой музыкант» Пётр ищет своё счастье. Нелегко даются ему эти поиски. Проследим вместе с писателем за героями, поразмышляем вместе с ними над вечными вопросами о счастье, любви, назначении жизни. В конце урока попытаемся ответить на вопрос: насколько ваши представления о счастье совпадают с представлениями персонажей.

Сегодня мы поговорим о произведении необычном. Созданное в 1886 году, оно выдержало 15 изданий, что говорит о необычайном интересе читателей. Работая кропотливо, долго, писатель несколько раз вносил изменения в первоначальный вариант произведения. Необычен и его жанр. Это этюд.
Знакомо ли вам это слово?(Слайд №2)

 Почему «Слепой музыкант» это этюд? (Свое произведение Короленко посвящает изучению человеческой души.  

Показывает поиски смысла  главным героем Петром Попельским).
   3. Аналитическая работа над произведением.

В.Г.Короленко писал: «В этом этюде я задался целью проследить душевную драму слепого».
Как вы понимаете выражение «душевная драма»?

Кто из героев произведения испытывает душевную драму? Как это показано писателем?

Испытывают душевное потрясение многие: Петр, ощущая свою неполноценность. Мать слепого мальчика, которая предчувствует тяжелое будущее своего ребенка. Максим Яценко (Слайд №3) – дядя
слепого, - считающий, что жизнь – борьба,  и в ней нет места для инвалидов. Отчаянный боец, он был ранен на поле битвы австрийцами. «Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку», «…ему казалось, что он рыцарь, выбитый из седла жизнью и поверженный в прах». 
Кто помогает Максиму Яценко изменить свое отношение к жизни? (Слепой малыш).
«Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один лядащий человечишко». «Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление… в глазах вместо глубокой и тупой боли виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя». Он пришел к выводу, что «глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь». Он считает, что Петр должен упражняться, чтобы научиться самому познавать окружающий мир.
Какие еще люди вошли в жизнь Петра? Расскажите о них.
( Слайд№4 «Эвелина»,слайд №5 «Мама», слайд №6 «Дудка Иохима» появляются постепенно по мере того, как об этих героях идет речь.)
Вывод: каждый из них что-то дал мальчику. Мать – заботу, Максим –уверенность, Эвелина – любовь, Иохим – понимание музыки, любовь к родной природе, родине.

4.     Работа в группах.

Читая текст, мы видим: Петру было нелегко постигать окружающий его звучащий мир. Изо дня в день ему приходилось преодолевать трудности в борьбе с недугом, ибо он рано понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на сложившиеся обстоятельства.
Какие это трудности? (Слайд №7)

А. Постижение мира природы. Выступление первой группы учащихся. 
Мир природы показан Короленко двояко: восприятие зрячих людей и восприятие слепого Петра. «…весна ворвалась в комнату с удвоенной силой. В залитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце, качались голые еще ветки буков, вдали чернели нивы, по которым местами лежали белые пятна тающих снегов, местами же пробивалась чуть заметною зеленью молодая трава. Всем дышалось вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновленной и бодрой жизненной силы». 
Петр не видит ни зелени, ни света. Картина мира воссоздается перед ним при помощи звуков. Его охватывает «болезненное недоумение».
« Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли, ветки буков шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь. По временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали, точно тихо тая в воздухе».  Писатель использует яркие метафоры, эпитеты, сравнения, картина будто живая.
Но у пейзажа в этом произведении есть и еще одна функция - передавать душевное состояние героев. К примеру, в сцене объяснения в любви Петра и Эвелины читаем: «Было тихо; только вода все говорила о чем-то, журча и звеня… Густая черемуха шептала темною листвой; песня около дома смолкла, но зато над прудом соловей заводил свою…». «Соловей, некоторое время пробовавший свой голос, защелкал и рассыпался по молчаливому саду неистовою трелью…»
Соловей-певец, живой, чувствующий вместе с героями, Петром и Эвелиной. 

Б. Любимые места героя. Работа второй группы.

Описание старой мельницы и небольшого холма на берегу реки.

С чем связаны для героя эти места?

Там он впервые познаёт природу и встречает Эвелину. У мельницы происходит объяснение Петра и Эвелины.

В. Любовь в жизни героя. Работа третьей группы. (Слайд №9)

Какое событие  круто повернуло всю жизнь нашего героя? (первая любовь) 
Итак, Петрусь понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.

 Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины. 

Гл.8  читает учитель с целью формирования эмоционального восприятия текста художественного произведения.  Что такое любовь для Петра?

 ( Любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое.) 
Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания. 

Г. Музыка в жизни героя. Работа четвёртой группы. (Слайд №10)

Как герой постигает красоту и силу музыки? Кто помогает Петру в этом?

(Сначала это Иохим с его народным инструментом, затем мать. Любовь к музыке была заложена у мальчика с рождения, любящие его люди лишь помогли Петру понять его предназначение.)
Чтение отрывка под музыку. Звучит этюд С.Рахманинова. 
«Открыв крышку, он слегка тронул клавиши и пробежал по ним несколькими быстрыми легкими аккордами… В его душе подымались, как расколыхавшиеся волны, самые разнообразные ощущения. Прилив неведомой жизни охватил его…он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам… Формы, в какие успело отлиться музыкальное чувство Петра, были именно те, в какие отливалась игра его матери. Это были формы народной музыки, которые звучали постоянно в его душе, которыми говорила в этой душе родная природа…»

Вывод: итак, в жизни Петра есть любовь, музыка, увлечение, забота близких, почему же всё ещё грустно его лицо, что не хватает герою для полноценного счастья? (Он грустит по свету, краскам, без этого жизнь кажется ему неполноценной)

5.     Анализ эпизода «Слепой звонарь» (Слайд №11)

Какой выбор Петру  предстояло сделать?(Он выбирает трудную дорогу: уходит со слепыми певцами странствовать).

Для чего он это делает, ведь в этом нет необходимости. Он богат, ни в чем не нуждается.(Ему хочется полнее узнать жизнь простых людей, чтобы окончательно прозреть душой) 

Каков итог «хождений» Петра? Обретает ли он смысл жизни, понимает ли, в чём состоит его счастье?
«Позднею осенью панич неожиданно для всех в усадьбе вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась»
 Когда к Петру пришло окончательное прозрение?
Когда родился ребенок, он понял: чтобы полноценно жить, а не
существовать, нужно отдавать себя другим людям. Нельзя жить только для себя, хороня великий талант в своем горе. Его нужно нести людям. «Я видел вас всех… Я отдал все это… ему… ребенку и…всем…»
Это и есть настоящее прозрение. Он стал чувствовать людское горе и людскую радость, и все это отразилось в его музыке. Прочитайте эпилог. 

6.     Итоговый этап.

Так чем же закончились поиски счастья для Петра ? Можно ли соотнести ваши представления о счастье с представлениями главного героя?

Нам, возможно, трудно понять героя, мы видим свет и весь яркий и разноцветный мир, но Петр, несомненно, очень сильный человек, потому что, пройдя через страдания, он смог обрести счастье. Его счастье заключается в любви к музыке, Эвелине, родным, сыну, в желании быть нужным кому-то, приносить пользу, сочувствовать чужой боли и помогать другим. Думаю, мы можем многому научиться у главного героя, потому что у нас, современных людей, слишком эгоистичные представления о счастье.

7. Составление синквейна на тему «Счастье». Примеры синквейнов. (Слайд №12)

1. Счастье - 
хорошее, доброе 
Приходит, удивляет, радует 
Счастье - это жизнь удалась 
Радость.

 2. Счастье - 
Непредсказуемое, долгожданное 
Радует, приходит, сбывается 
Самое лучшее в жизни 
Любовь 

3. Счастье 
Красивое, светлое 
Радует, веселит, сбывается 
Счастье – быть нужным кому-то 
Бескорыстие

Домашнее задание.(Слайд №13)

Написать  сочинение-миниатюру на тему «О чем заставил меня задуматься «Слепой музыкант» В.Г.Короленко.

 



 




 

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В.Г

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В.Г

Метапредметные: 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и…

Метапредметные: 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и…

Залусским: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Залусским: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Испытывают душевное потрясение многие:

Испытывают душевное потрясение многие:

А. Постижение мира природы.

А. Постижение мира природы.

С чем связаны для героя эти места?

С чем связаны для героя эти места?

Вывод : итак, в жизни Петра есть любовь, музыка, увлечение, забота близких, почему же всё ещё грустно его лицо, что не хватает герою для полноценного…

Вывод : итак, в жизни Петра есть любовь, музыка, увлечение, забота близких, почему же всё ещё грустно его лицо, что не хватает герою для полноценного…

Нам, возможно, трудно понять героя, мы видим свет и весь яркий и разноцветный мир, но

Нам, возможно, трудно понять героя, мы видим свет и весь яркий и разноцветный мир, но
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020