Разработка урока "Внутренние воды Северной Америки"

  • rtf
  • 06.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внутренние воды С.Америки 1.rtf

Урок по теме

"Внутренние воды Северной Америки»

Загудалова Татьяна Владимировна  -  учитель географии

Статья отнесена к разделу:        преподавание географии

Цели:

·        сформировать представление о внутренних водах Северной Америки;

·        рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;

·        познакомить с крупнейшими реками, озёрами,  водопадами;

·        продолжить формирование умения составлять характеристику реки;

·        воспитать бережное отношение к природе.

Из целей урока вытекают следующие задачи:

учебные:

·        определить ГП крупных рек и озер;

·        объяснить особенности питания, характера течения и режима рек.

развивающие:

·        отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;

·        обобщить, систематизировать воздействие внешних факторов и свести их в таблицу;

·        отработать использование при ответе метод аналогий.

воспитательные:

·        воспитать бережное отношение к природе;

·        сформировать у школьников активную жизненную позицию по сохранению и

Оборудование:

·        карта Северной Америки

·        атласы и контурные карты

·        план описания характеристики реки

·        картины, таблицы

·        интерактивная доска

На доске:

1.   тема урока

2.   план характеристики реки

3.   иллюстрации

4.   карта Северной Америки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания:

Учитель

- Назовите причины, формирующие климат Северной Америки?

Ученик

- большая протяженность с севера на юг; почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, арктические и тропические воздушные массы свободно проникают с севера на юг и с юга на север.

Учитель

: Охарактеризуйте умеренный климатический пояс.

Климатический показатель

Умеренный пояс

 

Область морского климата

Область умеренно-континентального климата

Преобладающие воздушные массы

Умеренные морские

Умеренные континентальные

Средняя температура, °С

января

июля

0, –8

+10,+12

–8, –16

+16,+24

Годовая сумма осадков, мм

Режим выпадения

2000-3000

равномерно

500-1000

больше летом

Факторы, влияющие на климат

Близость океана, западные ветры летом, южные зимой, высокие горы

Северные и юго-западные ветры, равнинность территории

Причины различия климата западной и восточной частей материка, расположенных в умеренном поясе

Несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная части материка имеют существенные различия в климате. Это связано с различиями в их географическом положении и рельефе, типах воздушных масс и преобладающих ветрах

 

 

Учитель

: Как вы думаете, почему в центре материка происходит смена погоды?

Ученик

- смена погоды в центре материка связано, прежде всего, с рельефом, равнинность определяет частую смену направления ветра.

Учитель:

Работа в парах – разгадывание кроссворда.

 

1. Какого климатического пояса нет в Северной Америке?

2. Низменность, на территорию которой выпадает много атмосферных осадков.

3. Климатический пояс, имеющийся в Северной Америке.

4. Полуостров, расположенный в пределах тропического климатического пояса.

5. Климатический пояс, имеющийся в Северной Америке.

6. Климатический пояс, имеющийся в Северной Америке.

7. Залив, оказывающий отепляющее воздействие на климат окружающей территории.

8. Залив, оказывающий охлаждающее воздействие на климат окружающей территории.

9. Остров, расположенный в пределах умеренного климатического пояса.

 

 

 

3. Объяснение нового материала.

 

Океаны нам радуют взор...
Только в этой стране есть немало
Удивительных рек и озёр!

                                                Прокатившись по тундре на нартах,
                                              Может, каждый поверил бы мне...
                                             Ты ведь видишь огромную карту,

                                       Что висит у доски на стене?
                                     Вот на ней и озёра, и реки
                                       Неизведанной нами страны
                                             Синим цветом, как вены, навеки,

                                     Для отличия нанесены…..


Презентация

Учитель

 Обратите внимание на экран (слайд№1).

 Какие ассоциации вызывают у вас слова, появившиеся на экране? С какими темами в географии они связаны?

Ученики: тема – “Внутренние воды”

Давайте играть в игру "Я знаю 5 названий..."рек и  озёр  Северной Америки. Учащиеся называют те реки и озера, о которых они слышали.

В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных на­званий. В этом названии 42 буквы: ЧАРГОГГАГОГГМАНЧАУГГОГОГГЧАУБУНАГУНГАМАУГГ.

В переводе с индейского означает «нейтральная территория для лов­ли рыбы и проведения общих собраний индейских племен».

Названия рек Северной Америки оригинальны, например, «Лошадь, которая не устает», «Первая в мире обманщица», «Грязная толсту­ха», «Отец вод».

На этом уроке мы познакомимся с удивительным миром рек и озер Северной Америки.

 

Учитель

Итак, тема нашего урока “Внутренние воды Северной Америки” Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Внутренние воды Северной Америки».

 (слайд №2).

Сегодня на уроке перед нами поставлены следующие цели

 (слайд № 3)

: сформировать представление о внутренних водах Северной Америки; с помощью карт атласа проанализировать распределение вод по материку, установить характер режима питания и особенности течения; познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.

Откройте атласы. Вспомните! Что мы относим к внутренним водам материка?

Ученики

: к внутренним водам относят: подземные и поверхностные воды (реки, озера, болота, ледники).

Учитель

: Какие крупные реки протекают по материку Северная Америка? К бассейнам каких океанов они относятся?

 (слайд №4) 

ТИХИЙ ОКЕАН

  ( ЮКОН, КОЛУМБИЯ, КОЛОРАДО)

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

   (МИССИСИПИ, ОГАЙО,МИССУРИ, РИО-ГРАНДЕ, СВ.ЛАВРЕНТИЯ)

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

            (МАККЕНЗИ)

Вот они главные реки С.Америки (слайд №5)

 

По плану составим характеристику реки (слайд №6).

 

Учитель

1. Главной рекой материка является Миссисипи (“Отец вод”, “Великая река”)

(слайд № 7).

Исток –западнее Великих Американских озер. При впадении в Мексиканский залив – образует большую дельту. Течет с севера на юг. Притоки – правый: Арканзас, Миссури; левый – Огайо. Имеет дождевое и снеговое питание. В конце лета река сильно мелеет. В верхнем течении реку используют для сплава рек, кроме этого воды используют для орошения полей. Многочисленные предприятия, которые есть по берегам реки, загрязняют воду. Местные жители сетуют: воду Миссисипи нельзя пить, потому что она слишком густа, но и пахать нельзя потому, что она слишком жидка. (слайды № 8 – 11)

 

Об этой великой реке подготовил сообщение Терентьев Данил.

Послушаем его.

 

2.Главный приток Миссисипи - это река Миссури

(слайд 12-15)

 

3. Река Колорадо относится к Тихому океану (слайд№ 20 -22)

 За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”. Это интересный пример разрушительной деятельности рек.

 

Этот каньон — не только один из глубочайших в мире, но и, пожалуй, самый впечатляющий, занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прорезанный рекой в толще известняков, сланцев и песчаников, он поражает своими размерами. 446 км длины, от 6 до 29 км ширины на уровне плато и глубина до 1600 м.

Считается, что появился каньон пять-шесть миллионов лет назад — когда в результате движения земной коры поднялось плато. Тогда угол наклона реки, которая до этого текла по равнине, изменился, увеличилась скорость течения. Река размыла верхние известняки, а после более глубокие и древние песчаники и сланцы, причем этот процесс продолжается до сих пор.

 

4. Еще одна из рек материка – это Маккензи  (слайд№ 16 - 19),

она относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Ее открыл Александер Макензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой)

 

Послушайте сообщение Зотова Вячеслава

 

5.Река Ниагара и Ниагарский водопад  (слайд №23 – 27)

Есть на материке достаточно знаменитая река –Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км,но на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский. Возник он12500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Шум слышен за десятки километров, и для общения туристов построили башню “Скайлон”. С 1951 г. покорение водопада запрещено (слайд № 15). Было одно очень интересное событие в 1848 г. 29 марта –затор на озере Эри. Водопад молчал 24 часа.

 

Сообщение подготовила Пластова Анна

 

6.Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки?

Ученики

: прежде всего рельеф и климат (слайд№ 28).

 

7.Составим таблицу (слайд № 29) по нашим сведениям (заполнение таблицы в тетради) и проверим (слайд № 30)

 

Большую роль играют внутренние воды в природе и жизни человека

 (слайд№ 31)

 

Физкультминутка

 

Много в Северной Америке озер.  Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины?

Ученики: тектонические, ледниковые, вулканические и т.д. (слайд № 33).

8. Еще одна достопримечательность – это Великие американские озера (слайд № 34 - 37)

Озера Северной Америки - это прежде всего Великие озера, крупнейшее скопление озер в мире.

На границе США и Канады пять больших озер, соединяющихся друг с другом короткими порожистыми реками, образуют вместе самое большое скопление пресной воды на земном шаре. Вот их названия: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио.

Общая площадь — 246 тыс.кв.км. Объем воды — 24620 куб.км. Это всего на 1500 куб.км больше чем в Байкале, в 7 раз меньше по площади, но значительно более глубоком.

В самом же глубоком из американских озер — Верхнем, глубина не превышает 400 м. А это по площади — крупнейшее озеро мира, если не считать соленое Каспийское море.

Бассейн Великих озер образовала талая вода ледников во времена Ледникового периода. Ледники надвигались с севера и «выпахивали» глубокие долины и впадины. Когда лед растаял, у края ледника остались огромные залежи песка, гравия, камней. За этими завалами в углублениях, где лежал лед, возникли озера. Когда ледники отступили, озера получили сток через реку Святого Лаврентия в Атлантический океан. Сейчас основной источник, питающий Великие озера, — подземные воды.

 Они соединены между собой порожистыми и многоводными реками. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан. В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. Современная концентрация промышленности по берегам озер оказывает на них такую нагрузку, которую озера не выдерживают. Мышьяк, цианиды – это не полный перечень загрязнителей. Есть современные технологии очистки воды, но они слишком дороги. Для очистки озер потребуется 65 млрд. долл.

 На материке есть и бессточные озера. Это район Большого бассейна и Мексиканского нагорья. В центре Большого бассейна находится Большое Соленое озеро.

На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.

4. Закрепление.

Проводим в форме тренировочного теста (слайды 38-40).

5. Домашнее задание

§ 54, творческое задание: составить рассказ “Я путешествовал по реке…”

Презентация