Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 31
ул. И. Каролинского 18.
Учитель начальных классов Янович Наталья Анатольевна
Внеклассное занятие по русскому языку УМК «Школа России».
Тема занятия: Великое противостояние антонимов.
Класс: 4
Цель: 1. изучить особенности антонимического ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей об антонимах; 2. способствовать прочному и сознательному развитию речи детей через многообразие слов русского языка; 3. развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Задачи: расширение представлений детей об антонимах, использование для наблюдений антонимы, приведение примеров таких слов в произведениях; · систематизацию понятия: антонимы; · развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; · создание у учащихся положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; · осуществление связи с жизненным опытом учащихся; · воспитание культуры речи, любви и внимания к слову, бережное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные: уметь подбирать слова антонимы. Личностные: личностная мотивация к познавательной деятельности. Метапредметные: а) Регулятивные УУД: умение определять тему и формулировать цель занятия, высказывать свое мнение, планировать работу на уроке; б) Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; в) Познавательные УУД: умение определять антонимы на основе их лексических значений; употреблять антонимы для характеристики контрастных явлений.
Оборудование: карточки для лото; карточки с заданием
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Улыбка предаст вам хорошее настроение, ведь именно оно помогает справиться с любой задачей.
II. Введение в тему.
- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном
явлении в русском языке. А о каком, вы скажете сами, отгадав кроссворд.
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Часть речи, обозначающая действие предмета. (Глагол). 2. Часть речи, отвечающая на вопросы как? почему? зачем? куда? каким образом? (Наречие). 3. Буквы по порядку. (Алфавит). 4. Служебная часть речи. (Союз). 5. Слова, близкие по значению, но различные по звучанию. (Синонимы). 6. Часть слова, служащая для образования новых слов. (Суффикс). 7. Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. (Местоимение).
Ключевое слово: антоним.
III. Основная часть.
1. Понятие об антонимах.
- Что такое антонимы? Слово «антоним» пришло к нам из греческого языка: анти – «против» и онима – «имя». Антоним – противоположный, а точнее противозначный. К антонимам прибегают, когда хотят обозначить противоположное, контрастное явление. Обычно к антонимам относятся разнокоренные слова, возможны и однокоренные, образованные с помощью антонимический приставок: хороший- нехороший, приезд – отъезд.
Слова – антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте: Арктика – Антарктика, Женский остров – Мужско остров.
2. Работа с загадками.
- Прочитайте загадки, найдите, где спрятались антонимы.
а) Я - антоним слова «лето», б) Я - антоним слову «зной», В шубу снежную одета, Я в реке, в тени густой Хоть люблю мороз сама, И в бутылке лимонада, Потому что я - ….(зима). А зовут меня ….(прохлада).
в) Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна Называюсь …(тишина).
3. Игра «Раз, два, три – говори!»
Учитель произносит слова, дети по очереди называют антонимы. В случае если ответа нет, участник выбывает, а затем составляет с этим словом словосочетание.
Слова: Большой, высокий,
длинный, широкий, толстый, глубокий, тяжелый, горячий, светлый, белый, сладкий,
заболеть, здороваться, радоваться, первый, верхний, острый, громкий, хороший,
храбрый, хвалить, зло, поломать.
4. Игра «Антонимическое лото».
Класс делиться на 4 группы. Каждая группа получает карточки, учитель называет слово (тоже по карточки). Карточку учителя берет та группа, у которой на своей карточке находится слово-антоним, и закрывает слово. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроется антонимами все слова.
1-я группа
ссориться |
быстро |
великан |
мокрый |
конный |
активный |
прибыль |
сытый |
вспомнить |
2- я группа
смех |
зажечь |
открыть |
молодой |
интересно |
продажа |
сила |
бедный |
любить |
3 - я группа
одеться |
победа |
пропажа |
одобрять |
тяжелый |
добрый |
помогать |
разрешить |
вред |
4 - я группа
начало |
возражать |
храбрость |
говорить |
уснуть |
север |
тихо |
прошлой |
улететь |
Слова на карточках для учителя:
Мириться, медленно, карлик, сухой, пеший, пассивный, голодный, убыток, забыть, плач, погасить, закрыть, старый, скучно, покупка, слабость, богатый, ненавидеть, раздеваться, поражение, находка, польза, осуждать, легкий, злой, мешать, запрещать, конец, молчать, соглашаться, проснуться, будущее, громко, трусость, юг, прилететь.
5. Физкультминутка.
-
А теперь задание-разминка. Чтобы его выполнить, необходимо быть очень
внимательными. Давайте проверим! Повторяйте за мной движения, но только тогда,
когда я произнесу «волшебное» слово. Кстати, вы сами должны его назвать. Это
слово часто звучит при просьбе. (Дети называют слово
«пожалуйста»).
Учитель
выполняет различные движения, а дети повторяют за ним, но при условии, если
звучит нужное слово.
6. Задание: добавить слова-антонимы в предложение.
1 - я группа
На каждую загадку есть …. Лучше знать мало, он хорошо чем …., да ……
|
2 – я группа
Книга содержит вопросы и … Настал вечер, и шум сменился …… Узкие кривые улицы старой Москвы заменились теперь на …. и …..
|
3 – я группа
В
конце долгого пути даже легкая ноша кажется
…. В
чаще леса сумрачно, а на опушке ….
|
4 – я группа Растительность
на Кавказе богатая, а на Крайнем Севере
…… Дерево
высокое, а куст
……
Погода испортилась: ясные, теплые дни сменились …. и ….. |
7. Задание: замените подчеркнутые слова антонимами, напишите их сверху.
Опоздали
Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали!
IV. Подведение итогов.
V. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.