МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста
«Стресс в нашей жизни»
(занятие 2)
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.о. Клин, 2024 год
Упражнение – приветствие. Участникам занятий предлагается разделиться на пары и поприветствовать друг друга необычным образом:
- нос к носу;
- щека к щеке;
- ухо к уху;
- пятка к пятке;
- локоть к локтю;
- колено к колену;
- бедро к бедру;
- лоб ко лбу;
- затылок к затылку;
- плечо к плечу;
- бок о бок.
Дыхательные упражнения для борьбы со стрессом.
Упражнение «Классическое дыхание». Участникам занятия предлагается сделать медленный глубокий вдох, чтобы максимально «надулся» живот. Дышать нужно именно им, не грудью – положить руку на живот, чтобы контролировать его. Затем дыхание задерживается на несколько секунд, далее следует неторопливый выдох через приоткрытый рот, чтобы из легких вышел вес воздух (выдох длится примерно в два раза дольше, чем вдох).
Количество повторов – 10 циклов, между подходами делаются перерывы.
Упражнение «Грейпфрут». «Представьте себе, что внутри вас, в области пупка, находится шар размером с грейпфрут. «Надуйте» его с помощью дыхания. Медленно вдыхайте носом, одновременно надувая «грейпфрут» в животе, затем так же медленно выдыхайте через рот. Можно выполнять по принципу предыдущего упражнения.
Упражнение «Дыхание по квадрату». Каждый цикл состоит их четырех этапов: 1) вдох в течение четырех секунд; 2) задержка дыхания на четыре секунды; 3) выдох в течение четырех секунд; 4) задержка дыхания на четыре секунды.
Чтобы овладеть этой методикой и не заскучать, пригодится настоящий квадрат (например, окно, картина, плитка на полу и пр.):
1) Посмотрите в верхний левый угол квадрата. Сделайте вдох в течение четырех секунд (ведите мысленный счет); 2) во время вдоха на четыре счета переведите взгляд в сторону верхнего правого угла, задержите дыхание на четыре секунды; 3) во время задержки дыхания на четыре счета переведите взгляд в сторону нижнего правого угла, сделайте выдох на четыре секунды; 4) во время выдоха на четыре счета переведите взгляд в сторону нижнего левого угла, задержите дыхание на четыре секунды.
Мини – лекция «То, что подвластно контролю». В стрессовой ситуации необходимо искать то, что вам по силам контролировать и менять к лучшему. Вы можете выбрать, что чувствовать, о чем думать, как действовать в тех или иных обстоятельствах. Забота о себе, поиск опоры и поддержки для себя – это тоже контроль там, где много неопределенности.
Когда человек находит то, на что способен повлиять, его стресс уменьшается, - он обретает уверенность в себе.
Влияние на изменение ситуации и отношение к ней необязательно должно быть огромным. Пусть это будет что-то небольшое, но действительно то, что хорошо поддается контролю. Шаг за шагом постепенно расширяйте свое воздействие, чтобы прийти к оптимальному для себя эмоциональному состоянию.
А как же быть с тем, что находится вне нашего контроля? Во-первых, осознать, что не на все в мире вам удастся повлиять. Попытаться принять этот факт. Разрешить себе переживать по этому поводу, горевать из-за утрат и неудач, грустить, печалиться, злиться, бояться. В рамках разумного, когда переживания не разрушают твою личность и не воздействуют негативно на вашу жизнь и отношения с людьми. Испытывать разные эмоции и чувства – это естественно. Важно их признать, безопасно прожить и отпустить. Во-вторых, найдите способы, которые поддержат вас в ситуациях неопределенности. Развивайте навыки совладания со стрессом, тренируйте их и дальше, изучайте себя и свои возможности.
Упражнение «Таблица контроля». Эта таблица поможет проанализировать, какие моменты в своей жизни вы можете контролировать:
- опишите ситуацию, опираясь только на факты – скоро контрольная работа, родители разводятся, лучший друг уехал жить в другой город и пр.;
- укажите, что вас беспокоит в данной ситуации;
- сформулируйте, что находится вне вашего контроля;
- в графе «Что я могу контролировать?» выпишите сферы своего контроля.
Ситуация |
Что меня тревожит? |
Что вне моего контроля? |
Что я могу контролировать? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение «Пять органов чувств». Уменьшить стресс помогает техника переключения внимания. Вместо пугающих мыслей о будущем – фокус на настоящем моменте. Назовите вслух или про себя:
- предметы, которые сейчас видите (зрение);
- предметы, которые сейчас слышите (слух);
- предметы, которых сейчас касаетесь (осязание);
- запахи, которые сейчас вдыхаете (обоняние);
- вкусы, которые сейчас ощущаете (вкус).
Перечислите не менее пяти примеров для каждого органа чувств.
Другие простые упражнения для борьбы со стрессом:
«Техники заземления тела» (Усиленно поморгать; похлопать себя по плечам, груди, рукам, ногам; энергично смахивать с себя воображаемые пылинки; интенсивно потереть мочки ушей; резко сжать и разжать кулаки; пошевелить пальцами рук и ног).
Физическая активность: больше двигайтесь, бегайте, поднимайтесь и опускайтесь по лестнице, делайте зарядку, по возможности посещайте спортивные секции.
Подручные средства: сжимайте и разжимайте в руках небольшой предмет (мячик, комок пластилина, камушек и пр.), порвите на мелкие части бумагу, газеты, старые тетради; бейте кулаком подушку.
Прогулки: гуляйте на свежем воздухе, на природе среди приятных пейзажей – мысли упорядочиваются, а настроение улучшается.
Забота о теле: примите душ или ванну с ароматными средствами, сделайте массаж и пр.
Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы – молодцы». Ритуал прощания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.