Разработка занятия для детей подросткового возраста "Стресс в нашей жизни" (занятие 2)

  • docx
  • 03.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРЗ Стресс в нашей жизни 2.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

 

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста

«Стресс в нашей жизни»

(занятие 2)

Picture background

Материал разработала

психолог высшей категории  Е.А.Новоторцева

 

г.о. Клин, 2024 год

Упражнение – приветствие. Участникам занятий предлагается разделиться  на пары и поприветствовать друг друга необычным образом:

 - нос к носу;

 - щека к щеке;

 - ухо к уху;

 - пятка к пятке;

 - локоть к локтю;

 - колено к колену;

 - бедро к бедру;

 - лоб ко лбу;

- затылок к затылку;

 - плечо к плечу;

 - бок о бок.

Дыхательные упражнения для  борьбы со стрессом. 

Упражнение «Классическое дыхание». Участникам занятия предлагается сделать медленный глубокий вдох, чтобы максимально «надулся» живот. Дышать нужно именно им,  не грудью – положить руку на живот, чтобы контролировать его. Затем дыхание задерживается на несколько секунд, далее следует неторопливый выдох через приоткрытый рот, чтобы из легких вышел вес воздух (выдох длится примерно в два раза дольше, чем вдох).

Количество повторов – 10 циклов, между подходами делаются  перерывы.

Упражнение «Грейпфрут». «Представьте себе, что внутри вас, в области пупка, находится  шар размером с грейпфрут. «Надуйте» его с помощью дыхания. Медленно вдыхайте носом, одновременно надувая «грейпфрут» в животе, затем так же медленно выдыхайте через рот. Можно выполнять по принципу предыдущего упражнения.

Упражнение «Дыхание по квадрату». Каждый цикл состоит их четырех этапов: 1) вдох в течение четырех секунд; 2) задержка дыхания на четыре секунды; 3) выдох в течение четырех секунд; 4) задержка дыхания на четыре секунды.

Чтобы овладеть этой методикой и не заскучать, пригодится  настоящий квадрат (например, окно, картина, плитка на полу и пр.):

1)     Посмотрите в верхний левый угол квадрата. Сделайте вдох  в течение четырех секунд (ведите мысленный счет); 2) во время вдоха на четыре счета переведите взгляд в сторону верхнего правого угла, задержите дыхание на четыре секунды; 3) во время задержки дыхания на четыре счета переведите взгляд в сторону нижнего правого угла, сделайте выдох на четыре секунды; 4) во время  выдоха на четыре счета переведите взгляд в сторону нижнего левого угла, задержите дыхание на четыре секунды.

Мини – лекция «То, что подвластно контролю». В стрессовой ситуации необходимо искать то, что вам по силам контролировать и менять к лучшему. Вы можете выбрать, что чувствовать, о чем думать, как действовать в тех или иных обстоятельствах. Забота о себе, поиск опоры и поддержки для себя – это тоже контроль там, где много неопределенности.

Когда человек находит то, на что способен повлиять, его стресс уменьшается, - он обретает уверенность в себе.

Влияние на изменение ситуации и отношение к ней необязательно должно быть огромным. Пусть это будет что-то небольшое, но действительно то, что хорошо поддается  контролю. Шаг за шагом постепенно расширяйте свое воздействие, чтобы прийти к оптимальному для себя эмоциональному состоянию.

А как же быть с тем, что находится вне нашего контроля? Во-первых,  осознать, что не на все в мире вам удастся  повлиять. Попытаться  принять этот факт. Разрешить себе переживать по этому поводу, горевать из-за утрат и неудач, грустить, печалиться, злиться, бояться. В рамках разумного, когда переживания не разрушают твою личность и не воздействуют негативно на вашу жизнь и отношения с людьми. Испытывать разные эмоции и чувства – это естественно. Важно их признать, безопасно прожить и отпустить. Во-вторых, найдите способы, которые поддержат вас в ситуациях неопределенности. Развивайте навыки совладания со стрессом, тренируйте их и дальше, изучайте себя и свои возможности.

Упражнение «Таблица контроля». Эта таблица поможет проанализировать, какие моменты в своей жизни вы можете контролировать:

 - опишите ситуацию, опираясь только на факты – скоро контрольная  работа, родители разводятся, лучший друг уехал жить в другой город и пр.;

 - укажите, что вас беспокоит в данной ситуации;

 - сформулируйте, что находится вне вашего контроля;

 - в графе «Что я могу контролировать?»  выпишите сферы своего контроля.

Ситуация

Что меня  тревожит?

Что вне

моего контроля?

Что я могу контролировать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Пять органов чувств». Уменьшить стресс помогает техника переключения  внимания. Вместо пугающих мыслей о будущем – фокус на настоящем моменте. Назовите вслух или про себя:

 - предметы, которые сейчас видите (зрение);

 - предметы, которые сейчас слышите (слух);

 - предметы, которых сейчас касаетесь (осязание);

 - запахи, которые сейчас вдыхаете (обоняние);

 - вкусы, которые сейчас ощущаете (вкус).

Перечислите не менее пяти примеров для  каждого органа чувств.

Другие простые упражнения для борьбы со стрессом:          

 «Техники заземления тела» (Усиленно поморгать; похлопать себя по плечам, груди, рукам, ногам; энергично смахивать с себя воображаемые пылинки; интенсивно потереть мочки ушей; резко сжать и разжать кулаки; пошевелить пальцами рук и ног).

Физическая активность: больше двигайтесь, бегайте, поднимайтесь и опускайтесь по лестнице, делайте зарядку, по возможности посещайте спортивные секции.

Подручные средства: сжимайте и разжимайте в руках небольшой предмет (мячик, комок пластилина, камушек и пр.), порвите на мелкие части бумагу, газеты, старые тетради; бейте кулаком подушку.

Прогулки: гуляйте на свежем воздухе, на природе среди приятных пейзажей – мысли упорядочиваются, а настроение улучшается.

Забота о теле: примите душ или ванну с ароматными средствами, сделайте массаж и пр.

Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы – молодцы». Ритуал прощания.