МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста
«Стресс в нашей жизни»
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.о. Клин, 2024 год
Упражнение – приветствие. Участники занятий стоят по кругу, собравшись парами. Один из них будет Человеком, другой – это Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек.
Мини – лекция «Что такое стресс?» Слово stress переводится как «нагрузка, давление». Стресс – это напряжение, которое:
- возникает в ответ на непривычные обстоятельства (новая трудная задача, например, переезд в другой город);
- побуждает приспособиться к изменившимся условиям существования.
Когда человек сталкивается с неблагоприятными факторами – стрессорами из внешней или внутренней среды – он старается адаптироваться к ним, вернуться в состояние баланса. Организм активизирует свои ресурсы – физические и психические.
Виды стрессоров: физиологические (некомфортная температура, повышенная физическая нагрузка, боль, шум, жажда, голод и пр.) и психологические (информационная перегрузка, сильные эмоции и пр.).
Стресс бывает положительным когда человек ощущает, что готов к вызову, его работоспособность и мотивация возрастают, он может «горы свернуть», а бывает отрицательным – проявляется в истощении организма и проблемах со здоровьем, потому что никак не удается адаптироваться к стрессорам.
Стресс имеет три стадии своего развития:
- реакция тревоги, мобилизация ресурсов (запускаются физиологические процессы: сердце бьется быстрее дыхание становится более частым, мышцы напрягаются, обостряются органы чувств (зрение, слух, обоняние), выделяется адреналин и пр.);
- сопротивление (организм активно противодействует стрессорам, хотя острота реакций понемногу снижается);
- истощение (возникает, когда запас сил на исходе).
Упражнение «Распознавание эмоций». Участникам занятия предлагается потренироваться распознавать эмоции, которые возникают при стрессе. Необходимо вспомнить и записать ситуации, из-за которых в последнее время они переживали стресс. Далее стрессовую ситуацию нужно расписать в следующей таблице, например:
Ситуация |
Ощущения в теле |
Мысли |
Действия |
Интенсивность и длительность эмоции |
Какой эмоции соответствуют |
Двойка за контрольную работу |
Комок в горле, слезы, дрожь в теле, учащенное дыхание |
«Родители меня накажут!», «Будет испорчена итоговая оценка» |
Пытаюсь не заплакать, кусаю губы, грызу ногти, хочется ото всех спрятаться |
Высокая, около 40 минут |
Испуг, страх |
|
|
|
|
|
|
Упражнение «Совладание со стрессом». Цель: подобрать способы совладания с эмоциями в ситуации стресса в зависимости от их интенсивности. (С использованием настольной психологической игры «Семейка Гномс». В игре содержатся таблицы эмоций и их визуальное изображение, например, легкая степень страха – беспокойство, самая выраженная – ужас).
Участникам занятия предлагается вспомнить и перечислить базовые эмоции. Из карточек игры «Семейка Гномс» нужно выбрать похожие ситуации с теми, которые переживались ими в реальной жизни. Далее заполняется следующая вспомогательная таблица:
Эмоция |
Когда встречается (типы ситуаций) |
Что я обычно делаю, чтобы справиться со стрессом |
Что я еще могу делать (в следующий раз, в будущем) |
Беспокойство |
Незнакомая обстановка, новые люди |
Стараюсь ни с кем не заговаривать первым, жду обращения к себе, чувствую себя лишним, грызу ногти и пр. |
Нормализовать дыхание, отвлечься |
|
|
|
|
Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы – молодцы». Ритуал прощания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.