Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста "Один на один с миром и с собой"
Оценка 4.8

Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста "Один на один с миром и с собой"

Оценка 4.8
docx
03.10.2024
Разработка занятия  для детей старшего школьного и подросткового  возраста "Один на один с миром и с собой"
КРЗ Один на один с мииром и с собой.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

 

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста

«Один на один с миром и с собой»

Picture background

 

Материал разработала

психолог высшей категории  Е.А.Новоторцева

 

 

г.о. Клин, 2024 год

Упражнение – разминка «Это Я!» Ведущий зачитывает участникам занятия перечень качеств. Если кто-то из игроков слышит качество, относящее к себе, он должен хлопнуть в ладоши и крикнуть «Это Я!»

Работа с терапевтической сказкой «Хамелеон».

"Жил-был зеленый Хамелеон. Хотя… почему зеленый? Настоящий его цвет никто не видел, но чаще всего он бывал именно зеленым. А каким еще он мог быть? Это зависело от того, где Хамелеон находился.

Например, когда он забирался на тонкие ветки кустов — становился коричневым, когда прятался в листве — зеленел, а когда бегал по песку — стремительно окрашивался в желтый цвет. Звери, проходившие мимо него, иногда останавливались пожевать травку или отдохнуть в тени дерева, но никто из них никогда не замечал Хамелеона.

— Привет, как дела? — часто спрашивал он, высовываясь из-под очередного листочка. — Хорошая погодка, не правда ли?

Звери вертели головой во все стороны и, удивляясь разговаривающим кустам, шли дальше.

— Ну и надменные же они, — ворчал Хамелеон и сливался с очередной веточкой.

Однажды на листик рядом с ним села Бабочка.

— Привет, — уже неуверенно сказал Хамелеон. — Как дела?

Бабочка посмотрела по сторонам и сказала:

— Привет, говорящий листик.

— Я не листик, — обиделся наш герой. — Я — Хамелеон.

— А что такое Хамелеон? — поинтересовалась Бабочка.

— Не что, а кто! — совсем возмутился Хамелеон. — Я не какая-нибудь вещь, я — живой!

Подумав, Бабочка сказала:

— Ну да, раз ты говоришь и шевелишься, значит, живой. И что, тебя, как листик, можно съесть?

— Меня нельзя съесть! Я для того и меняю цвет, чтобы меня не съели, — удивляясь непонятливости этого порхающего создания, пояснил Хамелеон.

— Да, так тебя не съедят, — согласилась Бабочка.

— Верно! — радуясь, что его наконец-то поняли, воскликнул Хамелеон.

— Но так тебя и не видно, — продолжила она. — А раз не видно, значит, тебя и нет. Листик, веточка, песок — это все не ты. А ты — где? Ты — какой?

— Какой я? — удивился Хамелеон. — Я… я… я не знаю.

Вдруг он понял:

— Вот почему меня никто не замечает!

Хамелеон помолчал, а затем спросил:

— И что же мне делать?

— Стать собой, — ответила Бабочка. — Покажи, какой ты есть.

— А я не знаю, какой я на самом деле. Я всегда такой, как другие, — грустно произнес Хамелеон.

— Да, печально, — отметила Бабочка, но тут же воскликнула:

— Я придумала! Давай сделаем так: ты выберешь на поляне уютное место, закроешь глаза и станешь менять свой цвет. А когда почувствуешь себя очень хорошо, откроешь их и увидишь, какой ты.

— Интересно, давай попробуем, — согласился Хамелеон и слез с куста.

Он нашел на большой поляне светлое место и стал к себе прислушиваться.

— Ничего не получается, — растерянно сказал Хамелеон и стал бесцветным.

— Ну вот, ты уже отличаешься от окружающей природы, — произнесла Бабочка.

— Правда? — обрадовался Хамелеон и порозовел.

— Какой красивый! — воскликнула Бабочка. — Хочешь остаться таким?

— Не знаю, — ответил Хамелеон, продолжая прислушиваться к себе.

Вдруг он воскликнул:

— Я такой!

— Ой! — только и сказала Бабочка. — Открывай глаза.

— Я – фиолетовый? — удивился Хамелеон. — Но такого меня все заметят, я стану уязвим.

— Тебя заметят, это верно. Впрочем, как и всех нас, — сказала Бабочка. — Но, кажется, ты этого и хотел. Или я ошибаюсь?

— Не ошибаешься, — откликнулся Хамелеон. — Но что же мне теперь делать?

— А посмотри, все уже происходит само, — покружив над полянкой, произнесла Бабочка.

Хамелеон оглянулся и увидел рядом с собой зверей, которые с любопытством смотрели на него.

— Какой красивый Хамелеон, — сказал один из них.

— Уникальный, — согласился другой.

— А как ты стал таким? — спросил третий.

— Я просто почувствовал себя, — растерявшись от неожиданного внимания, ответил Хамелеон, — и стал собой.

— Ты очень интересный, — сказала Обезьянка. — Когда будешь на моем дереве — заходи в гости. Поболтаем.

— И ко мне приходи, — произнесла проползающая мимо Змейка.

— И ко мне, и ко мне! — услышал Хамелеон со всех сторон.

— Спасибо вам, друзья, — сказал он. — Обязательно приду.

Хамелеон повернулся к Бабочке и сказал:

— Спасибо тебе. Быть собой очень здорово.

— Рада была помочь, — ответила Бабочка и, помахав разноцветными крылышками, полетела по своим делам.

С тех пор Хамелеон больше не сливался с окружающей природой. Ну, разве только тогда, когда хотел отдохнуть от всеобщего внимания, побыть один и поразмышлять о чем-то своем.

«Все-таки как хорошо быть собой!» — часто думал он и светился удивительным фиолетовым цветом.

Вопросы для обсуждения:

1. О чем эта сказка?

2. Для чего Хамелеон менял свой цвет?

3. Почему звери не обращали внимания на Хамелеона, когда он с ними разговаривал?

4. Кто помог Хамелеону лучше узнать себя?

5. Что ему нужно было сделать, чтобы стать заметнее?

6. Есть ли у вас свои особенности: черты характера, интересы, которые отличают вас от других? Как вы к ним относитесь?

7. Помогают или мешают они вам в общении с другими? Каким образом?

8. Чего испугался Хамелеон, став заметным?

9. Что произошло на самом деле, когда он стал выделяться среди других?

10. Чему мы можем научиться у этой сказки

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/05/s_5aee000e908c7/895775_9.jpegУпражнение «Зоны осознания». Слово ведущего: «Опыт осознания мира каждым  из нас может быть разделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир и мир мыслей и фантазий.

Предлагаю вам разделить на пары и сесть друг против друга, расслабиться  и по очереди поделиться  своим осознанием внешнего мира, начиная  предложение словами «Сейчас я осознаю, что… (при этом описываются только внешние стимулы – шум за окном, свет ламп, скрип пола, запах духов и т.д.). Затем выслушивается, что сообщит об осознании внешнего мира партнер.

Далее обратите внимание на внутренний мир, ощущения  тела, начиная речь с тех же слов, что и в предыдущем случае. Затем снова заслушивается  партнер.

Третья зона осознания включает психическую активность, не относящуюся к текущему опыту, например, воспоминания, планы, размышления, предчувствия и фантазии. Например, можно осознавать свое беспокойство по поводу невыполненных обязательств или ссоры  с другом. После этого поменяйтесь ролями.

А теперь обратите внимание на то, куда уводит вас ваше сознание, если вы не концентрируйтесь ни на одной из зон. Скажите: «Теперь я осознаю…» и завершите эту фразу словами о том, что вы осознаете в данный момент. Кроме того, вы можете расширить сферу своего сознания и развить способность переключаться с зоны на зону. Сначала попробуйте переключаться с внутренней стороны на внешнюю словами «Теперь я осознаю…» словами, относящимися сначала к внешней зоне, а потом – к внутренней. Переходите их одной зоны в другую, а потом послушайте, как это упражнение выполняет ваш партнер. 

Упражнение «Круг одиночества» Ведущий предлагает очертить в центре комнаты круг и поставить там стул. Инструкция: «Это круг одиночества. Вы можете побыть там сами, взять что-то из предметов или позвать кого-то с собой».  После того, как все участники побудут в кругу одиночества, проводится обсуждение упражнения: комфортно ли было? как бы вы описали это состояние? хотелось бы вернуться туда или нет? Важный вывод: даже в минуты одиночества у каждого из нас есть верный друг – он сам.

Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы –молодцы». Ритуал прощания.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Упражнение – разминка «Это Я!»

Упражнение – разминка «Это Я!»

Верно! — радуясь, что его наконец-то поняли, воскликнул

Верно! — радуясь, что его наконец-то поняли, воскликнул

Тебя заметят, это верно. Впрочем, как и всех нас, — сказала

Тебя заметят, это верно. Впрочем, как и всех нас, — сказала

Почему звери не обращали внимания на

Почему звери не обращали внимания на

После того, как все участники побудут в кругу одиночества, проводится обсуждение упражнения: комфортно ли было? как бы вы описали это состояние? хотелось бы вернуться туда…

После того, как все участники побудут в кругу одиночества, проводится обсуждение упражнения: комфортно ли было? как бы вы описали это состояние? хотелось бы вернуться туда…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2024