Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
Конспект открытого занятия на тему:
« Самые, самые витаминные ягоды в лесах Донбасса»
Автор-составитель:
Золотушенко Ольга Владимировна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждения дополнительного
образования «Донецкий
Республиканский эколого-
натуралистический центр»
Донецк 2023
Кружок «Робинзоны леса»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Школа №10 г.Тореза»
Педагог дополнительного образования
Руководитель Золотушенко О.В.
Дата проведения 09.03.2023г
Тема: Самые витаминные ягоды леса.
Цель: -закреплять умение детей делить растения на группы,
- научить учеников распознавать наиболее распространенные ягодные растения своего края, рассказать о питательных и целебных свойствах ягод;
- развивать у них творческие способности, внимание;
- воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира; -вызвать у детей бережное и заботливое отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
-формировать познавательный интерес;
- расширять представление детей о ягодах леса;
- обобщать знания детей об окружающем мире природы (климатические условия произрастания различных растений).
Развивающие:
-развивать умение мыслить, рассуждать;
- активизировать словарь по теме;
- уточнить элементарные представления о произрастании ягод в лесу и их польза.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство жалости к растущим растениям;
- формировать гуманное отношение к природе и развивать стремление заботиться о растениях, о своем здоровье.
Тип занятия: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, видеоматериалы(презентация «Ягоды леса»), наглядное пособие (картинки ягод, ребусы), раздаточный материал, гуашь и акриловые краски, кисточки,альбомы
План занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (2 мин.)
2.Подведение к теме занятия (5 мин.)
3. Основной этап. Теоретическая часть (20 мин.).
3.1.Отгадывание загадок. «Ягоды»: (с обсуждением)(7мин.)
3.2. Физминутка(3мин.)
3.3. Беседа: Польза ягод ( 10мин)
4. Перерыв (10 мин.)
5. Основной этап (43 мин.).
5.1.Просмотр и обсуждение презентации «Ягоды леса нашего края» (5-7 мин.) 5.2. Выступление детей с опережающим заданием «Вред и польза ягод».(5мин) 5.3.Создание рисунка «Любимая ягода» (25-30 мин.).
5.4.Физминутка + дыхательная гимнастика.(3 мин.)
6. Итоговый этап (10мин.)
6.1 Рефлексия. Составление памяток «Как правильно собирать ягоды» ( 4 мин.)
6.2. Творческая выставка рисунков. (2 мин.)
6.3. Разгадывание ребусов по теме. (2 мин.)
6.4. Игра «Наоборот».(2мин.)
Сценарий занятия.
1.Организационный момент. Подготовка к работе на занятии (2 мин.)
-Поздороваемся руками,
-поздороваемся глазами,
-поздороваемся кивком,
-поздороваемся ртом (дети здороваются).
- Стало радостно кругом.
- Эмоциональный настрой.
Дети. Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
II. Подведение к теме занятия.(5 минут)
-Весной веселит, Голосами птиц говорит. Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет, Грибами, ягодами угощает.Зимой от вьюги защищает.
-Что это? (Лес)
-Что нам дает лес? (чистый воздух, дерево, грибы, мясо, лекарственные растения, ягоды).
-Почему лагеря строятся возле лесов?
-Кто из вас знает, как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему? (Ходить аккуратно, не ломать ветки, не трогать гнёзда птиц, не оставлять в лесу мусор).
III.Основной этап. Теоретическая часть (20 мин.).
3.1.Отгадывание загадок. «Ягоды»: (с обсуждением)(5−7мин.)
Учитель. Послушайте загадки:
1.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Дети. Малина.
2.Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну–ка кто со мной знаком?
Дети. Клюква.
3.Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не подойдёт, всяк поклон отдаёт.
Дети. Земляника.
Учитель. А как, одним словом можно назвать отгадки?
Дети. Ягоды.
Учитель. Кто догадался, какая тема урока у нас сегодня?
Ученик. Я думаю, мы будем говорить о ягодах.
Учитель. Ты правильно думаешь. Мы сегодня будем говорить о ягодах.
Учитель. А узнаем мы сегодня, какие ягоды растут в лесу, все ли ягоды можно есть и полезны ли они. Поможет нам в этом …Посмотрите, кто …
Дети. Ежик.
Учитель. Ребята, Ежик предлагает нам отправиться в лес собирать ягоды.
Учитель. Тогда отправляемся в лес.
3.2.Физминутка.
Корзинки с полочки возьмем (потягивание)
В лес по ягоды пойдём (шагают)
Ягодок мы соберём (наклоны)
Полные корзины (руки в стороны).
Дети по одному выходят к магнитной доске снимают карточку с ягодой и кладут ее в корзину. На доске не только ягоды, но и овощи и грибы. Собираем только ягоды.
3.3. Беседа: Польза ягод ( 10-15мин)
4. Перерыв (10 мин.)
5. Основной этап (45 мин.).
5.1.Просмотр и обсуждение презентации «Ягоды леса нашего края» (5-7 мин.)
Дети. Малина, рябина, земляника, клубника.
Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?
Учитель. Ребята, а как вы думаете, являются ли ягоды плодами?
Ученик.Плод-часть растения, внутри которого есть семена.
Значит, ягода-плод.
Я считаю, что ягоды являются плодами, так как внутри ягод есть семена.
Учитель. А можно ли есть эти ягоды?
Дети. Да.
Учитель. Тогда как они будут называться?
Ученик. Я думаю, съедобные.
Учитель. Ты правильно думаешь. А чем полезны ягоды?
Ученик. Они вкусны, питательны, свежими ягодами можно утолить жажду.
5.2. Выступление детей с опережающим заданием «Вред и польза ягод».(5мин)
Вводное слово учителя.
-Лес очень щедр к человеку.Лес - это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.
Конечно, трудно найти человека, который любил бы пить лекарства. А вот от ягод никто не откажется. И не отыскать на свете лекарств, которые доставляли бы столько удовольствия, сколько ягоды.
1 ученик: малина – сладкая, сочная ягода. Она лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье – самое вкусное лекарство при простуде. Несколько ложечек такого варенья с горячим чаем - и покроешься испариной, а если болезнь решила крепко поселиться в организме, то малина начинает активную работу и тогда «семь потов» гарантировано. С помощью такого простого механизма и лечит малина.
Если у тебя распухли дёсны, то поможет земляника. Ягоды земляники содержат много витаминов, они очень ароматные. Ведь не зря её называют «королевой ягод».
2 ученик: Черника – ягода тёмно-фиолетового цвета. В старину из сока черники готовили фиолетовые чернила. Очень полезна для зрения. На её основе разрабатывается целый комплекс лекарственных препаратов. Учёные доказали благотворное влияние ягоды на остроту зрения .
3 ученик: Ягоды клюквы очень кислые, содержат много витаминов. Сок клюквы снижает температуру, очищает раны, ускоряет их заживление, лечит кашель.
Мини-вывод.
Мы узнали целебную силу ягод. Ягоды настоящая кладовая витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.
5.3.Создание рисунка «Любимая и полезная ягода» (30 мин.).
5.4.Физминутка (3 мин.) «Рябинка»
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево)
Но рябинка только гнётся, не печалится, смеётся.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер)
Дыхательная гимнастика.
Учитель.В лесу много одуванчиков, срываем и сдуваем пушинки.
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
6.1 Рефлексия. Составление памяток «Как правильно собирать ягоды» ( 4 мин.)
Учитель. Ребята, а как вы думаете, все ли ягоды можно есть?
Ученик. Я считаю, что не все.
Учитель. Правильно. Ягоды, которые нельзя есть, называют не съедобные, ядовитые.
Учитель. А можно пробовать неизвестные ягоды? Почему?
Ребята растительный мир нашего края очень богат. Растения нас лечат, кормят. Дают нам чистый воздух, тень в жару. Но есть и такие растения, которых мы должны избегать. Это ядовитые растения. О них мы будем говорить на следующем уроке.
6.2. Творческая выставка рисунков. (2 мин.)
А теперь , давайте посмотрим, что у нас получилось !
(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)
Учитель. Что готовят из ягод?
Учитель.Какое варенье из вишни - вишневое,
Из земляники -земляничное.
Из малины - малиновое,
Из клюквы - клюквенное,
Из ежевики - ежевичное,
Из рябины - рябиновое. (Дети называют сами названия варений)
6.3. Разгадывание ребусов по теме. (2 мин.)
6.4. Игра «Наоборот».
Учитель. Я буду называть начало предложения, а вы по смыслу должны закончить его.
Клубника крупная, а земляника …(мелкая).
Крыжовник твердый, а малина …(мягкая).
Черника сладкая, а клюква …(кислая).
Малина красная, а голубика …(голубая).
Смородина черная, а рябина …(оранжевая).
Вывод: (резервное время)
Учитель. Ребята, а как вы думаете как надо себя вести на природе?
Ответы детей.
Учитель. Давайте послушаем советы Красной Шапочки.
- Отдыхая на природе, обходи стороной незнакомые растения.
- Не пробуй растения на вкус.
- В случае отравления или покраснения кожи срочно обратись за помощью к взрослым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.