Разработка занятия по краеведческому кружку на тему "Самые витаминные ягоды леса"

  • docx
  • 20.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Золотушенко, открытое занятие,09.03.23..docx

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»

 

 

 

 

Конспект открытого занятия на тему:

 

« Самые, самые витаминные ягоды в лесах Донбасса»

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Золотушенко Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждения дополнительного

образования «Донецкий

Республиканский эколого-

натуралистический центр»

 

 

 

 

Донецк 2023

Кружок «Робинзоны леса»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

 «Школа №10 г.Тореза»

Педагог дополнительного образования

Руководитель Золотушенко О.В.

Дата проведения 09.03.2023г

Тема: Самые витаминные ягоды леса.

Цель: -закреплять умение детей делить растения на группы,

- научить учеников распознавать наиболее распространенные ягодные растения своего края, рассказать о питательных и целебных свойствах ягод;

- развивать у них творческие способности, внимание;

- воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира;        -вызвать у детей бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

-формировать познавательный интерес;

- расширять представление детей о ягодах леса;

- обобщать знания детей об окружающем мире природы (климатические условия произрастания различных растений).

Развивающие:

-развивать умение мыслить, рассуждать;

- активизировать словарь по теме;

- уточнить элементарные представления о произрастании ягод в лесу и их польза.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство жалости к растущим растениям;

- формировать гуманное отношение к природе и развивать стремление заботиться о растениях, о своем здоровье.

Тип занятия: Комбинированный.

Оборудование: компьютер, видеоматериалы(презентация «Ягоды леса»), наглядное пособие (картинки ягод, ребусы), раздаточный материал, гуашь и акриловые краски, кисточки,альбомы

План занятия:

1.Подготовка к работе на занятии (2 мин.)

2.Подведение к теме занятия (5 мин.)

3. Основной этап. Теоретическая часть (20 мин.).

3.1.Отгадывание загадок. «Ягоды»: (с обсуждением)(7мин.)

3.2. Физминутка(3мин.)

3.3. Беседа: Польза ягод ( 10мин)

4. Перерыв (10 мин.)

5. Основной этап (43 мин.).

5.1.Просмотр и обсуждение презентации «Ягоды леса нашего края» (5-7 мин.)                                                                                                        5.2. Выступление детей с опережающим заданием «Вред и польза ягод».(5мин)                                                                                           5.3.Создание рисунка «Любимая ягода» (25-30 мин.).

5.4.Физминутка + дыхательная гимнастика.(3 мин.)

6. Итоговый этап (10мин.)

6.1 Рефлексия. Составление памяток «Как правильно собирать ягоды»  ( 4 мин.)

6.2. Творческая выставка рисунков. (2  мин.)

6.3. Разгадывание ребусов по теме. (2 мин.)

6.4. Игра «Наоборот».(2мин.)

Сценарий занятия.

1.Организационный момент. Подготовка к работе на занятии (2 мин.)

-Поздороваемся руками,

-поздороваемся глазами,

-поздороваемся кивком,

-поздороваемся ртом (дети здороваются).

- Стало радостно кругом.

- Эмоциональный настрой.

Дети. Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

II. Подведение к теме занятия.(5 минут)

-Весной веселит, Голосами птиц говорит. Летом холодит, комарами звенит. 

Осенью дарами одаряет, Грибами, ягодами угощает.Зимой от вьюги защищает.

-Что это? (Лес)

-Что нам дает лес? (чистый воздух, дерево, грибы, мясо, лекарственные растения, ягоды).

-Почему лагеря строятся возле лесов?

-Кто из вас знает, как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему? (Ходить аккуратно, не ломать ветки, не трогать гнёзда птиц, не оставлять в лесу мусор).

III.Основной этап. Теоретическая часть (20 мин.).

3.1.Отгадывание загадок. «Ягоды»: (с обсуждением)(5−7мин.)

Учитель. Послушайте загадки:

1.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Дети. Малина.

2.Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну–ка кто со мной знаком?

Дети. Клюква.

3.Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто не подойдёт, всяк поклон отдаёт.

Дети. Земляника.

Учитель. А как, одним словом можно назвать отгадки?

Дети. Ягоды.

Учитель. Кто догадался, какая тема урока у нас сегодня?

Ученик. Я думаю, мы будем говорить о ягодах.

Учитель. Ты правильно думаешь. Мы сегодня будем говорить о ягодах.

Учитель. А узнаем мы сегодня, какие ягоды растут в лесу, все ли ягоды можно есть и полезны ли они. Поможет нам в этом …Посмотрите, кто …

Дети. Ежик.

Учитель. Ребята, Ежик предлагает нам отправиться в лес собирать ягоды.

Учитель. Тогда отправляемся в лес.

3.2.Физминутка.

Корзинки с полочки возьмем (потягивание)

В лес по ягоды пойдём (шагают)

Ягодок мы соберём (наклоны)

Полные корзины (руки в стороны).

Дети по одному выходят к магнитной доске снимают карточку с ягодой и кладут ее в корзину. На доске не только ягоды, но и овощи и грибы. Собираем только ягоды.

 3.3. Беседа: Польза ягод ( 10-15мин)

4. Перерыв (10 мин.)

5. Основной этап (45 мин.).

5.1.Просмотр и обсуждение презентации «Ягоды леса нашего края» (5-7 мин.)                                                                                                       

Дети. Малина, рябина, земляника, клубника.

Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?

Учитель. Ребята, а как вы думаете, являются ли ягоды плодами?

Ученик.Плод-часть растения, внутри которого есть семена.

Значит, ягода-плод.

Я считаю, что ягоды являются плодами, так как внутри ягод есть семена.

Учитель. А можно ли есть эти ягоды?

Дети. Да.

Учитель. Тогда как они будут называться?

Ученик. Я думаю, съедобные.

Учитель. Ты правильно думаешь. А чем полезны ягоды?

Ученик. Они вкусны, питательны, свежими ягодами можно утолить жажду.

5.2. Выступление детей с опережающим заданием «Вред и польза ягод».(5мин)                                                                                          

Вводное слово учителя.

-Лес очень щедр к человеку.Лес - это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Конечно, трудно найти человека, который любил бы пить лекарства. А вот от ягод никто не откажется. И не отыскать на свете лекарств, которые доставляли бы столько удовольствия, сколько ягоды.

1 ученик: малина – сладкая, сочная ягода. Она лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье – самое вкусное лекарство при простуде. Несколько ложечек такого варенья с горячим чаем - и покроешься испариной, а если болезнь решила крепко поселиться в организме, то малина начинает активную работу и тогда «семь потов» гарантировано. С помощью такого простого механизма и лечит малина.

Если у тебя распухли дёсны, то поможет земляника. Ягоды земляники содержат много витаминов, они очень ароматные. Ведь не зря её называют «королевой ягод».

2 ученик: Черника – ягода тёмно-фиолетового цвета. В старину из сока черники готовили фиолетовые чернила. Очень полезна для зрения. На её основе разрабатывается целый комплекс лекарственных препаратов. Учёные доказали благотворное влияние ягоды на остроту зрения .

3 ученик: Ягоды клюквы очень кислые, содержат много витаминов. Сок клюквы снижает температуру, очищает раны, ускоряет их заживление, лечит кашель.

Мини-вывод.

Мы узнали целебную силу ягод. Ягоды настоящая кладовая витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.

5.3.Создание рисунка «Любимая и полезная ягода» (30 мин.).

5.4.Физминутка (3 мин.) «Рябинка»

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание – руки вверх)

Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево)

Но рябинка только гнётся, не печалится, смеётся.

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер)

Дыхательная гимнастика.

Учитель.В лесу много одуванчиков, срываем и сдуваем пушинки.

6. Итоговый этап (5 −8 мин.)

6.1 Рефлексия. Составление памяток «Как правильно собирать ягоды»  ( 4 мин.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, все ли ягоды можно есть?

Ученик. Я считаю, что не все.

Учитель. Правильно. Ягоды, которые нельзя есть, называют не съедобные, ядовитые.

Учитель. А можно пробовать неизвестные ягоды? Почему?

Ребята растительный мир нашего края очень богат. Растения нас лечат, кормят. Дают нам чистый воздух, тень в жару. Но есть и такие растения, которых мы должны избегать. Это ядовитые растения. О них мы будем говорить на следующем уроке.

6.2. Творческая выставка рисунков. (2  мин.)

А теперь , давайте посмотрим, что у нас получилось !

(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)

Учитель. Что готовят из ягод?

Учитель.Какое варенье из вишни - вишневое,

Из земляники -земляничное.

Из малины - малиновое,

Из клюквы - клюквенное,

Из ежевики - ежевичное,

Из рябины - рябиновое. (Дети называют сами названия варений)

6.3. Разгадывание ребусов по теме. (2 мин.)

6.4. Игра «Наоборот».

Учитель. Я буду называть начало предложения, а вы по смыслу должны закончить его.

Клубника крупная, а земляника …(мелкая).

Крыжовник твердый, а малина …(мягкая).

Черника сладкая, а клюква …(кислая).

Малина красная, а голубика …(голубая).

Смородина черная, а рябина …(оранжевая).

Вывод: (резервное время)

 

Учитель. Ребята, а как вы думаете как надо себя вести на природе?

Ответы детей.

Учитель. Давайте послушаем советы Красной Шапочки.

- Отдыхая на природе, обходи стороной незнакомые растения.

- Не пробуй растения на вкус.

- В случае отравления или покраснения кожи срочно обратись за помощью к взрослым.