Разработка занятия по краеведческому кружку на тему "Самые витаминные ягоды леса"
Оценка 4.8

Разработка занятия по краеведческому кружку на тему "Самые витаминные ягоды леса"

Оценка 4.8
docx
20.05.2023
Разработка занятия по краеведческому кружку  на тему "Самые витаминные ягоды леса"
Золотушенко, открытое занятие,09.03.23..docx

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»

 

 

 

 

Конспект открытого занятия на тему:

 

« Самые, самые витаминные ягоды в лесах Донбасса»

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Золотушенко Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждения дополнительного

образования «Донецкий

Республиканский эколого-

натуралистический центр»

 

 

 

 

Донецк 2023

Кружок «Робинзоны леса»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

 «Школа №10 г.Тореза»

Педагог дополнительного образования

Руководитель Золотушенко О.В.

Дата проведения 09.03.2023г

Тема: Самые витаминные ягоды леса.

Цель: -закреплять умение детей делить растения на группы,

- научить учеников распознавать наиболее распространенные ягодные растения своего края, рассказать о питательных и целебных свойствах ягод;

- развивать у них творческие способности, внимание;

- воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира;        -вызвать у детей бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

-формировать познавательный интерес;

- расширять представление детей о ягодах леса;

- обобщать знания детей об окружающем мире природы (климатические условия произрастания различных растений).

Развивающие:

-развивать умение мыслить, рассуждать;

- активизировать словарь по теме;

- уточнить элементарные представления о произрастании ягод в лесу и их польза.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство жалости к растущим растениям;

- формировать гуманное отношение к природе и развивать стремление заботиться о растениях, о своем здоровье.

Тип занятия: Комбинированный.

Оборудование: компьютер, видеоматериалы(презентация «Ягоды леса»), наглядное пособие (картинки ягод, ребусы), раздаточный материал, гуашь и акриловые краски, кисточки,альбомы

План занятия:

1.Подготовка к работе на занятии (2 мин.)

2.Подведение к теме занятия (5 мин.)

3. Основной этап. Теоретическая часть (20 мин.).

3.1.Отгадывание загадок. «Ягоды»: (с обсуждением)(7мин.)

3.2. Физминутка(3мин.)

3.3. Беседа: Польза ягод ( 10мин)

4. Перерыв (10 мин.)

5. Основной этап (43 мин.).

5.1.Просмотр и обсуждение презентации «Ягоды леса нашего края» (5-7 мин.)                                                                                                        5.2. Выступление детей с опережающим заданием «Вред и польза ягод».(5мин)                                                                                           5.3.Создание рисунка «Любимая ягода» (25-30 мин.).

5.4.Физминутка + дыхательная гимнастика.(3 мин.)

6. Итоговый этап (10мин.)

6.1 Рефлексия. Составление памяток «Как правильно собирать ягоды»  ( 4 мин.)

6.2. Творческая выставка рисунков. (2  мин.)

6.3. Разгадывание ребусов по теме. (2 мин.)

6.4. Игра «Наоборот».(2мин.)

Сценарий занятия.

1.Организационный момент. Подготовка к работе на занятии (2 мин.)

-Поздороваемся руками,

-поздороваемся глазами,

-поздороваемся кивком,

-поздороваемся ртом (дети здороваются).

- Стало радостно кругом.

- Эмоциональный настрой.

Дети. Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

II. Подведение к теме занятия.(5 минут)

-Весной веселит, Голосами птиц говорит. Летом холодит, комарами звенит. 

Осенью дарами одаряет, Грибами, ягодами угощает.Зимой от вьюги защищает.

-Что это? (Лес)

-Что нам дает лес? (чистый воздух, дерево, грибы, мясо, лекарственные растения, ягоды).

-Почему лагеря строятся возле лесов?

-Кто из вас знает, как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему? (Ходить аккуратно, не ломать ветки, не трогать гнёзда птиц, не оставлять в лесу мусор).

III.Основной этап. Теоретическая часть (20 мин.).

3.1.Отгадывание загадок. «Ягоды»: (с обсуждением)(5−7мин.)

Учитель. Послушайте загадки:

1.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Дети. Малина.

2.Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну–ка кто со мной знаком?

Дети. Клюква.

3.Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто не подойдёт, всяк поклон отдаёт.

Дети. Земляника.

Учитель. А как, одним словом можно назвать отгадки?

Дети. Ягоды.

Учитель. Кто догадался, какая тема урока у нас сегодня?

Ученик. Я думаю, мы будем говорить о ягодах.

Учитель. Ты правильно думаешь. Мы сегодня будем говорить о ягодах.

Учитель. А узнаем мы сегодня, какие ягоды растут в лесу, все ли ягоды можно есть и полезны ли они. Поможет нам в этом …Посмотрите, кто …

Дети. Ежик.

Учитель. Ребята, Ежик предлагает нам отправиться в лес собирать ягоды.

Учитель. Тогда отправляемся в лес.

3.2.Физминутка.

Корзинки с полочки возьмем (потягивание)

В лес по ягоды пойдём (шагают)

Ягодок мы соберём (наклоны)

Полные корзины (руки в стороны).

Дети по одному выходят к магнитной доске снимают карточку с ягодой и кладут ее в корзину. На доске не только ягоды, но и овощи и грибы. Собираем только ягоды.

 3.3. Беседа: Польза ягод ( 10-15мин)

4. Перерыв (10 мин.)

5. Основной этап (45 мин.).

5.1.Просмотр и обсуждение презентации «Ягоды леса нашего края» (5-7 мин.)                                                                                                       

Дети. Малина, рябина, земляника, клубника.

Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?

Учитель. Ребята, а как вы думаете, являются ли ягоды плодами?

Ученик.Плод-часть растения, внутри которого есть семена.

Значит, ягода-плод.

Я считаю, что ягоды являются плодами, так как внутри ягод есть семена.

Учитель. А можно ли есть эти ягоды?

Дети. Да.

Учитель. Тогда как они будут называться?

Ученик. Я думаю, съедобные.

Учитель. Ты правильно думаешь. А чем полезны ягоды?

Ученик. Они вкусны, питательны, свежими ягодами можно утолить жажду.

5.2. Выступление детей с опережающим заданием «Вред и польза ягод».(5мин)                                                                                          

Вводное слово учителя.

-Лес очень щедр к человеку.Лес - это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Конечно, трудно найти человека, который любил бы пить лекарства. А вот от ягод никто не откажется. И не отыскать на свете лекарств, которые доставляли бы столько удовольствия, сколько ягоды.

1 ученик: малина – сладкая, сочная ягода. Она лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье – самое вкусное лекарство при простуде. Несколько ложечек такого варенья с горячим чаем - и покроешься испариной, а если болезнь решила крепко поселиться в организме, то малина начинает активную работу и тогда «семь потов» гарантировано. С помощью такого простого механизма и лечит малина.

Если у тебя распухли дёсны, то поможет земляника. Ягоды земляники содержат много витаминов, они очень ароматные. Ведь не зря её называют «королевой ягод».

2 ученик: Черника – ягода тёмно-фиолетового цвета. В старину из сока черники готовили фиолетовые чернила. Очень полезна для зрения. На её основе разрабатывается целый комплекс лекарственных препаратов. Учёные доказали благотворное влияние ягоды на остроту зрения .

3 ученик: Ягоды клюквы очень кислые, содержат много витаминов. Сок клюквы снижает температуру, очищает раны, ускоряет их заживление, лечит кашель.

Мини-вывод.

Мы узнали целебную силу ягод. Ягоды настоящая кладовая витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.

5.3.Создание рисунка «Любимая и полезная ягода» (30 мин.).

5.4.Физминутка (3 мин.) «Рябинка»

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание – руки вверх)

Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево)

Но рябинка только гнётся, не печалится, смеётся.

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер)

Дыхательная гимнастика.

Учитель.В лесу много одуванчиков, срываем и сдуваем пушинки.

6. Итоговый этап (5 −8 мин.)

6.1 Рефлексия. Составление памяток «Как правильно собирать ягоды»  ( 4 мин.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, все ли ягоды можно есть?

Ученик. Я считаю, что не все.

Учитель. Правильно. Ягоды, которые нельзя есть, называют не съедобные, ядовитые.

Учитель. А можно пробовать неизвестные ягоды? Почему?

Ребята растительный мир нашего края очень богат. Растения нас лечат, кормят. Дают нам чистый воздух, тень в жару. Но есть и такие растения, которых мы должны избегать. Это ядовитые растения. О них мы будем говорить на следующем уроке.

6.2. Творческая выставка рисунков. (2  мин.)

А теперь , давайте посмотрим, что у нас получилось !

(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)

Учитель. Что готовят из ягод?

Учитель.Какое варенье из вишни - вишневое,

Из земляники -земляничное.

Из малины - малиновое,

Из клюквы - клюквенное,

Из ежевики - ежевичное,

Из рябины - рябиновое. (Дети называют сами названия варений)

6.3. Разгадывание ребусов по теме. (2 мин.)

6.4. Игра «Наоборот».

Учитель. Я буду называть начало предложения, а вы по смыслу должны закончить его.

Клубника крупная, а земляника …(мелкая).

Крыжовник твердый, а малина …(мягкая).

Черника сладкая, а клюква …(кислая).

Малина красная, а голубика …(голубая).

Смородина черная, а рябина …(оранжевая).

Вывод: (резервное время)

 

Учитель. Ребята, а как вы думаете как надо себя вести на природе?

Ответы детей.

Учитель. Давайте послушаем советы Красной Шапочки.

- Отдыхая на природе, обходи стороной незнакомые растения.

- Не пробуй растения на вкус.

- В случае отравления или покраснения кожи срочно обратись за помощью к взрослым.


 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Донецкий

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Донецкий

Кружок «Робинзоны леса» Муниципальное

Кружок «Робинзоны леса» Муниципальное

Сценарий занятия. 1.Организационный момент

Сценарий занятия. 1.Организационный момент

На болоте я росла. Дозревала под снежком,

На болоте я росла. Дозревала под снежком,

Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?

Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?

Мы узнали целебную силу ягод. Ягоды настоящая кладовая витаминов и других полезных веществ

Мы узнали целебную силу ягод. Ягоды настоящая кладовая витаминов и других полезных веществ

Из малины - малиновое, Из клюквы - клюквенное,

Из малины - малиновое, Из клюквы - клюквенное,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023