Пояснительная записка
В современном образовании предпрофильная подготовка является одним из важных условий реализации целей образования, подготовки учащихся к жизненно важному выбору – выбору сферы деятельности, профессии.
Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную?
Школа не избирает профессию, а лишь предпрофиль и профиль, по которым ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.
Одной из составляющей предпрофильной подготовки являются курсы по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
Предпрофильный курс «Права человека в современном мире» позволяет учащимся увидеть правовую сферу совершенно иначе, определиться со своей гражданской позицией.
Курс проводится на достаточном методическом уровне, используются разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью, создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.
Представляем вашему вниманию разработку занятия предпрофильного курса по последнему разделу «Права, свободы и обязанности граждан России» в контексте «Право граждан России на защиту своих прав и свобод. Судебная защита прав и свобод граждан».
«Право граждан России на защиту своих прав и свобод.
Судебная защита прав и свобод граждан».
Цель: формирование у подростков основ правовой культуры, основывающейся на ценностях демократии, правового государства, прививать познавательный интерес к решению правовых вопросов.
Задачи:
- в нетрадиционной форме обобщить ранее полученную информацию и вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для их жизни и здоровья в демократическом обществе;
- воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, гражданина своей страны;
- создание условий для формирования навыков работы в группах, работы с уголовным кодексом, публичного выступления.
Оборудование: компьютерный класс или планшеты; доступ к Интернету или сборники кодексов РФ; ролевая игра «Где найти защиту Бабе Яге», разрезанная по ролям.
Прогнозируемый результат: повышения правосознания и правовой культуры у учащихся, формирования устойчивого чувства уважения к закону, судебной власти, выраженное стремление выпускников школы к изучению юриспруденции в вузах.
Содержание занятия:
1 этап. Организация урока. Вступительное слово учителя. Постановка целей.
2 этап. Представление реального случая в виде импровизированной инсценировки по ролям и постановка проблемы.
3 этап. Творческая работа и подготовка к принятию решения (распределение по группам, «мозговой штурм», планирование и выполнение работы).
4 этап. Презентация итогов работы (Представление вниманию класса сказки собственного сочинения с правовым аспектом). Рефлексия деятельности группы.
5 этап. Подведение итогов работы групп. Оценка результатов групповой и индивидуальной деятельности.
1 этап. Приветствие. Вступительное слово учителя. Постановка целей.
2 этап. Представление реального случая в виде импровизированной инсценировки по ролям и постановка проблемы (анализ ролевой игры «Где найти защиту Бабе Яге?», в которой сказочный сюжет рассматривается с юридической точки зрения).
Учитель раздаёт роли, на подготовку которых у обучающихся есть несколько минут (1-2 минуты). После этого представляется уже готовый сюжет сказки на новый лад.
Где найти защиту
Бабе Яге?
(ролевая
игра)
Цели: прививать познавательный интерес к решению правовых вопросов, вести культурное общение, принимать решение и пояснять и отстаивать свою точку зрения.
Действующие лица: Иванушка, Кощей Бессмертный, Леший, Мышка, Белка, Кот, Первый присяжный, Второй присяжный, Третий присяжный, Четвертый присяжный, Адвокат, Судья, Прокурор.
Ход игры
Ведущий. Помните, в одной сказке рассказывается о том, как Баба Яга заманила в лес братца Иванушку, чтобы зажарить его и съесть. А тот решил перехитрить коварную старуху: прикинулся недотепой, раскинул руки-ноги, чтобы в печь не пройти. Баба Яга решила показать пример Иванушке и сама полезла в печь. Иванушка лишил жизни старушку. Среди сказочных героев возник спор о правомерном поступке Иванушки.
Судья. К нам в лесной суд поступило заявление от лесных жителей. Обитатели просят разобраться и наказать Иванушку за его неправильное поведение и привлечь к ответственности по нашим лесным законам. Иванушка учинил жестокую расправу над Бабой Ягой. Он ее не любил с самого детства, строил ей различные козни. Давайте послушаем обвиняемого Иванушку.
Иванушка. Я – Иванушка, сын крестьянина. Обещаю рассказать вам всю правду о той истории, которая произошла со мной. Да, я всегда не любил Бабу Ягу, но лишать ее жизни не хотел, а, как мог, спасал свою жизнь. Не владея магическими средствами, я не смог бы справиться с ее колдовскими силами, поэтому мне пришлось призвать на помощь хитрость. Она и спасла меня.
У нас в деревне народ говорит так: «Лучший способ защиты – нападение». Прикинулся недотепой и попросил ее, чтобы она показала, как нужно сидеть на лопате и как правильно пролезть в печь.
Я добрый, честный человек, а так поступил только ради спасения своей жизни. Давайте вспомним, сколько маленьких детей она заманила в лес. Что с ними случилось потом? Считаю, что спас не только себя, но и всех тех, кто мог оказаться в этой страшной избе. Вы меня сейчас судите, но ведь в душе мне многие благодарны: её боялись как дети, так и взрослые.
Мышка-свидетель. Я прошу вас ответить на один вопрос: где мне теперь жить? Сгорела избушка на курьих ножках. Мне было в ней под печкой хорошо жить, уютно. Бабуля Ягуля часто туда бросала остатки еды. Уходя, она всегда оставляла мне корочку хлеба на скамейке или горсть семян на подоконнике, кота уводила с собой. Ягусенька была доброй и считала, что в доме должны быть всегда мышки, домовые или другие обитатели щелей и норок.
Кот-свидетель. Вот еще свидетель, домовая мышь! Хотя я с ней согласен: наша бабуля была доброй и заботливой. Кому я теперь нужен, старый, больной кот? Я могу теперь погибнуть – и это тоже будет на совести Иванушки. Хозяйка только один раз меня кочергой огрела, но я ее простил. Она мне мясо иногда бросала...
Леший-свидетель. В тот день я пришел к Бабе Яге в гости, хотел ее проведать, гостинцев ей принес. Заглянул в избу, а там только ее ступа и кот мурлычет. Он-то и поведал мне эту печальную историю. Я считаю, что Иванушка совершил ужасный поступок. Оставил лес без Бабы Яги и испортил все сказки. Все мы понесли тяжелую утрату. Иван мог с нами, лесными жителями, посоветоваться, помощи попросить. Напугал бы ее и домой отпустил бы. Нам очень жалко несчастную Бабу Ягу. Не все ее любили, но все признавали: без бабушки и лес – не лес, и сказка – не в радость.
Белка-свидетель. Я считаю, что Иванушка поступил правильно, честь ему и хвала. Нас, белок, бабка замучила. Не по закону жила. Наши дупла потрошила, запасы себе забирала. А наши детки без еды оставались.
Кощей Бессмертный. Нас в суде считают нечистой силой. Так оно и есть. От природы мы наделены могучей силой, и мало кто с нами может справиться. Многие с нами тягались, но победить нас можно не силой, а только обманом, хитростью. А мы доверчивые, открытые, и нас легко обмануть. Вот и Бабу Ягу обманом в печь жаркую отправили. А если бы Иванушка ей просто сказал: «Давай поборемся!» Иван – копьем, а она – метлой. Кто победил, тот и диктовал бы условия.
Адвокат Иванушки. Если посмотреть на это дело с другой стороны, то можно сказать, что Иванушка совершил подвиг – избавил людей от коварной колдуньи. Вы пытаетесь судить его по современным законам, но ведь мальчик оказался один на один с нечистой силой в дремучем лесу.
Мы должны таким смелым, отважным человеком восхищаться. Да, я согласен, Иванушка победил зло злом, и оно единственное во всех его поступках. Но ведь выиграли все. Я уверен, что Иванушка совершит еще немало подвигов и прославится добротой, так как он очень добрый и открытый человек.
1-й присяжный. Я считаю, что Иванушка действовал так, чтобы защитить себя. Если бы не его хитрость, я уверен, Баба Яга его съела бы. Тогда мы судили бы ее, а оплакивали Иванушку.
2-й присяжный. Нам предстоит решить сложную задачу: положительный герой лишает жизни отрицательного. Баба Яга совершала преступления, воровала детей! Но мы должны быть справедливыми и не заниматься самосудом. Я считаю, что Иванушку следует наказать.
3-й присяжный. Нам нельзя поддаваться чувствам, закон есть закон. А перед ним все равны: и те, кто делает добро, и те, кто делает зло. Я буду защищать закон.
4-й присяжный. Я думаю, что Иван защищал себя. Иванушка не виновен!
Прокурор. Все любят Иванушку. Жалеют. Хвалят. Можно учесть прошлые заслуги и смягчить наказание. Но нарушать закон не позволено никому. Нарушил закон – получи по заслугам. Прошу наказать за самосуд Ивана – Крестьянского сына.
Судья. Выслушав все стороны обвинения и защиты, суд решил: признать виновным. Послать Ивана – Крестьянского сына в тридевятое царство с заданием: освободить всех, кто томится в подвалах у Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, только при этом не заниматься самосудом, потому что Всемирная декларация прав человека гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению».
Решение суда вступает в силу. Наш приговор можно обжаловать. Кто не согласен, подавайте прошение.
Регламентированная дискуссия.
После представления ролевой игры, обучающимся предлагается проголосовать и определиться со своей позицией о правильности судебного решения по наказанию Иванушки, после чего обосновать свою позицию (это могут сделать, как все по – очереди, так и только желающие).
Как правило, далеко не всегда позиция учеников однозначная, это и есть проблема темы.
Бывают случаи, когда учителю по результатам опроса, необходимо провести разъяснительную беседу, привести примеры на тему «Закон есть закон. Закон для всех один», то есть подвести обучающихся к пониманию, что перед законом все равны.
3 этап. Творческая работа и подготовка к принятию решения (распределение по группам, «мозговой штурм», планирование и выполнение работы).
Работа в группах.
Учитель для дальнейшей работы делит учащихся на 5 групп по 5 или 6 человек в каждой и предлагает методом «мозгового штурма» составить свою сказку с правовым смыслом (желательно это сделать сначала на весь класс, а потом организовать работу группы по оформлению своей работы). «Мозговой штурм».
Учитель напоминает правила «мозгового штурма»:
1) Чем больше мнений, тем лучше.
2) Словосочетания или предложения должны быть емкие, четкие, короткие.
В это время определяется сказка, структура, сюжетная линия и действующие лица сказки.
Все, что говорят учащиеся и записывается одним из участников группы.
После «мозгового штурма» группа составляет сказку.
На эту работу группе дается 20 минут. Через 20 минут группы презентуют свою работу.
4 этап. Презентация итогов работы (Представление вниманию класса сказки собственного сочинения с правовым аспектом). Рефлексия деятельности группы.
Представляем вашему вниманию результат одной из групп, которая оформлено в виде деловой игры, по теме «Колобок на новый лад» и позволяет ученикам реально примерить на себя такие роли: адвоката, судьи, прокурора, Зайца, Медведя, Серого Волка, Лисы. Заслушать сказку можно в ролях.
Судья: Рассматривается дело в отношении Лисы, обвиняемой по статье 105 Уголовного кодекса Сказочной Федерации « Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку».
Обвиняемая – Лиса
Потерпевшие: Старик, Старуха
Свидетели обвинения: Заяц, Медведь, Серый Волк
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Гражданка Лиса обвиняется в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку – гражданину Колобку. В ходе проведения следственных мероприятий было установлено, что 31 июня 2016 гола в 15 часов 00 минут, на опушке леса произошла встреча гражданки Лисы и гражданина Колобка. В результате ссоры, сложившейся из личных неприязненных отношений со стороны Колобка возник конфликт, в ходе которого Лиса совершила преступление, съев Колобка, после чего скрылась с места преступления.
Судья: Слово предоставляется потерпевшим.
Старик: Мы с моей Старухой, в общем - то живём небогато, поэтому нечасто можем позволить себе такое удовольствие как выпечка Колобка.
Старуха: Я по сусекам скребла, по амбарам мела, а она! Подлая воровка!
Старик! Не серчайте люди добрые, мы с ней после случившегося уже год на валерьянке, да на корвалоле сидим.
Старуха: И рожа, какая наглая! Мы требуем высшей меры наказания!
Судья: Всё понятно. Выслушаем свидетелей.
Заяц: Иду себе, значит, никого не трогаю… Вдруг вижу Колобок навстречу катится. Я ему «Куда, мол, идёшь?» А он мне; «Я от бабушки ушёл! Я от дедушки ушёл!», хвастаться начал… Но, господин Судья, сразу хочу заявить, что я к этому делу не имею никакого отношения. У меня алиби, я вообще у Зайчихи был!
Судья: Спасибо, гражданин Волк, что можете сказать по данному делу?
Волк: А я чё? Они вон чё! И им ничё!
Судья: достаточно! Гражданин Медведь, ну а вы?
Медведь: Да як яж почувствовал! Спозаранок встал, гляжу мёда немае! Ну, пидшов за мёдом… Вдруг бачу, хлопец катится. Я ж ему говорю: «Ты кудый то? Не за мёдом ли???» А он мне про маменьку, да про папеньку, ну я слушать не стал. За медком торопился.
Судья: Слово предоставляется обвиняемой.
Лиса: Предатели! Ну, ладно, Заяц! Но ты то, Волк! После всего, что между нами было! Ведь ни один пуд соли вместе съели! А ты, Медведь? Что, сила есть, ума не надо? Нет, вы подумайте! Во всем надо обвинить самую слабую, самую беззащитную! Тоже мне джентльмены!!!
Адвокат: Уважаемый Суд. Я утверждаю, что моя подзащитная действовала в состоянии аффекта! А как будет вести себя любой из нас, если его будут сравнивать с животными и пожилыми людьми, как это сделал Колобок в своей песенке. Также прошу заметить, что такие сравнения были не в её пользу. Естественно, моя подзащитная не смогла сдержать эмоций, в чём очень раскаивается!
Судья: Выслушав стороны защиты и обвинения Суд постановил: признать Лису, обвиняемую по статье 105 Уголовного кодекса Сказочной Федерации «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку» виновной. И назначить наказание в виде лишения права участвовать в сказках сроком на 6 лет.
Приговор окончателен и обжалованию не подлежит. Заседание объявляется закрытым.
5 этап. Подведение итогов работы групп. Оценка результатов групповой и индивидуальной деятельности. Обучающиеся оценивают сказки с точки зрения правового аспекта (защита прав граждан), творческого подхода, выделяют особо отличившихся учеников.
Представленная сказка получила положительные оценки, и в отличие от первой сказки не вызывала сомнений кто виновен, и должно ли виновное лицо нести наказание.
Домашнее задание.
Составить синквейн на тему «Судебная защита прав и свобод граждан».
Литература
1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007.
2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007.
3. Типовые методические указания. Организация активных, интерактивных и традиционных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС
4. Ролевая игра «Где найти защиту Бабе Яге?» http://refdb.ru/look/2311206-p5.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.