Разработка занятия внеурочной деятельности "Казачка(Женский костюм)" 1 класс

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие 9 - 1 класс.docx

Казака (Женский костюм)

Цели:

1.Продолжить знакомство с традиционной одеждой казаков и казачек;

2. Знать отличительные особенности праздничной одежды и повседневной одежды казаков;

3. Воспитывать патриотические чувства учащихся.

Задачи:

          -знать историю возникновения традиционных костюмов казаков

           -воспитание уважительного отношения к истории и традициям жителей Дона

- совершенствовать   речь  учащихся,  расширять кругозор, познавательный  интерес к культуре казаков

Оборудование: компьютер, демонстрационный материал, проектор

 

Ход занятия:

 

1.Организационный момент. Разминка для рук, глаз

- Как называется край , в котором мы живем?

- Какие народы населяют наш край?

- Чем отличается  одежда народов донских казаков?

Сегодня  мы  узнаем много интересного и нового о костюмах казаков и казачек. Работать будем как в группах, так и по одному.

2.Повторение правил работы в группах с опорой на условные обозначения.

Рассказ про одежду во все времена.

Про то, как менялась с веками она.

Как нынче нужна,

Как важна была прежде…

Итак, начинаем рассказ об одежде.

Каждой группе предлагается рассмотреть предложенный предмет:

кусок кожи, овчины, колодка для обуви, серьга, подкова.

3.Систематизация полученных знаний.

Вопрос для всех групп:

Как эти предметы связаны с темой предыдущего урока?

Чтение стихотворений  Владимира Нестеренко  и Вадима Неподобы

Назвать элементы одежды казака, которые встретились в данных произведениях.

Бывалый казак.

Дед достал из сундука

С козырьком фуражку,

Сапоги. Из тайника –

Удалую шашку.

Чуб волнистый причесал.

Взгляд – лихой, горячий.

Приоделся и сказал:

«Я – на сход казачий».

 

***

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных плесках…

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснет казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет…

Лишь запоёт кубанский хор –

Понятны всем его наречье,

И шире степи, выше  гор

Душа бывает человечья…

 

  Введение нового материала. Звучит песня « На Кубани мы живем»

Значение одежды в казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда под­нимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходи­лась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

Женский костюм — это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род име­ли особый наряд, который отличался от иных если не со­вершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у жен­щины детей — это определялось по одежде.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. Рукава ру­бах в них богато украшались растительным и геометри­ческим орнаментом. Свадебный костюм полагалось береж­но хранить в сундуке: очень часто его использовали в ка­честве погребального костюма («одежда на смерть»), а в случае надобности — как средство лечебной магии. На Дону существует поверье, что если завернуть в него боль­ного ребенка, он выздоровеет.

К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя.

Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую. Рубаха считалась домашней одеждой. Шилась она из домотканого конопляного холста. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленных бочках-буках подсолнечной или древесной золой.

Праздничную одежду шили из шелка или бархата.

Физминутка

Работа в группах. Чтение информационной статьи. Сообщение нового материала учащимися.

1 группа. ( демонстрация « парочки»)

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва­лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером.

2 группа. (демонстрация спидницы)

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, на шнуре — учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки  носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — «подол», по-украински — «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сати­новые юбки, иногда даже по две-три, одна на дру­гую. Самая нижняя была обязательно белой.

3 группа. демонстрация шлычки, файшонки)

Особенностью казачьего женского костюма были  накидки на голову.  Замуж­няя женщина никогда не показывалась без головного убора. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой.  На скрученную косу надевали шлычку.  Шлычка - маленькая шапочка, собранная на тесьме, в которую заправляли закрученные в узел на затылке косы замужние женщины

Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. — колпаки, фаишонки от немецкого слова «файнй— прекрасный).

Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой.      

 

4 группа. демонстрация чувяков, чириков)

Чувяки - мягкая кожаная обувь без каблуков, кожаные тапочки с закрытой пяткой.  Их изготавливал из кожи буйволов и быков. Вырезали из кожи кусок, соответствующий размеру ноги, и, проделав петли, перевязывались кожаными ремешками, на манер лаптей, которые носили с вязаными носками.

Черевики —женские остроносые башмачки на каблуках

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках.

Разминка для глаз

 Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.

Выполнение заданий 1-4.

Рефлексия

 

- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

- Какую ставили  цель  урока?

- Достигли  мы  эту  цель?

- По  какому  плану  мы  действовали?

- Оценить себя с помощью вопросов

1. Было интересно мне самому (доказать, озвучить тему, сделать вывод)

2. Было трудно  мне

3. Я  сам  сделал первый шаг

4. Могу  похвалить  себя  за то,что…

 

Оценить,  с каким настроением мы уходим с  занятия, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

 

 

 


                                           

 

 

 

1 класс

Костюмы казачек

Задание 1. Соедини линиями вид одежды и их названия.

Обувь                                                   «парочка»                              чувяки

Женский костюм                                  гусарики                                кубанка        

Мужской костюм                                  шлычка                                  архалук

Головные уборы                                 черкеска                                 сапоги

 

Задание 2. Раскрась женский костюм казачек.

 

 

 

 

Задание 3. Нарисуй  элементы современной женской одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4. Особенностью казачьего женского костюма были  накидки на голову.  Сделай свой узор на накидке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru