Казаки ( жилище)
Цели и задачи:
- знакомство с историей и культурой Дона, бытом донского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;
- воспитание любви к родному краю;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, компьютер.
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети сидят группами по 4-5 человек.
Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
Учитель:
Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к занятию. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний
Учитель: Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
3. Самоопределение к деятельности
Учитель:
- Скажите, ребята, а вы знаете как называется жильё казаков? (хата)
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
4. Работа по теме урока
Учитель: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
- Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Дону? (ответы детей)
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.
Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).
Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.
Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.
Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
Такие хаты назывались турлучные. Так же казаки строили своё жилище из самана.
Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.
На строительство собирались всем селом.
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».
«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака.
Царицей в доме считалась печь (груба).
- Как вы думаете почему?
- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.
- Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга)
-А вы знаете, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Презентация.
5. Физкультминутка
Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Присели на свои места.
6. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий 1-3.
7. Подведение итогов занятия.
1 класс
Жилище казаков
1. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
4 |
|
||||||
1 |
|||||||
5 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
т |
|
||||||
г |
р |
у |
б |
а |
|||
р |
|||||||
л |
с |
||||||
у |
а |
||||||
к |
а |
м |
ы |
ш |
|||
х |
а |
т |
а |
||||
н |
2. Подчеркни тот вопрос, на который тебе легче ответить.
3. Нарисуй свой дом.
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.