Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"
Оценка 5

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл
11.12.2018
Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"
Хотелось бы представить в помощь учителям начальных классов дидактические игры, которые можно использовать во время урока или при проведении развивающих часов с детьми первого класса. Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу . Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении первоклассника.
Дидактические игры на уроках природоведения в 1.docx
Дидактические игры на уроках  природоведения в 1­м классе  Хотелось бы представить в помощь учителям начальных классов  дидактические игры, которые можно использовать во время урока или при  проведении развивающих часов с детьми первого класса  Почему именно игра?  На это есть ряд причин.  Первая заключается в том, что многие дети, придя в школу,  испытывают трудности.  Детям сложно следовать новым для них правилам  школьной жизни, справляться с новой ролью ученика. У некоторых детей  проявляется недостаточная социальная подготовленность.  Вторая причина.  Приходят дети с различным уровнем подготовки к  школе, нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению. И   тут нам поможет игра, которая является для вновь пришедшего  первоклассника  естественным состоянием. Итак, использование в обучении  различных видов дидактических игр имеет ряд преимуществ.  Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют  закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит  дидактическую задачу . Играя, дети решают эту задачу в занимательной  форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет  положительную роль при обучении первоклассника.  Для первоклассника дидактическая игра, как на уроке, так и вне его делает  познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными  эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие  ребенка. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнать новое. Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне является наиболее результативным для создания психолого­педагогических условий развития  познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению  задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры  происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей.  Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое  мнение, не боясь при этом ошибиться  ведь каждый ошибочный ответ  рассматривается не как  неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В  дидактических играх есть возможность формировать новые знания.  Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность или в развивающие часы способствует успешной  учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения  способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей  желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.   Сейчас очень много литературы где есть большое разнообразие дидактических игр по математике и русскому языку, а такой предмет как окружающий мир  остается почти без внимания. Я привожу лишь некоторые дидактические игры, которые использую на  уроках по окружающему миру в первом классе и надеюсь, что они будут  полезны учителям начальной школы. «Эти разные цветы».   Задачи:  Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать  познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее  полученные знания. Формировать умение работать в парах. Развивать интерес  и любовь к природе.  Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так  и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.  Оборудование: У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих,  а так же два полотна с буквами «Д» и «К».(рис.1.)   После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на  комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они  отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же  буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки  под нужной буквой. Рис.1.  «По порядку». Задачи:  Закрепить и классифицировать  знания  детей о днях недели. Развивать  познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее  полученные знания, умение рассуждать, анализировать.  Оборудование:  Карточки с надписями дней недели. Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они  должны выложить их по порядку  как идут дни недели. Выигрывает тот, кто  быстрее расставит правильно все дни  недели.   «12 месяцев»  Задачи:  Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их  последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение  сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать  умение работать в коллективе .   Оборудование:  Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно  воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы) На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются  на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать  картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое  крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12  месяцев.   «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон. Задачи:  Сформировать представления учащихся  о живой природе разных  континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную  активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.  Оборудование:  Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки  определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков.  Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую  страну( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо.  После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен  подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».   «Что напутал художник» Исправь ошибки. Задачи:  Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение  соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей,  умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы,  анализировать. Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.  Нужно исправить картинки.   «Объедини виды транспорта»  Задачи:  Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить  классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение  использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную  активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.  Оборудование: Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать  8­10 карточек ).  Задание можно дать поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с  разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек  выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный  транспорт, другая выбирает водный, третья­ железнодорожный, а четвертая ­ воздушный.   Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит  задание. «Живая – неживая»  Задачи:  Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе.  Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять  признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать. Оборудование:  Карточки по 6­10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4  разделенный вдоль на две половины. У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается  задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа  были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой  природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой  природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны  совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые  правильно и быстро распределят карточки на листе.   «На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)  Задачи:  Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную  деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать  интерес к природе.  Оборудование:  У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных,  которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На  партах карточки – грибы. Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3­4 гриба. Дети должны  найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На  картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован  подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит  лиса» ­ лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом  видном месте – поганки. «Радуга­ дуга» Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета  и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски,  так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с  заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил  полоски, если кто­то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить  ошибку. После чего дети разукрашивают радугу. Соотнеси загадку с отгадкой.  На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения  отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с  отгадкой при помощи карандаша.   «Жучки и паучки» ( дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей  коровки)  «Вершки и корешки».  Задачи: Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать,  сравнивать Развивать интерес к природе. Оборудование:  У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.  В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием. «Животные заблудились» Учитель: ­Заблудились в лесу домашние животные и перемешались с дикии: осёл, петух,   лошадь,   кошка,   собака,   свинья,   курица,   корова.   Катя   будет   их созывать,   а   Коля   пусть   внимательно   слушает   и   находит   на   доске   только домашних животных. Он должен показывать только тех животных, которые созывает Катя. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса. Функции игровой  деятельности/ Игры                  Введение 1) Развлекательная «Живое­неживое» 2) Коммуникативная «Чей это труд» 3)Самореализация в игре «Что это? Кто  это?» 4) Диагностическая «А что, если бы…»            Кто ты такой   1) Развлекательная  «Узнай, кто  это» 2) Коммуникативная  «Кто позвал»   3)Самореализация в игре  «Люблю­ не    люблю» 4) Диагностическая «Молчок», «Скучно,  скучно так сидеть» Содержание игры Учитель называет предметы, если предмет  относится к живой природе, учащиеся  хлопают в ладоши, неживая природа –  топают ногами. На столе лежат картинки изображением вниз. Педагог дает задание: «Расскажи, кто  работал, чтобы сделать этот предмет», «Что  за инструмент» и т.д. Игра составлена по принципу лото. Лист­ основа поделен на четыре прямоугольника, в  каждом прямоугольнике написано название  животного, растения и т.п. На другом листе  (он разрезан на четыре прямоугольника) дано описание этих животных и растений. С  обратной стороны на каждой из четырех  частей разрезанного листа начерчен элемент  геометрической фигуры. Ребенок берет  любой из прямоугольников, читает описание  с названием. Если все задания выполнены  верно, образуется фигура. Педагог начинает игру: «Если бы повар не  приготовил обед, мы бы все остались  голодными». Дети должны возразить. «А что  бы вы сделали, если бы продавцы перестали  продавать продукты?» Ведущий описывает кого­то из учеников. Выбирается ведущий, который  отворачивается. Кто­то из ребят называет его имя, ведущий угадывает. Игра с мячом. Дети встают в круг со словами «Я не люблю…», « Я люблю…» Из детей выбирается «молчка», который  сначала робко сидит на стуле, затем  преображается в смелого: прыгает, поет  какую­нибудь песенку. 5) Развлекательная   «Фрукты и овощи  хвастаются»           Ты и твоё здоровье 1) Развлекательная   «День рождения»           2)Самореализация в игре  «В театре» 3) Игротерапевтическая   «Магазин»,  «Узнай по жестам, о чем я говорю» 4) Диагностическая «Новый дом»,  «Лесенка», «Моя семья»  Природа и человек   1) Развлекательная    «Лес» 2) Коммуникативная    «Кто придет к  медведю в гости?» 3)Самореализация в игре  «Встретились в  лесу» Дети играют роль «овоща» или «фрукта»,  вступают в игровой диалог: они хвастаются  друг перед другом своими достоинствами. Ролевая игра. Дети распределяют роли:  мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра).  На день рождения пришли гости, надо их  встретить, посадить за стол, выслушать  поздравления. Собираемся в театр, едем в автобусе (платим за проезд кондуктору, спрашиваем, на какой  остановке надо сойти, чтобы попасть в театр) Суть игры в том, что «покупатели» по  натуральным объектам или рисункам  описывают предмет, который хотят купить,  не называя его. Нарисовать рисунок на тему «Новый дом».  Задание: ты получил новую квартиру в новом доме, нарисуй, кого ты туда возьмешь. Игра­загадка. Педагог загадывает загадки,  дети отгадывают их. Если ответ правильный,  ведущий  демонстрирует картинку­отгадку.  В конце игры подводится итог: в лесу растут  разные растения. На наборном полотне выставлены  предметные картинки с изображением  моркови, бочонка меда, грибов и т.д.  Медведь ждет гостей и приготовил для них  угощение. Ученики должны отгадать, кого  ждет медведь. Встретились в лесу (еж, лиса, заяц, волк…).  О чем они могут поговорить? На этот вопрос  дети ответят во время общения их героев. 4) Игротерапевтическая   «Я – режиссер» Представь себе, что ты режиссер и хочешь  снять фильм о природе. Нарисуй несколько  кадров из своего фильма.           Водоём и его обитатели 1) Развлекательная    «Собери семью» 2) Коммуникативная    «Почтальон» 3)Самореализация в игре  «Каждой птице – свое место» 4) Игротерапевтическая   «Умей  сравнивать» На магнитной доске размещены картинки с  изображением трех птиц (журавль, орел,  гусь). На столе учителя набор предметных  картинок с изображением коршуна, совы,  цапли, аиста, лебедя, утки и т.д. Надо  определить, куда их поместить. «Почтальон» раздает учащимся конверты с  надписью «Луг», «Поле», «Сад» и   предметные картинки с изображением  животных, птиц, растений. Учащиеся должны разложить их по соответствующим  конвертам. «Почтальон» проверяет  правильность. На маленьких карточках изображены птицы,  на больших ­ среда обитания: луг, поле, сад.  Учащиеся должны определить место  обитания каждой птицы и объяснить свой  выбор. На магнитной доске размещены картинки.  Задание: рассмотреть внимательно картинки.  Победит тот, кто без ошибок ответит на  вопросы. 5) Диагностическая  «Четвертый лишний» В каждом ряду есть лишняя картинка. Найти  ее и объяснить (способность к обобщению). Кроме   игровых   моментов   также   детям   гораздо   интереснее   слушать   о явлениях   природы   в   стихах   и   разгадывать   загадки.   Вот   несколько примеров:…

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"

Разработка "Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2018