Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
7 кл
01.04.2017
В брошюре даны рекомендации по организации поэтапной работы учащихся над проектом. Контрольный лист для планирования проекта позволяет учителю скорректировать деятельность учащихся. Даны критерии всесторонней оценки проекта: индивидуальной, групповой, независимой, оценки презентации, На этапе рефлексии участники создания проекта отвечают на вопросы, повышающие мотивацию к исследованию.Брошюра предназначена учителям, занимающимся проектной деятельностью.
Брошюра.doc
МО учителей русского языка и литературы
Разработка и проведение учебного проекта
в условиях введения ФГОС
Авторсоставитель: Полякова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Комсомольской СОШ
Тисульского района
Кемеровской области
ТИСУЛЬ 2017 Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного
ФГОС, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся,
направленной на овладение обучающимися учебнопознавательными приемами и
практическими действиями для решения личностно и социальнозначимых задач и
нахождения путей решения проблемных задач.
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового
поколения?
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов,
которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные,
предметные и метапредметные результаты).
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные
действия (программы формирования УУД).
3. Основным подходом к формированию УУД, согласно новым Стандартам, является
системнодеятельностный подход.
4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода
является проектная деятельность.
ПРОЕКТ – это пять «П»
ПРОБЛЕМА
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ПРОДУКТ
Мультимедийный продукт:
презентация, видеоклип, видеофильм, гипермедиа –
сочинение, компьютерная графика, вебсайт. Нормативные документы:
инструкция,
законопроект,
система школьного
самоуправления.
Публицистические материалы: стенгазета, журнал, заметка, интервью, обзор.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Типология проектов
по доминирующей деятельности учащихся:
практикоориентированные, исследовательские, информационные, творческие,
ролевые;
по предметному содержанию:
монопроекты, межпредметные проекты;
по продолжительности:
минипроекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные (годичные) проекты.
Практикоориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников
проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в
жизни класса, школы, города, села.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомто объекте, явлении с
целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,
произведения изобразительного или декоративноприкладного искусства, видеофильмы и
т.п.
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём,
проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Паспорт проекта
Название проекта
Учебный предмет, в рамках которого
разрабатывается проект, и смежные с ним
дисциплины
Тип проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Руководитель и консультанты проекта
Возраст участников проекта
Состав проектной группы (имена и фамилии
участников)
Аннотация
проекта
(актуальность,
личностная значимость,
применение)
Предполагаемые продукты проекта
практическое
работы
Этапы
проектом
(продолжительность, содержание работы,
над
ответственные)
Необходимое оборудование и ресурсы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Подготовка учеников к работе в проекте
1. Создание индивидуального плана
Подсказка учителя
• Заполните таблицу.
№ Что
делать
К какому
сроку
Что
представить
Требования к
продукту
Мое
оценивание
Что делать,
если не
сумеешь
выполнить
1 Найти
2 Изучить
3 Создать
4
• По мере выполнения плана закрашивай ячейки:
Зеленым – все удалось
Желтым – надо доработать
Красным – не получилось
Коричневым – не начинал
• Сделай вывод, как ты выполнил план и почему это удалось (или не удалось). 2. Создание плана группы.
Подсказка учителя
• Заполните таблицу.
№ Что
делать
Кто
делает
К какому
Что
Требован
Что
сроку
представить
ия к
продукту
делать,
если не
сумел
выполнит
ь
Мое
Оценива
оценивани
е продукта
ние
группы
1 Найти
2 Изучить
3 Создать
4
• Выберите ответственного за план в группе.
• Подумайте, как будете фиксировать выполнение плана (таблица Google, таблица на
стене класса, дерево выполнения и др.).
• Определите, кто будет отмечать выполнение пунктов.
• По мере выполнения плана закрашивайте ячейки.
• Продумайте риски: запишите, что делать, если: не получается выполнить, ктото болеет,
ктото не хочет, ктото не сработался с другим участником выполнения задания и др.
• Назначьте встречи групп для обсуждения промежуточного продукта. • Сделайте вывод, как группа выполнила план и почему это удалось (или не удалось).
3. Разработка плана проекта
Пример плана проекта
1 неделя: Погружение учащихся и родителей в проектную деятельность:
Знакомство учащихся с вводной презентацией и вопросами.
Создание плана работы группы, распределение ролей внутри группы посредством
листа планирования работы в сообществе.
Знакомство с критериями оценивания работ сообществ. Знакомство родителей с темой
и направлениями деятельности по проекту, определение роли родителей в совместной
работе с детьми. Изучение родителями материалов о безопасной работе детей в Интернете.
2 неделя: Анализ проблемных вопросов, выдвижение гипотез, определение целей их
исследования. Корректировка планов работы в сообществах. Определение сроков
выполнения и форм представления работ учащихся.
3 неделя: Знакомство с правилами поиска и работы с различными источниками
информации. Знакомство с рекомендованным организаторами проекта списком
информационных ресурсов, сбор своей коллекции информационных источников.
4 неделя: Сбор сообществами информационных материалов из разных источников по
решению своих проблемных вопросов. Анализ и отбор собранных материалов.
5 неделя: Обсуждение и систематизация сообществами собранных материалов, подготовка
сообществами презентаций по своей части проекта. Самооценивание совместной работы в
группах.
6 неделя: Выполнение сообществами практических заданий. 7 неделя: Совместная работа сообществ по созданию общей презентации проекта и текста
научноисследовательской работы. Подготовка к защите проекта.
8 неделя: Защита проекта. Подведение итогов работы над проектом и самооценка
участников проекта.
Требования к плану проекта
возраст детей (планированием длительности проекта, формулировкой заданий
План проекта учитывает
•
проекта),
•
методик оценивания, постановки целей исследования и планированию работы группы и др.
мероприятия по обучению работе с информационными источниками, с использованием
поставленные цели проекта, план должен привести к достижению целей,
метапредметными умениями,
•
• Проверку соответствия продуктов проекта поставленным целям.
План проекта написан для учащихся и содержит
•
характеристику этапов,
описание вида деятельности учащихся,
ссылки на
•
•
критерии оценивания,
•
методическое
•
•
сроки,
ответственных,
мероприятия по
•
(учебные практики,
заданий для учащихся) и необходимые ресурсы.
методические материалы и
и ресурсное обеспечение,
реализации проекта
объем и последовательность Этапы
1. Погружение
в проект
4. Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Цель – подготовка
учащихся к
проектной
деятельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы и
целей проекта в
ходе совместной
деятельности
педагога и
обучающихся;
– создание группы
(групп) учащихся
для работы над
проектом.
Отбирает
возможные темы и
предлагает их
учащимся.
Побуждает у
учащихся интерес
к теме проекта.
Помогает
сформулировать:
• проблему
проекта;
• сюжетную
ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует
учащихся к
обсуждению,
Осуществляют
вживание в
ситуацию.
Обсуждают тему
проекта, предмет
исследования с
учителем.
Получают
дополнительную
информацию.
Определяют свои
потребности.
Принимают в
составе группы
(или
самостоятельно)
решение по
Деятельность
родителей
Помогают в
выборе
тематического
поля, темы; в
формулировке
проблемы, цели
и
задач
проекта.
Мотивируют
детей. созданию проекта.
Организует поиск
учащимися
оптимального
способа
достижения
поставленных
целей проекта.
Помогает в
анализе
и синтезе,
наблюдает,
контролирует.
Консультирует
учащихся при
постановке цели и
задач, при
необходимости
корректирует их
формулировку.
Формирует
необходимые
специфические
умения
и навыки.
Направляет
процесс поиска
информации
учащимися (при
необходимости
помогает
определить круг
источников
информации,
рекомендует
экспертов).
Предлагает
учащимся:
• различные
варианты и
способы хранения
и систематизации
собранной
информации; •
организовать
группы;
• распределить
роли в группах;
• спланировать
поводу темы
(подтем) проекта
и аргументируют
свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов
и поиск
оптимального
способа
достижения цели
проекта;
• личностное
присвоение
проблемы.
Формулируют
(индивидуально
или в результате
обсуждения в
группе) цель
проекта.
Осуществляют:
• поиск, сбор,
систематизацию и
анализ
информации;
• разбивку на
группы;
• распределение
ролей в группе;
• планирование
работы;
• выбор формы и
способа
презентации
предполагаемых
результатов;
• принятие
решения по
установлению
критериев
оценивания
результатов и
процесса.
Продумывают
Консультируют
в процессе
поиска
информации.
Оказывают
помощь в
выборе
способов
хранения и
систематизации
собранной
информации, в
составлении
плана
предстоящей
деятельности.
2.
Планирование
деятельности
Цель
– пооперационная
разработка проекта
с указанием
перечня
конкретных
действий и
результатов, сроков
и ответственных.
Задачи:
– определение
источников
информации,
способов сбора и
анализа
информации, вида
продукта и
возможных форм
презентации
результатов
проекта, сроков
презентации;
– установление
процедур и критериев оценки
результатов и
процесса;
– распределение
задач
(обязанностей)
между членами
группы.
3.
Осуществлени
е
деятельности
по решению
проблемы
4.
Оформление
результатов
Цель – разработка
проекта.
Задачи:
– самостоятельная
работа учащихся по
своим
индивидуальным
или групповым
задачам проекта.
– промежуточные
обсуждения
полученных данных
в группах, на
консультациях (на
уроках и/или во
внеурочное время).
Цель
– структурирование
полученной
информации и
интеграции
полученных знаний,
умений, навыков.
деятельность по
решению задач
проекта;
• продумать
возможные
формы
презентации
результатов
проекта;
• продумать
критерии оценки
результатов и
процесса.
Формирует
необходимые
специфические
умения
и навыки.
Организует
процесс контроля
(самоконтроля)
разработанного
плана
деятельности и
ресурсов.
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью,
отвечает на
вопросы
учащихся.
Контролирует
соблюдение
правил техники
безопасности.
Следит за
соблюдением
временных рамок
этапов
деятельности.
Наблюдает,
советует,
направляет
процесс анализа.
Помогает в
обеспечении
проекта.
продукт
групповой и/или
индивидуальной
деятельности на
данном этапе.
Проводят оценку
(самооценку)
результатов
данного этапа
работы.
Выполняют
запланированные
действия
самостоятельно, в
группе или в
комбинированном
режиме.
При
необходимости
консультируются
с учителем
(экспертом).
Осуществляют
промежуточные
обсуждения
полученных
данных в группах.
Оформляют
проект,
изготавливают
продукт.
Участвуют в
коллективном
анализе проекта,
за
Наблюдают.
Контролируют
соблюдение
правил техники
безопасности.
Следят
соблюдением
временных
рамок этапов
деятельности.
Оказывают
помощь в сборе
информации,
оформлении
материалов и
портфолио
проектной
деятельности.
Наблюдает,
советует.
Помогает в
обеспечении
проекта.
Мотивирует
учащихся, Задачи:
– анализ и синтез
данных;
– формулирование
выводов.
Мотивирует
учащихся, создает
чувство успеха;
подчеркивает
социальную и
личностную
важность
достигнутого.
5.
Презентация
результатов
Цель
– демонстрация
материалов,
представление
результатов.
Задачи:
– подготовка
презентационных
материалов;
– подготовка
публичного
выступления;
– презентация
проекта.
Организует
презентацию.
Продумывает и
реализует
взаимодействие с
родителями.
При
необходимости
консультирует
учащихся по
вопросам
подготовки
презентации и
оформления
портфолио.
Репетирует с
учениками
предстоящую
презентацию
результатов
проектной
деятельности.
Выступает в
качестве
эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и
резюмирует
полученные
результаты;
• подводит итоги
обучения;
• оценивает
умения:
общаться,
слушать,
обосновывать
свое мнение,
толерантность и
создает чувство
успеха.
Консультируют
в выборе
формы
презентации.
Оказывают
помощь в
подготовке
презентации.
Выступают в
качестве
эксперта.
оценивают свою
роль, анализируют
выполненный
проект, выясняют
причины успехов,
неудач.
Проводят анализ
достижений
поставленной
цели. Делают
выводы.
Выбирают
(предлагают)
форму
презентации.
Готовят
презентацию.
Продолжают
оформлять
портфолио.
При
необходимости
консультируются с
учителем
(экспертом).
Осуществляют
защиту проекта.
Отвечают на
вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
• понимание
проблемы, цели и
задач;
• умение
планировать и
осуществлять
работу;
• найденный
способ решения
проблемы;
• рефлексию
деятельности и
результата.
Выступают в
качестве эксперта,
т.е. задают
вопросы и
высказывают
критические др.;
• акцентирует
внимание на
воспитательном
моменте: умении
работать в группе
на общий
результат и др.
замечания (при
презентации
других групп \
учащихся) на
основе
установленных
критериев
оценивания
результатов и
процесса.
Контрольный лист для планирования проекта
Вопросы
Заметки
Постановка целей
Каковы ваши цели в проекте?
Какова главная цель?
Существуют ли противоречащие друг другу
цели? Разработка плана
Спланировали ли вы последовательность
действий?
Включили ли вы необходимые для действий
ресурсы?
Понятен ли ваш график выполнения?
Каковы ваши приоритеты?
Наблюдение процессов.
Если ли какието трудности?
Как мы будем их преодолевать?
Если первый метод не сработает, то чем мы
воспользуемся?
Что и кого вы используете в качестве ресурсов
проекта?
Есть ли у вас план контроля продвижения по
проекту?
Что будете делать, если не будете успевать?
Как вы поймете, что работа соответствует
критериям?
Как вы определите, что еще должно быть
сделано?
Рефлексия
Включили ли вы отзывы в план улучшения
проекта?
Что вы узнали о себе самом?
Какие области вы хотите улучшить?
5. Оформление проекта
Обычное, стандартное оформление пояснительной записки выглядит следующим
образом. На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора
проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта,
если таковой имеется.
На второй странице – содержание или оглавление проекта.
С третьей страницы начинаем описывать суть проекта.
Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и
отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.
Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо
находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных
авторов, цитируя различные высказывания.
Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.
6. Отчет о выполнении проекта
1. Фамилия, имя____________________________________________________
2. Название проекта_________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Почему я начал работу над проектом?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Для чего я работал над проектом?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какой продукт я хочу получить?
__________________________________________________________________
6. Как я работал над проектом:
Дата
Что делал
Затрачено
Вопрос/
Консультант
Помощь
времени
затруднение
7. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
_____________________________________________________________________________
8. Что нового я узнал, чему научился?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Мои впечатления от работы над проектом
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Оценивание проекта
Лист индивидуального оценивания Оцени свою работу по 5балльной системе.
Фамилия, имя участника проекта _________________________
Класс_________________________________________________
Руководитель проекта __________________________________
Критерии
Всегда
Часто
Иногда
Редко
1. Проект мне интересен
2.
3. Я самостоятельно искал и обрабатывал
информацию
4. Я использовал сеть Интернет, книги,
учебники
5. Я работал вместе с другими
участниками проекта
6. Я оцениваю выполнение своего проекта
В работе мне помогали учителя,
родители, друзья
Я оцениваю конечный продукт проекта
Личное мнение о проекте _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценочный лист для группы
Название группы_________________________________________
Класс_______ Критерии
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Наша группа работала дружно
Мы советовались друг с другом
Мы помогали друг другу
Мы вместе искали и обрабатывали
информацию
Мы вместе работали над конечным
продуктом
Выразите свое мнение о работе над
проектом_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В чем была трудность при работе над
проектом_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кто помогал в работе над проектом
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Поощрение от сверстников Ваше имя, фамилия ___________________________________________________________
Фамилия, имя рецензируемого _________________________________________________
Название проекта _____________________________________________________________
Две похвалы работе:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Два предложения о работе:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Я хочу знать больше о ……
• Я не уверен, что это значит...
• Я хочу знать больше деталей о ...
Другие идеи и замечания:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Лист оценивания презентации
1 балл – качество представленного компонента низкой степени;
2 балла качество представленного компонента средней степени;
3 балла качество представленного компонента высокой степени.
Максимальное количество баллов – 18 баллов.
Критерии оценивания
Оценка ученика
3
1
2
балл
балла
балла
Оценка учителя
3
1
2
балл
балла
балла
1. Наличие правильно оформленного
титульного слайда (указано название
проекта, темы, в рамках которой
выполняется
ФИ
участников творческой группы и
руководителей, даты выполнения)
презентация,
2. Содержание презентации
соответствует теме, материал изложен
доступно и ясно.
3. Грамотность (нет ошибок).
4. Дизайн презентации (шрифты, их
крупность;
цветовое оформление;
наличие более сложных решений, в том
числе при оформлении полупрозрачного
или иного фона; наличие анимации и ее
оптимальность).
5. Объем презентации (минимальное
количество 25 слайдов 1 балл; 57
слайдов – 2 балла; 25 слайдов 3 балла).
6. Наличие списка источников
информации (учебник – 1 балл; +
дополнительная литература – 2 балла; +
использование Интернетресурсов – 3
балла).
Всего
1618 баллов отличная работа;
1215 баллов – хорошая работа; менее 9 11 баллов – работа нуждается в доработке
Оценивание наблюдения группы
• Дайте ученикам эту форму, когда они будут смотреть презентацию группы.
• Попросите их посмотреть на приведенные ниже характеристики и дать свой отзыв на
работу группы.
• Отметьте каждую характеристику:
+ отличная работа (трудно улучшить)
= хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)
– слабая работа (многое нужно улучшить)
Фамилия, имя __________________________________
Дата: __________________________________________
Группа, которую наблюдал: _____________________________________________________
(cid:0) Группа работала над темой ___________________________________________________
(cid:0) Презентация группы была интересно (голос, движение, взаимодействие, контакт с
аудиторией)
(cid:0) Презентация была понятной и визуально ясной она помогла мне лучше понять тему
(cid:0) Все члены группы участвовали в презентации
(cid:0) Все участники отнеслись к проекту серьезно
(cid:0) Группа подробно и детально отвечала на вопросы
(cid:0) Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее
заключение)
(cid:0) Я узнал новые вещи из презентации
(cid:0) Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)
(cid:0) Выступающие говорят ясно и громко, так что всем слышно
Пожалуйста, добавьте пояснения к своим оценкам:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рефлексия
Кому нужен
результат?
Для
чего?
ПРОЕКТ
ПРОЕКТ
Как проверить, достигнут
ли результат?
Возможно ли
достигнуть
результата?
Когда
возможн
о
получить
результат
?
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Разработка и проведение учебного проекта в условиях ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.