При разработке серии игровых занятий для детей раннего возраста , учитывала следующие психологические особенности детей раннего возраста:
• Поведение ситуативное;
• Неустойчивость эмоциональной сферы;
• Несформированность произвольного внимания;
• Развитие речи;
• Восприятие и эмоции не отделены друг от друга;
• Наглядно-действенное мышление.
В свою мини-группу вошли дети разного уровня развития, чтобы менее развитые дети могли повторять, брать пример с более развитых.При разработке серии игровых занятий, учитывала следующие психологические особенности детей раннего возраста:
• Поведение ситуативное;
• Неустойчивость эмоциональной сферы;
• Несформированность произвольного внимания;
• Развитие речи;
• Восприятие и эмоции не отделены друг от друга;
• Наглядно-действенное мышление.
Разработка серий игровых занятий с минигруппой из двухтрех детей раннего
возраста.
1) При разработке серии игровых занятий, учитывала следующие психологические
особенности детей раннего возраста:
Поведение ситуативное;
Неустойчивость эмоциональной сферы;
Несформированность произвольного внимания;
Развитие речи;
Восприятие и эмоции не отделены друг от друга;
Нагляднодейственное мышление.
2) В свою минигруппу собрала детей разного уровня развития, чтобы менее развитые
дети могли повторять, брать пример с более развитых.
3) При разработке плана игровых занятий ставила следующие психолого
педагогические задачи:
Развивать умение играть рядом и вместе со сверстниками;
Развивать речь детей;
Развивать восприятие, внимание, память;
Формировать предпосылки сюжетноролевой игры;
Формировать элементы нагляднообразного мышления;
Воспитывать культурногигиенические навыки ;
Расширять опыт ориентировки в окружающем мире.
На первом занятии проводилась игра «Домик для куклы»
«Домик для куклы»
Высыпаю на пол кубики средней величины и сажу рядом куклу, затем подзовите к себе
детей: «Ребята, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».
Говорю от имени куклы: «Ой, где же мне теперь жить? Мой домик сломался».
Предлагаю малышам построить новый домик из кубиков.
Чтобы организовать совместность детей, распределяю между ними действия. Дети могут
по очереди подают мне кубики, а я строю дом, время от времени предлагая каждому
ребенку положить кубик на кубик. Володе предлагаю привозить на грузовике кубики на
стройплощадку, Ева выгружает их, Лера подает «строителям». Помогаю детям
согласовывать действия, хвалю каждого ребенка за старание. После завершения постройки
беру в руки куклу и от ее лица благодарю детей: «Спасибо вам большое, вы все вместе
построили для меня очень красивый дом!» — и сажу куклу рядом с домиком.
Около такого домика предлагаю соорудить садик. Дети строят цветник, потом вместе с
куклой поливают цветы из леек. Затем предлагаю построить дорожку и вместе с куклой
погулять по дорожке, читаю им стихотворение:
По дорожке, по дорожке
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги, кот.
Наша девочка идет.
Дети по очереди шагают по дорожке, повторяют стихотворение, называя своё имя. Дети по
очереди шагают по дорожке, повторяют стихотворение, называя своё имя. Дети по очереди
шагают по дорожке, повторяют стихотворение, называя своё имя.
От имени куклы благодарю ребят, игра заканчивается.На втором занятии проводились две игры «Баюшкибаю» и «Кукла проснулась»
«Баюшкибаю»
Обращаюсь к детям: «К нам в гости пришла кукла. Её зовут Катя».
Организую диалог, побуждая детей задавать кукле вопросы, обращаясь к каждому по
имени.
Где ты была?
Гуляла.
Ты одна гуляла?
Нет. С подружками.
Каждому ребенку даю куклу.
Вы устали?
Устали.
Хотите спать?
Да.
Дети укладывают свои куклы в кроватку, коляску, накрывают одеялом, дают соску,
бутылочку. Предлагаю покачать кроватку, повозить куклу в коляске. Под спокойную
музыку дети укачивают своих кукол:
Баюбай, баюбай,
Ты собаченька, не лай.
Ты собачка, не скули,
Нашу детку не буди.
«Кукла проснулась»
Затем детям предлагаю разбудить и одеть куклу. Побуждаю детей говорить тихим
голосом, ласково обращаясь к кукле:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись.
Потягушечки, потягушечки.
Где игрушечки, погремушечки?
( Г. Лагздынь)
Дети с моей помощью вынимают куклу изпод одеяла, гладят ее, сажают на горшочек,
одевают, «понарошку» умывают, сопровождая игру короткими стишками, побуждаю детей
повторять отдельные слова или строки.
Например:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Или:
Водичкаводичка,
Умой мое личико.
Предлагаю детям развеселить кукол, раздаю погремушки. Дети гремят и по сигналу прячут
погремушки за спину.
От имени кукол благодарю детей, игра заканчивается.
На третьем занятии проводились две игры «Кукла заболела» и «Игрушечный телефон»
Подношу руку к уху, изображая разговор по телефону с невидимым собеседником. Затем
говорит, обращаясь к одному из малышей: «А сейчас я позвоню Веронике, ты будешь со
мной разговаривать?» Показывает ей, как надо «брать трубку» и беседовать по
воображаемому телефону. Спрашиваю: «Здравствуй, девочка, как тебя зовут?» «С кем ты
сейчас играешь?» «Миша, что ты ел на завтрак?» У другого ребенка спрашиваю, что он
делал на прогулке, во что хочет поиграть сейчас. Потом делаю вид, что мне позвонилакукла и пожаловалась, что плохо себя чувствует. Приглашаю куклу прийти. От имени
куклы жалуюсь, что болит головка (ушко, животик, ножка). Ее нужно расспросить,
утешить, уложить в кроватку, спеть песенку, успокоить. Затем предлагаю вызвать по
телефону врача, отвезти куклу в больницу. Из стульчиков строим машину скорой помощи,
выбираем шофера, врача, медсестру. Обыгрываем ситуацию, предлагая малышу выступать
в роли врача, пациента, медсестры, шофера скорой помощи, включая в игру различные
действия, имитирующие медицинские процедуры.
• Измерить кукле температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом).
• Послушать (игрушечным стетоскопом, трубочкой, палочкой, макарониной).
• Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой,
пальчиком).
• Дать таблетку, витамины (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или
фасолина, листочек бумаги), микстуру (понарошку налить в ложечку лекарство из
флакона).
• Напоить горячим чаем с медом (с малиной).
• Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика), банки
(можно использовать маленькие крышки от флаконов).
• Осмотреть, полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью)
• Полечить ушко, нос (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками,
смазать палочкой с мазью).
От имени куклы благодарю детей за помощь, игра заканчивается.
На четвертом занятии проводилась игра «Солнышко и дождик»
Игра построена на простых движениях и действиях, которые дети выполняют
одновременно. Каждый участник игры получает удовольствие от движений и от того, что
движения выполняются всеми вместе. Дети легко перенимают не только движения, но и
настроение друг друга. Радость ребенка усиливается, если другие дети тоже радуются.
Общее настроение создает естественную связь и общность между детьми. Проводится эта
игра следующим образом.
У каждого участника должен быть свой «домик». Такой домик легко сделать из стульчика.
Ставлю стул спинкой вперед и предлагаю детям сделать то же самое со своими
стульчиками. «Смотрите, получился домик!», — говорю, присаживаясь перед своим
стулом и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя каждого малыша по
имени, предлагаю каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой. Так стульчики
становятся домиками, в которых живут дети.
«Какая хорошая погода, светит солнышко! — говорю, выглянув в свое окошко. — Давайте
выйдем погулять». Малыши выбегают из домиков, собираются вокруг меня. Все вместе
«гуляем» и радуемся хорошей погоде. Читаю стихотворение:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку;
Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.
(А. Барто)
Дети могут побегать, потанцевать, попрыгать, кто как хочет.
Неожиданно для всех говорю: «Посмотрите, туча идет, сейчас будет дождик! Скорее
бежим домой!» Все спешат в свои домики. «Послушайте, как барабанит дождь по крышам,
— говорю, включая звук металлофона,
. — Давайте почитаем для него стихи». Можно прочитать короткие потешки или стишки
про дождик, например:
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще,Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
Дети очень быстро подхватывают стихотворные строчки, охотно изображают стук дождя.
«Шум дождя» сначала усиливается, но постепенно утихает, а потом и вовсе прекращается.
Делаю вид, что смотрю на небо, и говорю малышам: «Кончился дождик! Солнышко
светит! Выходите гулять!» Малыши выбегают из своих домиков, бегают, танцуют, поют
песенки. «Прогулка» продолжается до тех пор, пока снова не скажу: «Ой, дождик
начинается, побежали домой!». Игра начинается сначала.
Литература:
1. Четвертаков К.В. Развивающие игры для малышей. Первые шаги.
2. Батлори Джордж. Издательство: Росмэн, 2006 г. Большая книга занятий с
малышом.