Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Т" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Т/Т*. БУКВЫ «Тт». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «т».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Т/Т*; определять их как
согласные, глухие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Тт»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «т»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Т» . ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ТИМКА .
Папа Тигр купил телевизор, и тигрёнка Тимку словно подменили.
Тимка! – кричат ему утром тигрята. – Пойдём играть!
Отстаньте, бурчит Тимка, тут такое показывают!
А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву.
Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно тараканов Потом дяденьки в белых
тапочках три часа играли в теннис. Потом тётенька приглашала всех желающих работать в
трамвайно троллейбусном депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею.
Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Лежит Тимка на тахте с
термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже
плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что то как затрещит да как взорвётся! И стало темным
темно. Тимка слетел с тахты и к телефону.
Аллё, аллё! Командная пожарна?! Взорвался телевизор! Что делать?
Выкинуть, мрачно сказал вошедший папа Тигр, а тебя выпороть.
.Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Т/Т*– согласные, так как при произношении звуков
есть препятствия язык, в произношении звука не участвуют голосовые связки, значит звуки
глухие.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Т/Т*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (тигрёнок в начале,
мягкий; тарелки в начале, твёрдый; труба в начале, твёрдый; утка в первом слоге, твёрдый;
трактор в начале и в последнем слоге, оба твёрдые; молоток в последнем слоге, твёрдый; гитара
во втором слоге, твёрдый; крот в конце, твёрдый.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4 ) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Т/Т * обозначаются буквой «Т».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на молоток)
Учитель читает стихотворение.Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Т» . Где она расположена?
Найдите букву «Т» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Т», которые найдёте.
Тигр – свирепый зверь, но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Т». Т Е Л Е Ф О Н .
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Индейцы, чтобы сообщить чтонибудь в другую деревню, забирались на высокую гору и громко
кричали. Но как докричаться до другого города или
другой страны? Ты видел, как фокусник в цирке может положить в свой волшебный ящик кота, и
кот …исчезнет? Теперь представь, что вместо
волшебного ящика перед фокусником стоит телефон и в него он скажет
слово «алло». Но «алло» в телефоне не исчезнет совсем, а превратится в не видимые глазом
электрические волны. Если теперь эти волны отправить по проводам в другой волшебный ящик
телефон, то он опять превратит их в «алло». Так работали первые телефоны. Так работают
телефоны и теперь.
Сейчас разрабатывают видеотелефоны, по которым можно не только слышать, но и видеть, как в
телевизоре, того, с кем говоришь.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
И опять передохну.
Это строчка.
Сверхуточка.
Снова, словно по тропинке
Вверх иду до серединки.
Вниз прямую проведу
Закругляю, чуть терпенья
И немного отдохну.
Вниз прямая с закругленьем.
По прямой, как по тропинке
Вот красивая какая
Я вернусь до серединки.
Получилась «т» строчная.
Закругляю, вниз иду
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «т» пишется в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не
выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( прямая, , закругление, прямая, закругление прямая с
закруглением.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется с отрывом.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».Звукито мои глухие,
Значит, нужно будет мне
На Глухой жить стороне,
Если в гости захотите,
В домик девять заходите.
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА « Т», ЗВУКИ Т/Т*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
6) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Прибежит и солнце спрячет,
А потом ещё заплачет (туча)
Усатый, рыжий, шестиногий,
Бежит при первой же тревоге
Ему внушили с малых лет:
Страшнее тапка зверя нет (таракан)
По гвоздю колотит он
Стук, звон; стук, звон!
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Т», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Т».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Т/Т*
Какие они? Согласные, глухие, твёрдые или мягкие
Из каких элементов состоит буква прямая, закругление, прямая, закругление,
прямая с закруглением
А по пальцу даст порой
Ай, ой! Ай, ой! (молоток)
Золотистое ядро
В белых семечках нутро(тыква)
Прячась в зарослях обычно
Стережёт себе добычу.
Там его не различат,
Потому что полосат(тигр)