Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Т" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе. В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст. Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте. 9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Т" (1 класс)
Иконка файла материала Буква Т.doc
ТЕМА   УРОКА: ЗВУКИ  Т/Т*. БУКВЫ «Тт».    ПИСЬМО СТРОЧНОЙ  БУКВЫ «т». ЦЕЛЬ   УРОКА:  Научить слышать, выделять, произносить звуки Т/Т*;  определять их как   согласные, глухие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Тт»;научить составлять слоги.  Научить писать строчную букву «т»;слоги и слова с ней.                               ХОД     УРОКА. 1.Организационный момент. 2. Повторение. 3.Сообщение цели урока.                                                   4.Изучение новой темы: 1 .   Р а б о т а   с о   з в у к о м . 1)Выделение на слух звуков в рассказе. ­Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего? БУКВА «Т» .   ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ   ТИМКА .    Папа Тигр купил телевизор, и тигрёнка Тимку словно подменили. ­ Тимка! – кричат ему утром тигрята. – Пойдём  играть! ­ Отстаньте, ­ бурчит Тимка, ­ тут такое показывают! А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву.  Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно­  тараканов Потом дяденьки в белых  тапочках три часа играли в теннис. Потом тётенька приглашала всех желающих работать в  трамвайно­ троллейбусном депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею.  Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Лежит Тимка на тахте с  термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже  плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что­ то как затрещит да как взорвётся! И стало темным­  темно. Тимка слетел с тахты и к телефону. ­ Аллё, аллё! Командная пожарна?! Взорвался телевизор! Что делать? ­ Выкинуть, мрачно сказал вошедший папа Тигр, ­ а тебя­ выпороть. .­Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова. 2)Характеристика звуков. ­Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть. ­Произнесите звук. Что­нибудь мешает произношению звука? Что именно? ­Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко? Участвуют ли в произношении звука голосовые связки? ­Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой? ­Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Т/Т*– согласные, так как  при произношении звуков  есть препятствия­ язык, в произношении звука не  участвуют голосовые связки, значит звуки  глухие.) 3)Нахождение слов со звуками Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта. ­Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками  Т/Т*, назовите их, определите  положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости­ мягкости: (тигрёнок­ в начале,  мягкий; тарелки­ в начале, твёрдый; труба­ в начале, твёрдый;  утка­ в первом слоге, твёрдый;  трактор­ в начале и в последнем слоге, оба твёрдые;  молоток­ в последнем слоге, твёрдый; гитара­  во втором слоге, твёрдый; крот­ в конце, твёрдый.) Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.  2 .   Р а б о т а   с   б у к в о й .                                                                                                                                                     4 ) Знакомство с печатной буквой и её названием:. А) Показ печатной буквы. Учитель открывает печатную букву. ­Звуки Т/Т * обозначаются  буквой «Т».  Б) На что похожа буква. ­На что похожа буква?(Буква похожа на молоток) Учитель читает стихотворение.Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам её боится. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)  В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. ­Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Т» . Где она расположена?  ­Найдите букву  «Т» среди своих букв и расположите её в своей кассе. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы  «Т», которые найдёте. Тигр – свирепый зверь, но всё же Тихим тигр бывает тоже.         Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.      БУКВА «Т».   Т Е Л Е Ф О Н  . Через поле и лесок Подаётся голосок.  Индейцы, чтобы сообщить что­нибудь в другую деревню, забирались на высокую гору и громко  кричали. Но как докричаться до другого города или  другой страны? Ты видел, как фокусник в цирке может положить в свой волшебный ящик кота, и  кот …исчезнет? Теперь представь, что вместо  волшебного ящика перед фокусником стоит телефон и в него он скажет  слово «алло». Но «алло» в телефоне не исчезнет совсем, а превратится в не видимые глазом  электрические волны. Если теперь эти волны отправить по проводам в другой волшебный ящик­ телефон, то он опять превратит их в «алло». Так работали первые телефоны. Так работают  телефоны и теперь. Сейчас разрабатывают видеотелефоны, по которым можно не только слышать, но и видеть, как в  телевизоре,  того, с кем говоришь. 5) Знакомство с письменной строчной буквой А) Показ написания буквы Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске: И опять передохну. Это строчка. Сверху­точка. Снова, словно по тропинке Вверх иду до серединки. Вниз прямую проведу Закругляю, чуть терпенья И немного отдохну. Вниз прямая с закругленьем. По прямой, как по тропинке Вот красивая какая  Я вернусь до серединки. Получилась «т» строчная. Закругляю, вниз иду Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают  стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ  написания буквы». Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы). ­Где пишется буква? (Строчная буква «т» пишется  в строке.) ­Выходит ли какой­нибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не  выходит) ­Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.) ­Из каких элементов состоит буква? ( прямая, , закругление, прямая, закругление прямая с  закруглением.) ­С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется с отрывом.) В) Разминка для пальцев, подготовка к письму. Г) Написание буквы в «Прописи»: ­Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам. ­Возьмите карточку с буквой и обведите  букву 3 раза указательным пальцем правой руки                  ­Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца  строки. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».Звуки­то мои глухие, Значит, нужно будет мне На Глухой жить стороне, Если в гости захотите, В домик девять заходите. ­Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для  этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их  характеристику.) Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают» БУКВА « Т»,  ЗВУКИ  Т/Т*.  Обозначены мною согласные, Мне не нравятся улицы красные. Я такая, дети, умница­ Я с согласной­с Серой улицы. Сами вы уже решили­ Буква крепится на «Ленте букв». 3 .   Р а б о т а   с о   с л о г а м и . 6) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика  согласного по твёрдости­ мягкости, чтение слогов. Прибежит и солнце спрячет,                        А потом ещё заплачет (туча) Усатый, рыжий, шестиногий, Бежит при первой же тревоге­ Ему внушили с малых лет: Страшнее тапка зверя нет (таракан) По гвоздю колотит он­ Стук, звон; стук, звон! Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём  каждый слог прочитывается трижды 8) Нахождение слогов в печатном тексте ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с  буквой  «Т», которые найдёте. 9) Письмо слогов в «Прописи». 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами. 5. Итог урока.  ­С какой буквой познакомились?        (с буквой «Т». ­Какие звуки ею обозначается?            Звуки Т/Т* ­Какие они?                                            Согласные, глухие, твёрдые или  мягкие                                      ­Из каких элементов состоит буква     прямая,  закругление, прямая, закругление,                                                                  прямая с закруглением А по пальцу даст порой­ Ай, ой! Ай, ой! (молоток)  Золотистое ядро  В белых семечках нутро(тыква)  Прячась в зарослях обычно  Стережёт себе добычу.   Там его не различат,   Потому что полосат(тигр)