Тема урока: «Моя малая Родина»
Классный час в 4 Г классе
Классный руководитель: Насонова Е.П.
Задачи урока:
Цели:
1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
5. Содействовать моральному развитию
Образовательная:
1. определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;
2. познакомить учащихся с историей Стерлитамака;
Развивающая:
1. способствовать логическому мышлению учащихся;
2. возбуждать мысль и интерес к предмету
Воспитательная:
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма
Оборудование:
аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;
набор слайдов
фотографии
Тип урока: урок- беседа
Ход урока:
(Звучит песня «С чего начинается Родина?») презентация
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растет…
А может, она начинается
С веселой запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности,
Ты ей в своем сердце принес…
Учитель:
1)- В какой стране мы
с вами живем?
- Гражданином какой страны вы являетесь?
- Как называется столица нашей Родины?
- Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
- Россия – самая большая страна на свете.
- Границы России проходят и по суше, и по морю.
- Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
2)- Что
каждый из вас считает своей малой родиной?
- Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
На доске слова «Башкортостан», «Стерлитамак»
Именно о малой родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.
3)Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
4)У детей листочки, на которых написано: ( читают по очереди)
«МОЯ –
потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди».
5)Что
же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой
живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки?
Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Родина начинается с
того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь
без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая
страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина,
пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными
орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя
Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство,
где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род»,
которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
6)Проводится конкурс №1 «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ,
народность, родник,родной и др.)
Дети объясняют смысл слов.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной,
изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
7)Конкурс №2. А какая она, наша Башкирия?
( По очереди 3 ряда подбирают слова)
Большая, красивая, огромная, богатая, сильная, солнечная….
8)Кто может показать наш город на карте?
9)Учитель. Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях , городах Башкирии? Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок. Кто хочет показать на карте?
10)Учитель:
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему
живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого
начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья,
работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья
детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие
ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому
из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в
самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился
русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.
11)Конкурс №3. Пословицы о Родине.Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается 3 конверта с разрезанными в них на части пословицами. Учащиеся должны собрать и объяснить их смысл.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
Жить - Родине служить.
На чужой стороне, что соловей без песни.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без родины, что соловей без песни.
12) Учитель.
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?
13)Учитель.
Что из истории своего края вы можете рассказать?
История Стерлитамака.
В середине XVIII в., благодаря строительству металлургических заводов в восточной Башкирии, ям превратился в важный коммуникационный центр, и поэтому здесь была заложена соляная пристань. Основателеми города Стерлитамака следует считать татар одноименноей деревни на берегу реки Стерли, а также Савву Тетюшева. Он предложил заложить соляную пристань пристань на реке Ашкадар у устья Стерли. Почтовый ям стал называться Ашкадарской пристанью, а с августа 1766г. — Стерлитамакской.В 1786 г. в г. Стерлитамаке было 142 двора, из которых 96 принадлежали военнослужащим и отставным, 3 — канцелярским служащим, 5 — купцам, 1 — священнику, 37 — разночинцам. Кроме жилых домов имелись казенные строения: дом судебных заседаний и церковь, 5 торговых лавок, 4 соляных склада, 2 склада для продовольствия.До конца XVIII в. строительство в Стерлитамаке осуществлялось без какого-либо плана, и лишь в 1794 г. был утвержден план городской застройки. По нему предусматривалось соорудить земляные валы со рвами с севера и юга, возвести деревянные культовые здания: церковь во имя Казанской Божьей матери и мечеть. На окраине города была построена тюрьма.
В начале сентября 1824 года по пути из Оренбурга в Уфу на несколько часов в Стерлитамаке останавливался император Александр I. Главной целью его поездки был осмотр уральских горных заводов. Народ приветствовал монарха в церкви, произнести приветственную речь поручили священнику Фёдору Ивановичу Базилевскому. Для царя были собраны сведения о городе. Доложили: в Стерлитамаке 298 деревянных домов на 2490 жителей, «фабрик значительных нет, зданий, заслуживающих внимания, нет».В 1831 году в Стерлитамаке впервые за его историю возникает эпидемия холеры. За три летних месяца в городе умерли 368 человек. Зимой 1834 года «по недосмотру» сгорела деревянная церковь. На пожертвования купечества и горожан строится каменный собор имени иконы Казанской Божьей Матери. Он был заложен в 1837 году, а завершилось строительство в 1864 году. Являя собой архитектурный центр города, собор Казанской Божьей Матери был увенчан пятью куполами: большим в центре и четырьмя малыми по углам. Рядом стояла четырёхъярусная колокольня. Собор и прилегающая территория были обнесены кружевной чугунной оградой. В результате административной реформы шестидесятых годов по указу от 5 мая 1865 года Стерлитамак стал числиться уездным городом Уфимской губернии, а не Оренбургской, в состав которой входил с 1798 по 1865 годы.До 40 процентов стерлитамаковцев в этот период занимались сельским хозяйством, огородничеством, частным извозом и чёрными работами. К концу 19 века начала работать крупная мукомольная мельница, имевшая механический двигатель мощностью в 145 лошадиных сил. Кожевенное дело как промысел было поставлено в Стерлитамаке ещё в 90-е годы 18 века переселившимися сюда из Москвы старообрядцами. В середине 19 века Стерлитамак стал центром кожевенного производства во всём крае.Через Стерлитамак проходил один из главных арестантских этапных трактов - Уфимский.
В
годы Великой Отечественной войны в Стерлитамак
были эвакуированы заводы из оккупированных районов. В городе появилось огромное
количество беженцев – население увеличилось с 38 до 70 тысяч человек. 16 тысяч
горожан и жителей Стерлитамакского района ушли на фронт. Более 8500 из них
погибли на полях сражений.
Стерлитамакская земля поставила своеобразный рекорд по числу Героев Советского
Союза. В городском краеведческом музее названа такая цифра: среди славных сынов
Башкортостана, удостоенных этого высокого звания, 24 стерлитамаковца. Это больше,
чем в любом другом городе или районе республики.В начале войны Стерлитамак был
заштатным районным городком, а день победы встречал крупный промышленный центр.
За годы войны в городе произошла промышленная революция. До 1941 г. в Стерлитамаке было 2 крупных
предприятия - мелькомбинат и кожзавод. С конца 1941 г. в город начали прибывать
эвакуированные из западных районов страны заводы и фабрики: Одесский
станкостроительный завод, Славянский и Донецкий содовые заводы, Волховский,
Ново - Подольский и Брянский цементные заводы, завод наркомата боеприпасов,
Бакинский завод "Красный пролетарий", сахарный завод. В Стерлитамак
был перебазирован Московский кожевенно - обувной комбинат. Во второй половине
1941 г. в город был переведен трест "Башнефтеразведка".
14)Ученик 1:
Много в нашей стране есть
больших городов,
Шумом сердца они радуют так!
Мне ж дороже родной городок, небольшой,
С поэтичным названием Стерлитамак!
Ученик 2:
Стерлитамак! Тебе хвала!
В веках увидел ты немало.
Стоишь на свете 200 с лишним лет
Тебя прекрасней в этом мире нет
С каждым годом вширь и в высь растешь
И с годами краше расцветешь.
15) Учитель.
Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
16) Наш
классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает
людей во многие уголки Земли. Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда
будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас
в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий
себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей,
прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной
России!
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».К.Д.Ушинский.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».К.Д.Ушинский.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».К.Д.Ушинский.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».К.Д.Ушинский.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».К.Д.Ушинский.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».К.Д.Ушинский.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
………………………………………………………………………………………………………………………..
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
………………………………………………………………………………………………………………………..
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
………………………………………………………………………………………………………………………..
14) Ученик 1:
Много в нашей стране есть больших
городов,
Шумом сердца они радуют так!
Мне ж дороже родной городок, небольшой,
С поэтичным названием Стерлитамак!
………………………………………………………………………………………………………………
Ученик 2:
Стерлитамак! Тебе хвала!
В веках увидел ты немало.
Стоишь на свете 200 с лишним лет
Тебя прекрасней в этом мире нет
С каждым годом вширь и в высь растешь
И с годами краше расцветешь.
………………………………………………………………………………………………………………
Если дружба
велика, будет Родина сильна.
Жить - Родине служить.
На чужой стороне, что соловей без песни.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без родины, что соловей без песни.
Объявления.
1.Учимся в первую смену. В школу к 8-00 в 210 кабинет (на втором этаже).Первый звонок в 7.55- зарядка, в школе надо быть в 7.45. Вторую обувь – обязательно. Учимся до 11-30.
2.Надо принести 6 тетрадей в клетку (18 листовые) и 6 тетрадей в линейку (18 листовые).
3.Цена 1 обеда 40 рублей.Деньги можно положить на счёт в школе.В долг кормить не будут.
4. Принести номер медицинского полиса (срочно)
5.Расписание на вторник 1.Математика – обложки на тетради
2.Русский язык - обложки на тетради
3.Чтение - общую тетрадь
4.Рисование – альбом, краски, стаканчик, кисточки.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Объявления.
1.Учимся в первую смену. В школу к 8-00 в 210 кабинет (на втором этаже). Первый звонок в 7.55- зарядка, в школе надо быть в 7.45. Вторую обувь – обязательно. Учимся до 11-30.
2.Надо принести 6 тетрадей в клетку (18 листовые) и 6 тетрадей в линейку (18 листовые).
3.Цена 1 обеда 40 рублей. Деньги можно положить на счёт в школе.В долг кормить не будут.
4. Принести номер медицинского полиса (срочно)
5.Расписание на вторник 1.Математика – обложки на тетради
2.Русский язык - обложки на тетради
3.Чтение - общую тетрадь
4.Рисование – альбом, краски, стаканчик, кисточки.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Объявления.
1.Учимся в первую смену. В школу к 8-00 в 210 кабинет (на втором этаже). Первый звонок в 7.55- зарядка, в школе надо быть в 7.45. Вторую обувь – обязательно. Учимся до 11-30.
2.Надо принести 6 тетрадей в клетку (18 листовые) и 6 тетрадей в линейку (18 листовые).
3.Цена 1 обеда 40 рублей. Деньги можно положить на счёт в школе. В долг кормить не будут.
4. Принести номер медицинского полиса (срочно).
5.Расписание на вторник 1.Математика – обложки на тетради
2.Русский язык - обложки на тетради
3.Чтение - общую тетрадь
4.Рисование – альбом, краски, стаканчик, кисточки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.